Смекни!
smekni.com

Франция в эпоху Ренессанса (стр. 2 из 4)

Надо подчеркнуть, что в этот тяжелый для гуманизма период философская мысль, самым ярким представителем которой являлся Петр Рамус (Пьер де ла Раме, 1515-1572), вывела парадигму, критикующую схоластический аристотелизм. «Все сказанное Аристотелем ложно» - афористическое выражение философского нигилизма и свободомыслия как начальной точки развития европейской философской мысли нового времени.

Свободомыслие и новаторство отмечает лучшее, созданное гуманистами в XVI в., что в полной степени и образует гуманистическую культуру этого времени

Новое отношение к литературе сформировано в манифесте Жоашема Дю Белли (1522-1560) «Защита и прославление французского языка». Дю Белли и единомышленники (особенно Ронсар) отказывались от наследия средних веков, и в равной степени переосмысливали отношение к наследию античности. Во французской литературе и поэзии в середине XVI в. идет борьба двух школ – превозносящей античность и школы, стремящийся переосмыслить наследие античности критически. Последняя в итоге побеждает. Апогей ее успеха связан с поздним Ренессансом, и с деятельностью «Плеяды». («Плеяда» - семь поэтических светил на литературном небосводе Франции. Данный термин был введен Ронсаром). В деятельности Плеяды можно проследить различные художественные направления – от позднего Ренессанса до раннего классицизма. Вождь Плеяды, «король» французских поэтов Пьер де Ронсар (1524 - 1585) обогатил поэзию новыми жанрами – национально-патриотической одой, лирическими стихами и «гимнами». Здесь отдельно хотелось бы отметить то, что Ронсар осознает утопию ранних идеалов гуманизма о всеобщем счастье, но старается подменить ее на другую, основанную на мифе о «золотом веке», где блага «золотого века» будут сочетаться с идеалами Ренессанса и культурой античности. Творчество «Плеяды» в данной работе будет рассмотрено ниже.

Гуманистический интерес к человеку особенно проявился в портретном жанре. Торжественно фиксированные позы в портретах Жана Клуэ (ок.1475-1541) сочетались с остротой индивидуальных характеристик. Углублением в реалистическое начало стали портреты Фран Клуэ (1520-1572), жизнеутверждающее начало Ренессанса получили развитие в скульптурах и рельефах Жана Гужона.

В музыке активно развивалось искусство песенной полифонии, воплотившей свойства французского народного пения (шансона). Значительную вклад сюда внесли гугенотские хоралы Гудемеля.

Во Франции, как и в других странах, гуманизм подготовил почву для идей Реформации. В силу особенности реформационного движения во Франции ни в искусстве, ни в литературе XVI в. не сложилась прочная гугенотская традиция противостояния ренессансной культуре. Лучшие произведения протестантизма – Жана Моро, стихи и поэмы д’Обинье были созданы деятелями, творчество которых было теснейшим образом связано с гуманизмом. Благодаря длительной нерасчлененности гуманистического и реформационного течений, во Франции конфессиональная принадлежность не была определяющей в формировании мировосприятия. Так, весьма популярным среди гугенотов было «Рассуждение о добровольном рабстве» Этьена де Лабоэси (1530-1563), выдающегося гуманиста, переводчика Ксенофонта и Плутарха, юриста, поэта, публициста. Оно послужило источником тираноборческих идей, первоначально развивающегося в среде гугенотов. Лабоэси использовал идею античных писателей, славящих республиканские ценности, идею Кальвина о республиканском устройстве церкви.

Идея народного суверенитета присутствует в трудах крупного мыслителя этого времени Франсуа Отмана (1534-1590). Он отмечал право на участие в управлением государства, высказывал идею об общественном договоре между государем и народом, требовал регулярного созыва Генеральных Штатов. Более резкими были высказывания Филиппа Дюплеси. Продолжая идею Отмана, он допускал право народа на революцию при нарушении общественного договора и узурпации власти государем.

Литература периода гражданской войны отмечена печатью кризиса идей Ренессанса. Накал страстей, оттеснение на задний план чувственных, языческих идеалов и наследия высокого Ренессанса характерно в это время для литературы гугенотов. Распря двух течений (Католической лиги и гугенотов) оканчивается лишь с воцарением Генриха Наваррского.

Выдающемся синтезом эпохи гуманизма стали «Опыты» Мишеля Монтеня (1533-1592), вышедшие в 1580 г. и положившие начало новому жанру в литературе – несистемному эссе. В данном произведении Монтень противопоставляет живое, эмпирическое знание, основанное на эксперименте, схоластике и апологетике, хотя и не стремиться осознать квинтэссенцию мироздания эмпирически, ему скорее присуща квиентация (отрешенное миросозерцание). Продолжателем Монтеня стал его друг - проповедник Шаррон (1544-1603). Его трактат о мудрости – фактически переиздание основных идей Монтеня. Он менее скептичен и решающую роль в создании придает откровению.

