Смекни!
smekni.com

Московская Государственная академическая филармония: проблемы формирования творческого состава в период 1993-2008 гг. (стр. 2 из 11)

В основу структуры и содержания работы о планировании в организации исполнительских искусств легла изданная книга кандидата экономических наук, профессора – Е.Л.Игнатьевой «Экономика культуры»[10]. Данная работа представляет собой основные аспекты экономики, как на уровне культурной политики государства, так и экономических отношений внутри отдельной организации. Она содержит основные положения главных составляющих экономики культуры – правовой статус организаций, финансирование, планирование, ценообразование, оплату труда, вопросы собственности и хозяйствования.

«Жизнь сцены и контрактный мир» не менее важный источник для изучения общих проблем в искусстве».[11]

В исследовании использован нормативный правовой документ - приказ «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетных организаций Министерства культуры РФ».[12]

Можно также отметить тенденцию появления новых специализированных справочников, разработанных отдельными структурами ВУЗов, ассоциациями и издательствами. Внимание специалистов в решении проблем концертного дела привело к созданию творческой структуры, такой как: Союз концертных организаций России.[13]

«Эта организация основана на членстве юридических лиц - концертных организаций, концертных коллективов.[14]

Некоторые сведения почерпнуты из статей руководителей разных культурных организаций, нормативных документов по вопросам организации и управления в профессиональных творческих организациях.[15] В работе мы обращались к сборнику научных статей ведущих специалистов «Предпринимательство в культуре и культура предпринимательства», авторефератам по диссертациям, альманаху «Арт-менеджер».

По концертному делу интересные данные встречаются в книге английского журналиста Нойберта Лебрехта «Кто убил классическую музыку?».

Были полезны публикации о выдающихся мастерах исполнительского искусства ( Д.Хворостовский, Ю.Башмет, Л.Берман, В.Крайнев, В.Третьяков, Н.Петров, Д.Мацуев, Ю.Темирканов, В.Гергиев, В. Федосеев). Необходимыми для изучения организационных вопросов и планирования являются сборники: «Социально-экономические проблемы развития культуры»(1989), «Театр между прошлым и будущим»(1989), «Экономика и организация театра»(1973), «Вдохновение и расчет». Важны работы выдающихся современных социологов Дадамяна Г.Г.[16], Дмитриевского В.Н.[17], Периодические издания: «Музыкальная жизнь», «Обсерватория культуры», «Музыкальное обозрение», «Академия музыки», «Культура» дают также представление об организации концертной жизни в России.

Автор считает приятным долгом выразить благодарность руководителю преддипломного семинара, профессору Елизавете Леонидовне Игнатьевой за советы и конструктивные замечания, которые оказались, бесспорно, полезными при работе, и научному руководителю, доценту кафедры менеджмента сценических искусств Алексею Анатольевичу Пилюгину за большую помощь в подготовке и написании дипломной работы.

ГЛАВА I: Основные пути по сохранению творческого состава Филармонии в период экономического кризиса

1993-1997гг.

На протяжении всего своего существования Филармония стала предметом интереса многих журналистов, критиков, музыковедов, деятелей культуры и искусства.

Духовно-культурное служение - так можно определить миссию московской государственной академической Филармонии. Задача данной концертной организации - представить наиболее полную и сбалансированную жанровую и репертуарную политику.

Филармония это Федеральное государственное (бюджетное) учреждение (некоммерческая организация) культуры, которое осуществляет свою основную деятельность в области музыкального искусства. Учредителем Московской филармонии является Правительство Российской Федерации. Полномочия Учредителя исполняет - Министерство культуры РФ. Основная деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета.

Планирование творческо-организационной деятельности предусматривает мероприятия, связанные с формированием и обновлением репертуара художественных коллективов и исполнителей, мероприятия по концертному обслуживанию населения соответствующего региона, а также включает в себя работу по музыкально – эстетическому воспитанию детей и подростков и музыкально – просветительную деятельность. Успех музыкально – просветительской деятельности в значительной степени зависит от репертуара концерта и способов его подачи, что определяется основами репертуарной политики: ее целями, задачами, критериями ее построения. Для обеспечения содержательного и качественного уровня исполнения произведений составляется репертуар с обязательным учетом следующих факторов:

- исторических дат, связанных с юбилеями известных композиторов, исполнителей и иных артистов;

- возможностей конкретного исполнителя или художественного коллектива (народный фольклор или классическая музыка);

- помещения проведения концерта;

- публики, на которую он рассчитан.

