Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального и послевузовского образования
«Российская академия театрального искусства – ГИТИС»
Продюсерский факультет
Кафедра менеджмента сценических искусств
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Московская Государственная академическая филармония: проблемы формирования творческого состава в период 1993-2008 гг.»
Москва
2010
СОДЕРЖАНИЕ
I глава: Основные пути по сохранению творческого состава Филармонии в период экономического кризиса (1993-1997 гг.)
II глава: Изменения творческого состава в новых экономических условиях:
2.1 1998-2003 гг.
2.2 2003-2008 гг.
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Бытие искусства осуществляется в пространстве культурной жизни общества. Переходные моменты для общества и для культуры всегда отмечены активизацией новых каналов художественной информации, интенсивным влиянием различных видов искусства друг на друга.
Исследователь социологии театра Дмитриевский В.Н. отмечает:
«Искусство, культура развивают универсальные способности, творческие потенции личности, служат мощным средством и стимулом пробуждения в человеке «продуктивного воображения». Можно предположить, что через восприятие публики, ее эстетическую, эмоциональную оценку, идеи времени, рожденные жизнью, возвращаются в общественное сознание, и уже на новом, более высоком уровне осмысления, формируют общественное настроение, направляют и развивают самосознание людей»[1].
Новые экономические условия в начале 1990-х годов негативно отразились на многих отраслях человеческой деятельности, в частности на сфере искусства: происходят большие перемены, определившие изменения в организации творческого процесса.
С распадом Советского государства меняются условия культурной жизни в стране, создаются новые организации, занимающиеся концертной деятельностью, появляются первые «Арт-агентства».
На примере Московской государственной академической филармонии, проанализируем динамику изменений в деятельности творческого состава, выявим проблемы, актуализировавшиеся в переходный экономический период.Московская государственная академическая филармония (МГАФ)[2] со времени ее основания (1923 год – Росфил)) была и до сегодняшнего дня является крупнейшей государственной концертной организацией России.
За свою более чем 85-летнюю историю Филармония стала «летописью отечественного исполнительского искусства», неотъемлемой частью мирового культурного наследия.
Несмотря на кризис XX века, Филармония с начала нового столетия становится крупнейшим организатором концертной деятельности в Москве. И особенно она знаменита своими программами, которые способны удовлетворить вкус любого слушателя.
В настоящем дипломном исследовании автор намерен проанализировать творческий процесс Филармонии в период с 1993-го по 2008 год; проблемы формирования творческого состава; изменения организационной структуры учреждения, а также роль менеджмента в успешном развитии творческого потенциала, системы управления и исполнителей.
Автор считает, что «возрождение» связано с назначением на должность Генерального директора А.А. Шалашова[3], который предложил новый подход к управлению и организации концертов. Появились интересные программы. Реализация этих программ стала осуществляться по методу «проектного способа» финансирования. Постепенно публика вернулась в концертные залы.
Многофункциональность, объединяющая в себе основные составляющие концертного дела (артист, продюсер, зритель), определила жизнеспособность Филармонии в новых экономических условиях, что и помогло ей вновь завоевать то исключительное положение, которое она по праву занимает в художественной жизни Москвы.
Сложившаяся организационная структура управления Филармонии соответствует направлениям культурной политики, где учитываются художественные потребности публики, репертуарное предложение на концертные сезоны, а также исполнительские возможности солистов и оркестров. «В силу многообразия форм и видов общения исполнителей со слушателями и зрителями, - рассуждает Е.В.Дуков, - концертная деятельность представляется достаточно неординарной и сложной как объект деятельности профессионального продюсера, менеджера и экономиста. Не даром считается, что она является одной из наиболее сложных и «трудноуправляемых» форм художественной жизни, что экономическая и социально-культурная сторона концертной деятельности не могут рассматриваться изолированно друг от друга».[4]
Пожалуй, самой оптимальной формой организации концертов еще в советский период стала абонементная система концертного планирования, отвечающая задачам исполнителей, публики, зала. Объединение концертов в циклы по тематике, музыкально-художественным направлениям, по жанровым признакам как нельзя лучше позволяет выполнить основную воспитательно-просветительскую задачу исполнительских искусств.
