Музей уже давно стал одним из символов Петербурга, который обязательно посещают многочисленные экскурсии. Здесь уже давно сложилась традиция, в соответствие с которой, в день смерти поэта на Мойке собираются почитатели таланта А.С. Пушкина и читают стихи — как пушкинские, так и посвященные его памяти.
Литературные музеи Петербурга — это, чаще всего, музеи-квартиры, связанные с памятью тех писателей, которые жили в них, создавали здесь свои произведения.
К квартире №5/2 по Кузнечному переулку разместился музей Ф.М. Достоевского. В этой квартире великий русский писатель жил последние годы. Здесь в ноябре 1880 г. им был завершен один из величайших романов в истории мировой литературы — «Братья Карамазовы». Здесь Ф.М. Достоевский скончался 28 января 1881 г. 1 февраля 1881 г., в день проводов писателя в последний путь из дома в Кузнечном переулке на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, здесь собрались десятки тысяч людей, а сами похороны вылились едва ли не во всенародное шествие. Какая-то старушка, узнав что с такими почестями хоронят не генерала, а писателя, сказала, перекрестившись: «Значит, большой и хороший был учитель. Царство ему Небесное…»
Музей Ф.М. Достоевского существует уже более тридцати лет. Пять восстановленных комнат квартиры разместили в своих пределах много подлинных вещей, принадлежавших писателю и сохранившихся у его потомков. В ноябре месяце каждого года музей проводит научные конференции, собирающие знатоков творчества Достоевского со всего мира.
Музей-квартира А.А. Блока находится в доме №57 на ул. Декабристов (бывшая ул. Офицерская), в котором поэт поселился в 1912 г. и прожил здесь до самой смерти в 1921 г. С этим домом последний период творчества Блока, когда он написал поэмы «Скифы» и «Двенадцать». Музей Анны Ахматовой размещен во флигеле Шереметевского дворца в бывшей коммунальной квартире на третьем этаже, где А.А. Ахматова прожила почти тридцать лет. В музее, открытом в 1989 г., две комнаты восстановлены как мемориальные, а в остальных находится музейная экспозиция. С 1993 г. действует небольшой музей В.В. Набокова, устроенный в доме №47 на Большой Морской улице, где писатель родился и провел первые свои восемнадцать лет жизни. Неизменный интерес у посетителей музея вызывает коллекция бабочек, собранная Набоковым и переданная в Петербург Гарвардским университетом. А в доме №4/2 по Малой Конюшенной улице расположился музей-квартира М.М. Зощенко, в котором восстановлен мемориальный кабинет писателя, представлены его рукописи, книги и предметы советского быта 20–40 гг. XX столетия.
Зоологический музей Российской Академии наук — один из старейших в России, ведущий свое начало от петровской Кунсткамеры. Он и находится неподалеку от Кунсткамеры — в Южном пакгаузе Стрелки Васильевского острова, где размещается с 1896 г. А из состава Кунсткамеры в отдельный музей он был выделен в 1832 г. по инициативе академика Ф.Ф. Брандта и открылся для посещений в 1838 г. Зоологический музей — третий по величине в мире. Сейчас на трех этажах музея представлено свыше 40 тыс. видов животных — от простейших до приматов. А всего музейные фонды насчитывают около 15 млн представителей фауны, включая огромную коллекцию насекомых. В первом зале музея — два огромных скелета китов. Самый уникальный экспонат — чучело и скелет обнаруженного в вечной мерзлоте в 1799 г. березовского мамонта. Неподалеку находится и мамонтенок, найденный в Магаданской области в 1979 г. Здесь хранятся также скелет вымершей морской коровы, чучела редчайшей рыбы латимерии и глубоководных рыб, добытых со дна Тихого океана, скелет вымершего южного слона, чучела дикого верблюда, снежного барса и гигантского варана с острова Комодо.
Еще один из старейших музеев Петербурга — Музей железнодорожного транспорта. Он возник одновременно с Институтом корпуса инженеров путей сообщения, который был создан в 1809 г. по плану А.А. Бетанкура. Родившийся в Испании, А.А. Бетанкур с 1808 г. поступил на русскую службу и внес неоценимый вклад в развитие русского инженерного дела. По его проектам строились заводы, здания, дороги, водные системы, мосты. С 1819 г. до самой смерти в 1824 г. Бетанкур возглавлял Главное управление путей сообщения. Первоначально, созданный А.А. Бетанкуром музей имел служебное назначение, но с 1862 г. музей стал открытым. В 1901–1902 гг. специально для него архитектор П. Купинский построил здание на Садовой улице. Ныне в музее представлена вся история российских железных дорог, кроме того, хранится коллекция моделей петербургских мостов начала XIX в.
Музей Арктики и Антарктики, основанный в 1930-е гг., посвящен освоению Россией этих заповедных мест земного шара. Известно, что экспонаты в музей поступали прямо по следам событий — палатка легендарных папанинцев, открывших станцию «Северный полюс-1» на дрейфующей льдине, ледовый самолет-разведчик Ш-2 и другие. Позднее в залах музея была открыта экспозиция, которая освещает историю русских высокоширотных экспедиций XVII–XX вв.
