Смекни!
smekni.com

Франция в эпоху Ренессанса (стр. 4 из 4)

Значительно активизировалась в XVI в. законодательная деятельность государства. Появляются «большие ордонансы» с широкими проектами реформ, затрагивающими все сферы жизни общества. Их эффективность была невелика, но они подготовили системное законотворчество кольберовской эпохи. Стоя на страже сословного строя страны, государство берет на себя определенные привилегий, обязанностей, взаимоотношения сословий и их комплектование. Слой высшей знати, теоретически остававшийся аристократией крови, представляли собой созданную монархией социально-политическую элиту; высшие дворянские титулы пэров и герцогов давались только королем, который награждал ими выдвинувшихся на его службе придворных. Сама принадлежность ко второму сословию уже требует королевского подтверждения; в стране начинают проводиться расследования о законности прав на титулы, и только официальный приговор королевских комиссаров дает дворянам официальное подтверждение их привилегий.

Меньше власть интересуют ранги внутри третьего сословия, но и здесь не обходиться без ее вмешательства. Государственное регулирование проникает до самых низов социальной лестницы, и администрация даже берет на себя организацию государственного призрения, правда, в порядке частной инициативы.

Реформация и религиозные войны. После пресечения со смертью Карла VIII (1483-1498) прямой линии династии Валуа трон Франции перешел к Валуа Оранским – Людовику XII (1498-1515) и Франциску I (1515-1547). Эти три царствования были эпохой прогрессивного развития, относительной социально-политической стабильностью и пышного расцвета ренессансной культуры. В это же время Нормандия, Бургундия, Прованс и ряд прочих провинций в нарушение первоначально данных им хартий теряют свои традиционные права, все более подчиняясь королевской власти. Хотя в целом унификация земель не была закончена, к началу XVI в. основной комплекс французских земель уже сложился

Тяготы налогового гнета, вызванные затянувшейся Итальянской войной, приводят к антифискальному протесту и началу административных реформ. Эти процессы определили правление Генриха II (1547-1559), ставшее переломным моментом в истории французского абсолютизма. Военное напряжение достигло апогея, рост налогов вызвал ряд восстаний и концу правления Генриха II начинается движение кальвинистов – гугенотов, что явилось показателем общественного недовольства.

Реформация во Франции была одной из сторон кризиса средневекового христианства как социально-политической и религиозной системы, одной из фаз перехода от коллективной религиозности средневековья к более духовной и индивидуальной религиозности.

Но все же кризис средневековых христианских ценностей и распространение Реформации во Франции шло медленно, ведь Сорбонна была столица средневековой теологии и долго доминировала в интеллектуальной жизни не только страны, но и Европы. Это сокращало возможности развития оппозиционных ей концепций. Но новое зарождалось и во Франции, в частности, благодаря вхождению в нее Бургундского государства и других северо-восточных областей.

В 20-30-х гг. во Франции усиливается учение Лютера, но Сорбонна, давно искоса смотревшая на усиление протестантизма, парламент и большая часть население Франции активно стали выступать против французских и иностранных реформаторов. Поскольку становилось видно, что протестанты выступают уже не столько за очищение веры, сколько за создание своей собственной церкви, верховная власть должна была сделать выбор либо в пользу союза с католической церковью, либо в пользу войны с ней. Надо сказать, что в то время среди государственных деятелей бытовало четкое понимание, что религия – это орудие социального порядка, и нарушение единства веры может повлечь за собой социально-политические потрясения. Кроме того, авторитет французских королей во многом зависел от католической церкви: она, в обмен на поддержку государства, декларировала божественный характер королевской власти, приписывала королям сверхъестественные свойства лечить некоторые болезни прикосновением и т.д. Поэтому конечный выбор власти стал очевиден. Гонения на протестантов были особенно сильны при Генрихе II, когда при Парижском Парламенте была создана Огненная палата – специальный трибунал по борьбе с ересью.

К середине столетия, несмотря на гонения, протестантизм окреп. В 30-40 гг. во Францию приходят идеи швейцарских протестантов, особенно Кальвина. По мере укрепления его позиций в Женеве, Кальвин в 50-х гг.начинает полномасштабную пропаганду. Во Франции организовываются тайные типографии и рассылка пастырей по стране. Ряды французских кальвинистов росли, хотя многие из них внешне придерживались католицизма. Во многом это было связано с конъюнктурой: в социальном плане разницы между католицизмом и протестантизмом не было, дворянство было расколото: кальвинизм принимали обиженные двором дворяне или клиентела протестантских принцев. Приверженцы новой веры имелись и во всех слоях городского населения. Это было связано и сепаратизмом, особенно в южных и юго-западных городах. Юг Франции был старым центром еретических движений, к тому же его завоевание католическим Севером XIII – XIV вв. было поверхностно.

