К концертам на стационаре относятся концерты, проводимые в концертном зале имени П.И.Чайковского и на постоянно арендуемых площадках – Большой и Малый залы Московской консерватории, Концертный зал Российской Академии Музыки им. Гнесиных, Рахманиновский зал. В этих залах, филармония проводит в среднем около 500 концертов в год.
Показатели работы залов за 2003 год | |
Конц. Залы | Кол-во концертов |
КЗЧ | 276 |
БЗК | 120 |
МЗК | 88 |
КЗРАМ | 25 |
Рахманиновский зал | 12 |
Музей Скрябина | 41 |
Музей Станиславского | 32 |
ГКЗ на Поварской | 25 |
Художественный лицей | 6 |
ГИИ | 32 |
ЦДХ | 21 |
ЦДЖ Музыкальный | 17 |
ЦДЖ Литературный | 15 |
Кусково | 13 |
Институт им.Шнитке | 3 |
ИТОГО по залам: | 728 |
Показатели работы залов за 2004 год | |
Конц. Залы | Кол-во концертов |
КЗЧ | 259 |
БЗК | 110 |
МЗК | 98 |
КЗРАМ | 28 |
Рахманиновский зал | 14 |
Музей Скрябина | 36 |
Музей Станиславского | 16 |
ГКЗ на Поварской | 25 |
Д/К Зеленоград | 2 |
ГИИ | 32 |
ЦДХ | 11 |
ЦДЖ Музыкальный | 14 |
ЦДЖ Литературный | 10 |
Кусково | 12 |
Музей Глинки | 3 |
Дом Музыки | 2 |
Политехнический музей | 2 |
Останкино | 1 |
ИТОГО по залам: | 675 |
По двум таблицам, представленным с показателями работы залов в Москве, можно сделать вывод, что количество концертов к концу сезона 2004 года сократилось. Новая система еще не была внедрена в организационно-творческий процесс, она только набирала силу. Поэтому произошел спад в количестве проводимых Филармонии концертах.
Задачи, стоящие перед Филармонией, не позволяют им ограничивать свою работу только стационарами.
Концертную деятельность можно было бы увеличить за счет гастрольной работы. Но, к сожалению до сих пор не существует «Положения о гастрольно-концертной деятельности», которое регламентировало бы многие специфические вопросы для гастролей.
«В условиях, когда почти 70% населения страны проживают в населенных пунктах, не имеющих ТЗП, особую значимость имеют, связанные между собой проблемы оптимизации размещения сети стационаров и совершенствования гастрольно-выездной деятельности театрально-зрелищных мероприятий».[46]
К выездным концертам относятся концерты, проводимые в других залах Москвы, Московской области, края, если коллектив или исполнитель возвращаются на базу в течение суток. Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что «в общем числе коллективов солидный удельный вес составляют маленькие концертные группы, более подвижные, чем симфонические оркестры, хоры. Ансамбли и т.п. Небольшие коллективы неприхотливы в выборе концертных площадок и могут выступать практически в любых условиях».[47]
Данный принцип, в свою очередь, позволяет воплотить другой не менее важный: максимальное соединение художественных и экономических задач на всех стадиях проекта – от зарождения до воплощения. Такая структура легче приспосабливается к изменяющимся условиям и органично принимает партнеров, которые при реализации заказов Филармонии на равных условиях могут использовать ее ресурсы.
Посещаемость абонемента на сегодняшний день высокая, а сначала его создания (три года назад) была низкая. Но даже сегодня этот проект дотируется. Филармония внедряет такую музыку дозировано, планомерно соединяя с популярной классикой, с известными статусными исполнителями, на которых слушатели обязательно придут.
И все-таки нельзя не отметить, что «очень важный аспект- специфические отношения исполнителя и концертной организации. В последние годы можно было наблюдать постепенное их взаимоотчуждение.
Очень часто солист или камерный коллектив, пользуясь маркой своей филармонии, выступает на других концертных площадках, проявляя своего рода «маркетинговую самодеятельность».[48]
Отсюда можно сделать вывод, что не все так благополучно складывается в творческом процессе. Вероятно загруженность артистического состава концертами недостаточная. Поэтому им приходится обеспечивать себя работой самостоятельно. И это в настоящее время является большой проблемой.
Начиная с 2003 года активизировалась и работа, связанная с абонементами в концертных залах.
« Абонементодержатели» получают право посетить 4 –5 определенных концертов в назначенные дни и извещаются о датах концертов выпуском сводной рекламы. Указанная в абонементах последовательность концертов не является обязательной. В отдельных случаях программы могут быть изменены по причинам (болезнь дирижера, солистами и т.п.), не зависящим от Филармонии. Пропущенные абонементные концерты, компенсируются другими абонементными концертами при наличии свободных мест.