***
История петербургских памятников начинается в петровские времена — в 1712 г. по случаю заключения Прутского мира и в 1714 г. в ознаменование победы в морском сражении при Гангуте строились триумфальные ворота, обильно украшенные «эмблематами, скульптурами и картинами». В 1714 г. построили и Петровские ворота Петропавловской крепости в честь освобождения Нарвы в 1704 г., единственные сохранившиеся в Санкт-Петербурге от того времени. Позднее триумфальные ворота и арки в Петербурге возводились неоднократно по случаю различных праздников, коронаций, побед в войнах.
Одним из символов города стала арка «Новой Голландии» — места, где хранился заготовленный для строительства судов корабельный лес. В 1760-х гг. Новая Голландия превратилась в остров, обнесенный со всех сторон кирпичными зданиями, а внутри имеющий вырытый бассейн для захода судов. В 1770-х гг. над протоком, ведущим из бассейна Новой Голландии в Крюков канал по проекту Ж.Б. Валлена-Деламота и возвели величественную арку.
В 1828 г. была торжественно открыта арка Главного штаба, построенная К. Росси в честь победы в Отечественной войны 1812 г. А несколькими годами позже, в августе 1834 г. состоялось открытие Нарвских триумфальных ворот, выполненных по проекту архитектора В.П. Стасова и возведенных на месте деревянных ворот, через которые в 1814 г. в Петербург возвращались воинские части с полей сражений Отечественной войны. На вершине новых каменных ворот разместилась триумфальная колесница, исполненная скульпторами П.К. Клодтом, С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским. В 1945 г. через Нарвские ворота прошли воины-победители в Великой Отечественной войне.
На Московском проспекте стоят Московские Триумфальные ворота, построенные в 1834–1838 гг. по проекту архитектора В.П. Стасова в честь победы в русско-турецкой войне 1828–1829 гг. и подавления польского мятежа 1831 г. Тогда в этом месте заканчивался город и находилась Московская застава. Вид Триумфальных ворот монументален — двенадцать пятнадцатиметровых колонн поддерживают фриз, на котором размещены гербы 29 губерний Российской империи. Части ворот были отлиты из чугуна и меди на петербургском Литейном заводе. В 1878 г. под воротами победоносным маршем прошли части императорской гвардии, принявшие участие в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. В 1936 г. ворота разобрали, но в 1961 г. они были возвращены на свое историческое место.
В 1765 г. императрица Екатерина II пригласила в Россию французского скульптора Этьена-Мориса Фальконе, который должен был изваять памятник Петру I. Очень долго скульптор придумывал, как изобразить Петра. В конце концов, он решил показать, что император восседает на коне не в богатом седле, а на звериной шкуре (символ покоренной «медвежьей» Руси) и облачен в русскую рубаху и античный плащ. На голове воина-победителя лавровый венок, а у пояса — короткий меч.
Поскольку в скульптуре конь, поднявшийся на дыбы, опирается только на задние ноги, то саму скульптуру нельзя было делать тяжелой: конь не удержится в таком положении и рухнет. Чтобы облегчить памятник, Фальконе отлил ее полой внутри. Но и в таком виде удержать на пьедестале вздыбленного коня, имеющего всего две точки опоры, было очень трудно. После долгих размышлений скульптор нашел, наконец, и художественное, и техническое решение — передними копытами конь стал топтать змею, которая стала символом всего что мешало преобразованиям Петра и, одновременно, третьей точкой опоры памятника, ибо змея соединялась с хвостом коня.
Но и пустой внутри памятник весил немало. Для него нужен был тяжелый и прочный постамент, который скульптор представлял себе в виде скалы, на которую на вздыбленном коне поднимается всадник. После долгих поисков огромный камень, расщепленный молнией, крестьяне нашли в 12 верстах от города. Местные жители прозвали его «Гром-камень» — он весил 1600 тонн, сто тысяч пудов!
Потрясающее зрелище начала доставки камня привлекло внимание самой императрицы, приехавшей взглянуть на это уникальное инженерное чудо. В присутствие высочайших особ и многочисленных зрителей, Гром-камень осторожно опрокинули на специально изготовленную платформу. Затем камень-великан начали медленно передвигать по заранее выровненному грунту. Сначала путь шел к реке, там будущий постамент погрузили на огромную баржу, чтобы отправиться к набережной Сенатской площади. Доставка скалы к месту назначения заняла почти полгода.
Торжественное открытие памятника Петру I состоялось в 1782 г. Так на Сенатской площади появилась знаменитая скульптура «Медный всадник», ставшая одним из символов Санкт-Петербурга.
На постаменте этой конной статуи была сделана надпись на русском и латинском языках: «Петру Первому — Екатерина Вторая. Лета 1782». Памятник Петру I непоколебимо стоит на своем постаменте уже более 200 лет.