Во время регентства Екатерины Медичи правительство пытается проводить в жизнь политику частичного разрешения кальвинизма для того, чтобы избежать гражданской войны. Но правительство регентши не завоевала авторитета, обстановка была накалена до предела. Вскоре, в 1562 г. вспыхнула первая религиозная война, спровоцированная убийством дворянами в Восси протестантов. Начался ряд войн, время от времени прерываемый перемириями, когда протестантом разрешалось свободное отправление культа; но каждый раз из-за вспышек фанатизма военные действия начинались вновь. Наиболее драматичными были события т.н. Варфоломеевской ночи – 24 августа 1572 г. в Париже было убито несколько сотен протестантов, которые собрались на свадьбу Маргариты Валуа и лидера протестантов Генриха Бубона, короля Наварры. Эта свадьба должна была стать последним актом в заключение мира между протестантами и католиками…Вести о «Парижской кровавой свадьбе» вызвали ряд погромов и в других городах, причем их жертвами стали как протестанты, так и католики.

Гугеноты на всплеск насилия ответили политическим ходом: в южных и юго-западных провинциях протестанты достигли политического преобладания и организовали унию городов, управляемых постоянными ассамблеями. В 70 гг. XVI в. протестантское «государство в государстве» фактически отстояло свою независимость.

В противовес все более усиливавшимся протестантам в 1585 г. создается Лига – союз католических городов во главе с Парижем.

Вскоре разразился династический кризис, совпавший с изменением политической конъюнктуры: в 1588 династия Валуа прервалась, а единственный законный наследник - Генрих Бурбон, был протестантом и Лига не могла позволить ему получить корону. Началась эпоха междуцарствия – самая тяжелое пятилетие в истории гражданской войны. Страну опустошали дворянские отряды и армии наемников. Франция была поставлена на грань национальной катастрофы – в Париже стоял приглашенный Лигой испанский гарнизон, а испанский король Филипп II и папа обсуждали возможность возведения на французский трон испанского принца.

Но центростремительные тенденции взяли верх – их сплотил переход Генриха Бурбона в католицизм. В 1594 г. столица открыла ворота новому королю. Католические и протестантские вельможи за признание Генриха Бурбона легитимным правителем получили щедрые подарки – губернаторства, пенсии, придворные должности. Окончательным итогом религиозных войн стал Нантский эдикт 1598 г., завершивший серию эдиктов примирения – протестанты получили все гражданские права и возможность публичных богослужений. По дополнительным статьям эдикта им были сохранены в качестве гарантии их военно-политические организации – регулярные ассамблеи, крепости, гарнизоны и др.

Таким образом, в XVI в. во Франции закладываются основы отличного от сословно-представительной монархии – монархии абсолютной. Укрепление и расширение бюрократического аппарата, активная законотворческая позиция власти и стремление к регламентации разных сторон жизни общества, ослабление позиций церкви и подчинение ее государству – это те краеугольные камни, которые позже и стали основой французского абсолютизма как эталона. Тесно связано с ним и построение капиталистической экономики: у идейно новой государственной власти идейно новая экономическая база. Поскольку эти явления взаимосвязаны, очевидно, что экономический кризис середины XVI в., вызванный религиозными войнами, и хозяйственной разрухой как следствием, негативно сказался и на становлении новой политической системы. В свою очередь, недостаток государственных дотаций в сферу международной торговли и организацию мануфактур, значительно замедлил развития капитализма во Франции.

Эпоха Ренессанса и связанные с ней идеи гуманизма началась во Франции более поздно, но развивалась более интенсивно, чем в других странах, в том числе и благодаря «импорту» Ренессанса. Проникновение произведений искусства, мастеров, мыслителей были тем катализатором, который ускорил процесс трансформации мировоззрения жителей Франции, а соответственно, и противоречия между представителями прогресса и реакции сделались более острыми. Тем не менее, ни католическая реакция, ни гражданская война остановить развитие гуманизма не смогли, что означает, что Франция достаточно созрела, чтобы принять идеи Ренессанса и его культуру, несколько ассимилировав их. Хотелось бы отметить, что как раз наивысшие достижения деятелей французского Ренессанса рождены на стыке античного наследия и традиционной культуры – роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», например, основан на народных преданиях о великане-обжоре, а дополнительно в него Рабле добавил свои гуманистические идеалы, изложенные, опять-таки народным языком. Тоже мы наблюдаем в музыке, скульптуре, живописи. Таким образом, идеи гуманизма хоть и пришли во Францию извне, но развивались с учетом местной специфики. Еще одной специфической чертой французского гуманизма можно назвать сочетание античного наследия, значимость которого в течение XVI в. все более подвергается сомнению, и протестантизма.


Список использованных источников

1. История Европы. - Т.3. - М.,1993. - 750 с.

2. История Франции. - Т.1. - М.,1972. - 410 с.

3. Жоашен Дю Белле. Римские древности. // Поэты Возрождения.-М.,-Гослитиздат. - 1955. - 283 с.

4. Культура Возрождения и общество. - М.,1986. - 435 с.

5. Лебедев С.Ю. Мировая художественная культура. - Мн.:Дизайн ПРО, 2006. - 366 с.

6. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. - М.,2003. - 493 с.

7. Французская монархия и церковь (XV – сер. XVI в.). - М.,1992. - 112 с.

8. Ренессанс. Образ и место Возрождения в истории культуры.-М.,1987.-489 с.

9. Соколов Б.В. 100 великих войн. М., Вече.- 2005.-537 с.

10. Чернокозов А.И. История мировой культуры.- Ростов-на-Дону. Феникс. -1997. – 472 с.