Но стоит подчеркнуть, что именно его труды, и как труды Монтеня фактически заложили основу рационального мировоззрения XVII в.

Социально-экономическое развитие Франции в XVI в. С конца XV в. Франция, как и другие западноевропейские страны, вступает в эпоху раннекапиталистического развития. В XVI в. во Франции не было единой национальной экономики как таковой, по выражению Ф. Брадена, «страна представляла собой пеструю мозаику из областей, живших своими ресурсами». Франция являлась страной, в которой одновременно сочетались различные типы экономического развития.

В XVI – XVII вв. это самое населенное государство Европы, к концу XV в. численность населения составляет 14-15 млн. человек. Прирост населения проходил, в соответствии ритмам экономического развития страны: после бурного роста первой половины XVI в. произошел спад, совпавший с эпохой религиозных войн, а затем – медленный, задержанный Тридцатилетней войной экономический подъем в следующем столетии.

Страна имела прекрасные природные условия для успешного развития сельского хозяйства. К концу XVI в. традиционная разница в сельском хозяйстве между северными и южными областями усилилась. Если на Севере доминировала монокультура зерновых, чему способствовала исключительная плодородность почвы, то на Юге природные условия благоприятствовали поликультуре и крестьянских хозяйствах сочетались зерновые, фруктовые сады и виноградники. На этом фоне развивалась специализация малых сельскохозяйственных районов, особенно винодельческих, вблизи крупных городов активно развивалось огородничество. Основная ячейка сельской экономики была весьма гибкой формой, способной использовать специфику локальных природных условий, что породило крайнюю простоту крестьянских хозяйств.

К этому времени основная часть земель при тогдашнем уровне аграрной техники была освоена. Французское крестьянство в условиях густонаселенности страдало от безземелья. Техническое оснащение сельского хозяйства оставалось слабым и экономика развивалась медленно.

К середине XVI в. большинство крестьян были лично свободными и владели землей на правах вечнонаследного держания, что являлось их важнейшим отличием от английских копигольдеров и приводило к фактическому превращению цензив в крестьянскую собственность, хоть и обремененную феодальной рентой.

Во второй половине XVI в. экономический рост в стране сменяется упадком: урожаи следовали за неурожаями, гражданские войны опустошали страну, а рост налогов приобрел катастрофический характер; страна примерно на столетие погрузилась в экономические трудности. В этих условиях процесс обезземеливания крестьянства усиливается. Сеньоры, горожане и просто богатые крестьяне скупают и образуют средние и большие фермы. С каждым годом предприятия такого рода приносили все большие прибыли, поэтому процесс обезземеливания крестьян развивался по нарастающей.

Основными статьями королевского дохода во второй половине XVI – начале XVII вв. были поступления с домена, прямой налог – талья, косвенные налоги на продажу соли и вина. С середины XV в. они из экстраординарных превратились в постоянные. Но их размер определялся королем, которому приходилось считаться с возможностью антифискального выступления. Сильнее всего облагались области королевского домена в центре и на северо – востоке страны. Отдаленные же провинции не без успеха боролись за снижение налоговой ставки.

Тем не менее, общий размер налогов постепенно возрастал – если при Людовике XII налоги в год собирали 3 миллиона ливров (70 тонн серебра), то Генрих II повысил эту ставку до 13,5 миллионов (209 тонн).

Торговля. В XIV – XV вв. Франция была в стороне от главных мировых торговых путей. Старые шампанские ярмарки, до конца XIII в. служившие важным центром контакта с северными областями и Средиземноморьем, утратили свою значимость. Но с 50 - 70-х гг. XV в. Франция втягивается в систему мировой торговли благодаря купцам Италии, которые во главе с торговым домом Медичи переносят свои представительства из Женевы в Лион. Это, а также политика Людовика XI, учредившего в Лионе ярмарки с исключительно благоприятным торговым режимом; удачное расположение Лиона - близ слияния Сонны и Роны, связан водными путями с верховьями Сены и Луары, бассейном Рейна и Средиземноморьем,- все это превращает Лион в XVI в. в крупнейший заальпийский центр итальянской торговли, своего рода распределительный пункт левантийский пряностей и итальянских шелков во Франции. Французские купцы, разумеется, были недовольны, доминированием итальянцев в тандеме, но не имели достаточных средств, чтобы потеснить итальянцев. С другой стороны, они были как бы ученичестве у первейших негоциантов в Европе и получали долю в их прибылях. Внутренняя же торговля была в руках у французов, итальянцы редко забирались дольше Лиона.