В начале 1990-х годов специфика уникального, в своем роде, учреждения – «Филармония», заключалась в соединении «под одной крышей» как минимум трех функциональных структур:

- творческого объединения музыкантов (исполнительские коллективы, солисты);

- концертного зала им. П.И. Чайковского;

- и концертного объединения.

К 1993 году Концертное объединение составляло 165 штатных единиц.

В него входили: Музыкально - лекторийный отдел (10 чел.), отдел по работе с детьми (4 чел.), отдел по проведению гастролей (4 чел) и литературно-чтецкий (3 чел).

Творческий состав из 136 артистов составлял: Концертных исполнителей (пианисты, скрипачи, виолончелисты, гитаристы, певцы, органисты) и несколько коллективов.

1. Квартет им. Бородина,

2. Ансамбль «Мадригал»,

3. Ансамбль «Академия старинной музыки»,

4. Ансамбль солистов «Концертино»,

5. Камерный оркестр «Московия»,

6. Ансамбль «Московское трио»,

7. Классик-ансамбль,

8. Ансамбль «Рославец-трио»,

9. Ансамбль «Фортепианный дуэт»

10. Дуэт «Консонанс».

Кроме того в штате Филармонии состояли 3 оркестра:

Академический симфонический оркестр,

Государственный симфонический оркестр,

Государственный камерный оркестр под управлением К. Орбеляна.

Докризисный период деятельности Филармонии охарактеризован как: программно-целевое планирование в разработке творческого процесса. Такому планированию соответствует нормативный метод, включающий в себя обоснование планов заданий с помощью норм и нормативов. Под нормой понимается научно – обоснованная величина, регламентирующая затраты ресурсов на единицу произведённой продукции; под нормативом – совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу произведенной продукции.

Подтверждением тому, что нормативный метод применялся в концертных организациях являлся документ, которым руководствовались организации.[18]

В нем по вопросам художественно-творческой и финансовой деятельности отмечено: « Министерство культуры СССР направляет для руководства Нормы выступлений артистов и дирижеров музыкальных коллективов и Нормы постановок художественного персонала концертных организаций».

На основе данного документа приводим пример месячных норм выступлений в концертах:

1. Симфонические оркестры – 12.

2. Оркестры народных инструментов – 17.

3. Вокалисты – 14.

4. Хоровая капелла – 14.

«Учет норм выступлений всех артистов, концертных исполнителей устанавливается квартальный»[19].

1990-е годы были кризисными как в экономике страны, так и в филармонической деятельности. Не было стабильности в организаторской работе. Концерты посещались зрителями очень редко, особенно это касается ведущих площадок Москвы: БЗК, КЗЧ.[20]

В эти годы в концертах принимали участие не только штатные артисты Филармонии. Несмотря на нестабильную экономическую обстановку в стране, в столицу приглашали гастролеров из регионов России.

Главные концертные залы Москвы заполнялись зрителями, когда приезжали зарубежные дирижеры, пианисты.

Но были и позитивные моменты. Так в ноябре 1997 года открывается телеканал «Культура». Руководителем студии музыкальных программ становится известный пианист Валентин Тернявский. Этот телеканал удерживает позицию – «не включать в программы рекламу». О трудностях говорит сам руководитель: «Представляете, еще за сутки до открытия мы не были уверены, что оно состоится. В последний момент мы приобрели право на показ концерта « Три тенора». И когда днем 1-го ноября мы прибежали на Зубовский бульвар в здание РИА-Новости, откуда идет эфир, мы сами были удивлены, что «Культура» вышла в эфир. Мы не хотим нашего зрителя отпугивать чрезмерным академизмом, мы должны его завоевать. И потому даже в первом концерте у нас соседствовали Л.Паваротти и Л.Армстронг, Пласидо Доминго и Оскар Питерсон.»[21]

Несомненно, открытие на Телевидение такого канала давало надежду на то, что классическое искусство и исполнители будут представлены через такое мощное средство информации, а также и трансляцией из залов, где проводятся академические концерты.

Резко сокращаются гастрольные выезды. Исполнители ориентируются на западные стандарты, требуют повышения гонораров за выступления, хороших условий организации концертов.

Нами проведен статистический анализ данных из «Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ)»[22]. На примере 1997-1998 годов показана статистика концертов симфонических оркестров. Приводятся данные проведенных концертов, где наблюдается их сокращение (от 26 до 4 за год).