Цель исследования - изучить организационно-творческие, экономические, правовые и социальные аспекты деятельности Филармонии и проанализировать их решения.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать структуру творческого состава, сформированного к 1993 году.
2. Определить динамику развития концертной деятельности Филармонии в новых экономических условиях.
3. Выявить положительные и отрицательные аспекты в обновлении количественного состава артистов.
4. Обосновать теоретико-практические рекомендации по совершенствованию формирования творческого состава в новых рыночных условиях.
Объектом данного исследования является организационно-творческая и экономическая деятельность «Филармонии» в период с 1993-го по 2008 годы.
Предмет исследования связан с проблемами организации художественно-творческой жизни и экономической деятельности Филармонии в период с 1993 по 2008 годы.
Актуальность исследования. Данная работа является одной из попыток провести комплексный анализ процессов, которые привели к изменениям в творческом составе коллективов и солистов Филармонии.Жизнь диктует: изучение правовых нормативных актов, законов маркетинга, менеджмента, учет процесса планирования в профессиональной концертной деятельности, а также значение рекламных акций и продюсирование.
Значимость исследования. Данная работа даст представление о том, как экономические, социальные перемены 1990-х годов повлияли и на культурно-художественное пространство; какие глобальные изменения в творческо-организационном процессе произошли в Филармонии. Исследование имеет практическое значение, так как автор предлагает некоторые пути по совершенствованию и обновлению творческого состава Филармонии.
Методы исследования. В исследовании используются комплексный и системный анализ, а также исторические, социологические (интервьюирование, опросы) и другие методы.
Системный подход, который заключается, во-первых, в рассмотрении систем управления концертной деятельностью как единого целого; во-вторых, в разделении системы на подсистемы и исследования их взаимодействия; комплексный подход предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости.
Данная работа состоит из двух глав.
В первой главе - «Основные пути по сохранению творческого состава Филармонии в период экономического кризиса (1993-1997 гг.)» предлагается комментарий некоторых документов: «Положение об организации концертной работы в СССР», Приказ Министерства культуры СССР «О введении нового порядка формирования творческих составов театров, концертных организаций и художественных коллективов», данные ГИВЦ[5]; документы Филармонии (Устав, концертные программы, статистические данные, составленные по сезонным абонементным книжкам)[6], дается историческая ретроспектива развития Филармонии[7], анализируется экономическая обстановка в 1990-е годы и творческий состав (отделы, оркестры, художественные коллективы, солисты); анализируются этапы развития хозяйствования Филармонии, методы и формы перехода на новую систему организации концертов; исследуются положительные и отрицательные стороны формирования новых структур и подразделений; их влияние на сохранение и развитие творческого состава исполнителей.
Во второй главе- «Изменения творческого состава в новых экономических условиях» рассматриваются 2 периода развития:
- 1998-2003 – годы свободного рынка,
- 2003-2008 – назначение нового Генерального директора А.А.Шалашова, «новое время», реструктуризация организации; создание новых подразделений в виде «Дирекций по программам», использование новых методов менеджмента в свете проектных предложений, маркетинга в филармонической деятельности, изменение отделов Филармонии, в связи с введением новой организационной структуры управления, изменение творческого процесса в новых рыночных условиях.
Также проанализирована специфика экономических показателей менеджмента, координации и контроля организационно-творческой, гастрольно-концертной, абонементной работы.
Степень изученности темы и источниковая база
Существует множество книг, специальных монографических и коллективных научных работ на тему творческо-организационных вопросов в различных отраслях.[8]
Нами использованы отдельные статьи и интервью с творческими деятелями Филармонии, и с руководителями, опубликованные в музыкальных изданиях[9].
Мы обращались к материалам Музея истории МГАФ, где ведется регулярная подборка печатных материалов, интервью. Для статистического опыта и анализа мы воспользовались этими изданиями.