Для работы с аудиторией Московская филармония в сезоне 2004 – 2005 гг. ввела новую систему, разделив абонементы на две группы – социальную и коммерческую. За счет последней, Московская филармония впервые сможет продвигать молодых исполнителей в социальной группе. Так же, в сезоне 2004 – 2005 был задействован более гибкий инструмент – «Персональный абонемент» на конкретного музыканта независимо от зала филармонии, (до этого зрители имели право слушать своего фаворита только в одном из залов). Кроме того, Московская филармония начала сегментировать свои залы по стоимости, выделив в нескольких уже в сезоне 2004 – 2005.
Таким образом, в период с 2003 по 2008 годы работа в Филармонии переведена на новый метод. Он заключается в четком планировании организационно-творческого процесса, полной самостоятельности в организации концертов новыми структурами, такими как «Дирекции концертных программ». И это позволяет творческому составу более свободно участвовать в репертуарном предложении Филармонии.
Нельзя обойти такой острый вопрос, как формирование творческого состава оркестров, особенно больших, симфонических.
В 2007 году был создан Союз концертных организаций (СКОР). Учредителями
являются юридические лица - некоммерческие организации, занимающиеся концертной деятельностью и зарегистрированные в установленном законом порядке. И одной из основных целей - является: содействие развитию филармонического искусства в РФ, а также оказания практической помощи российским филармоническим организациям.
Постоянно действующим коллегиальным органом управления СКОР является Совет, который избирается общим собранием.
По творческому важному вопросу СКОР на совещании в 2008 году принял решение: « создать в рамках СКОР секцию симфонических и камерных оркестров России.»
В настоящее время концертная деятельность в Филармонии соответствует намеченным организационно-экономическим направлениям, что может укрепить и развить исполнительскую деятельность артистов.
Новое – хорошо забытое старое. Когда-то в Филармонии работали концертмейстеры-репетиторы для солистов, которые готовили программы как в абонементы, так и в сольные концерты. Думается, что такая традиция укрепила бы творческий состав исполнителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данного дипломного исследования явилась попытка проанализировать организационно-творческие, экономические, правовые и социальные проблемы в деятельности Филармонии, а также выявить причины возникающих проблем в формировании творческого состава. Чтобы решить эти задачи, была проанализирована общая деятельность государственного учреждения – «Филармонии».
Данная проблема актуальна особенно теперь, когда рыночная экономика вступила в свою полную силу. Изменилась с 2003года структура организации- «Филармония».
И если в Советское время работала система формирования репертуара, запланированных гастролей, существовали нормативы выступлений для каждого коллектива и солистов, то на смену такой инфраструктуры пришла новая система. А именно: реструктуризация всей управленческой системы внутри Филармонии. Организационная система управления – есть упорядочная совокупность взаимосвязанных элементов ( подразделения, творческий состав), находящиеся между собой в устойчивых отношениях, что обеспечивает функционирование организации и ее развития как единого целого. «Филармонии сегодня оказались в довольно сложном положении. Им приходится решать много задач одновременно – это и организация концертов, и сохранение существующей материальной базы, включая здания, и привлечение профессиональных кадров, в том числе поиск новых возможностей их воспроизводства; и организация мероприятий, направленных на увеличение посещаемости концертов разного уровня – от классики до экспериментальной музыки, от академического направления до попсы и т.д. и т.п. Постепенно перенимая западный опыт, филармонии начинают использовать технологии маркетинга».[49]
Филармония должна быть «очень подвижной», живо откликающейся на веяния времени структурой, создавать по возможности наиболее объективную и постоянно обновляемую картину лучших исполнительских сил, она должна быть заинтересована в артисте и уметь поддерживать в нем интерес к себе. Известные коллективы, известных исполнителей надо поддерживать и доступной арендной платой, и приличными гонорарами. Естественно, для того, чтобы концертный механизм работал, необходима спонсорская поддержка.
«В наши дни традиционные государственные институты управления культурой практически освободились от прежде основной функции контроля, но не в состоянии выполнить функции поддержки, в которой так нуждается сегодня искусство. Причин тому множество: от катастрофической нехватки дотаций на культуру до неразработанности принципов, критериев, форм и механизмов государственной поддержки. Тотально-распределительный принцип дотаций обречен – это совершенно очевидно. Система материальной поддержки культуры должна быть гибкой и мобильной, обеспечивающей заинтересованность крупных фирм, предприятий во вложениях в культуру – это тоже очевидно. За рубежом накоплен достаточно богатый опыт организации культурной жизни, который можно было бы позаимствовать. Формы меценатства и спонсорства начинают появляться в зачаточном виде и у нас».[50]