Смекни!
smekni.com

Культура Казахстана в XVI-XVIII вв. (стр. 2 из 4)

Каждая решетка (кереге) состоит из тридцати шести планок-«саганак», изогнутых посередине. Решетки бывают двух видов:из массивных планок мелкой квадратной сеткой - «тор кез» и тонких планок крупной сеткой - «жел кез». Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема. Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетки каркаса юрты снаружи обкладывались циновками из тростника -шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода - узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами - бельдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками » лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей.

По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады, и другие подсобные помещения.

Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белым войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты - «отау».

Походные юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем был шатер -«курке», составлявшийся из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама үй», состоявшие из трех-четырех решеток - кереге и уыков.

Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижные жилища на колесах - «куйме». Оно покрывалось тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.

Центр юрты - «ошақ» служил местом приготовления пищи. И обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты - «тер» для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босаға». Направо от входа располагалась утварь и посуда, слева - конская сбруя. Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской - «шымылдық».

В северном и северо-восточном регионах Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их называли «жер үй», «кирпиш үй». Площадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава семьи. Однокамерные дома назывались «шошала» или «тошала».

Как видим, и жилище и его убранство были максимально приспособлены к полукочевому образу жизни казахов.

Убранство юрты. Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры - «теке-мет», войлочные ковры с аппликациями - «сырмақ», менее - тканые ковры - «кiлем». Существовало два вида ковров - безворсовые -«такыр кiлем» и ворсовые - «түкті кілем». Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «түс киіс».

Утварь и посуда хранились в подвесных сумках - «аяқ кап», войлочных коробках - «шабадан», ковровых сумках - «қоржын», стоящих из двух равных карманов и соединяющей их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки -«сандық». Деревянные предметы - подставки - «жүк аяқ,» коробы для продуктов - «кебеже», вешалки украшались художественной резьбой.

Одежда, украшения и оружие

Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы -«тон». Шубы из меха пушных зверей назывались «iшік» и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком - «бас тон», синим сукном - «кок тон», парчой - «барша тон». Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребят - «жарғақ, тон». Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались «қылқа жарғақ».

Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов - «кебенек» и халат из тонкого белого войлока - «қаттау». К старинным видам одежды относится также «шекпен» - длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат - «шапан», шившийся из шерстяных и шелковых тканей.

Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской - из туникообразного платья - «көйлек» и безрукавки - «женсізқамзол». Для изготовления женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат.

Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор - «қалпақ» из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались «ак, қалпақ», шляпы с широкими, загнутыми наверх полями - «айыр калпақ». Весной и осенью казахи носили шапки - «бөрік», круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались «тымақ».

Борис девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались «камшәт бөрік», вышитые золотом - «алтын бөрік» украшенные кораллами - «қалмаржан бөрік». Летние легкие шапочки из бархата или парчи - «тақия» украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.

Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор - «сәукеле» - высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани - «кимешек».

Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етiк», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды - «6ip тақа», а также ичиги - «мәсі> из козлиной юфти и галоши - «кебiс» из более плотной кожи. Зимой носили «саптама етік», бедняки -«шокай» и «шарке».

Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли - «кебіс». Богатые женщины носили орнаментированные сапоги «кестелі етік», туфли на высоких каблуках из зеленой кожи - «кек сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.

Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка - «белдис». Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались «Kice». У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также и мягкие кушаки - «күр».

Ювелирные украшения. Женские украшения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты «білезік» покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись в основном из серебряной проволоки в виде душек, колец с подвесками из самоцветов, часто - из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.

Широко использовались накосные украшения — «шашбау» в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой Юнцами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относись и подвески «шолпы».

Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, Нитевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.

Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные - «омырауша», «өңір жиек», «бой тұмар», застежки к поясам - «ілгек», фигурные бляхи к сәукеле - «шылтыр»,массивные шаровидные пуговицы - «торсылдақ түйме», булавки -«түйреуіш».

При изготовлении женских украшений применялась различная техника - литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань чернение,зернь, эмаль.

Оружие. Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли - «қылыш», палаши - «селебе» мечи - «семсер». Широко использовались шпаги - «сапы» кинжалы - «қанжар», длинные ножи с изогнутым клинком - «жеке ауыз», длинные узкие ножи - «бұйда пышақ,». Наиболее распространенным оружием были лук - «садақ» и стрелы. Наконечники стрел были различных форм - четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья - «найза» имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры - «айбалта».

Оборонительное вооружение состояло из кожаных и металлических доспех - «сауыт», стальных кольчуг из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.

С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фитилем и украшенные насечкой серебром - «білтелі мылтық», без насечки - «кара мылтық», с коротким стволом - «самкал». Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кеш», Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины «сойыл» и «шокпар» из березовых жердей, однако во время войны они реже употреблялись.