В начале работы, перед изучением вопросов, связанных со спецификой французского гуманизма, целесообразно вкратце рассмотреть социально-политические и историко-экономические процессы, которые происходили во Франции в течении XVI в. Именно это столетие было переломным в истории страны: от сословно-представительной монархии с феодальной экономикой Франция переходит к абсолютистской монархией с экономикой более-менее капиталистической. Этому сопутствовал и глубокие культурные, духовные перемены, как в обществе, так и умах людей, их мировоззрении. Ниже эти рассмотрим эти процессы подробнее.
Прежде всего, рассмотрим влияние итальянского Возрождения на Францию.
Сам факт появления Возрождения именно в Италии не случаен. Великая и в тоже время простая античная культура открыла человечеству простор для развития. Искренне восхищение западноевропейского человека античностью стало рычагом, позволившим ему понять и транслировать античный способ отношения к миру и античные ценности. Здоровый, не испорченный авторитарностью способ отношения к миру итальянцев был обогащен возможностями личностного развития. Это сочетание привело к рождению людей, личность которых уже во многом определяла тип культуры. В свою очередь, условием существования этой культуры являлось процветание новой личности.
В итальянском Возрождении выделяют Проторенессанс (XII в. – XIV вв.) и Ренессанс, в котором, в свою очередь усматривают три периода: раннее Возрождение (в литературе с XIV вв.), высокое Возрождение (конец XV в.) и позднее (XVI в.). Во второй половине XVI в. наступает продолжительная феодальная реакция из-за политического и экономического упадка в регионе.
В XV – XVI вв. Возрождение распространяется на северные страны, территориально близкие к Италии, но в тоже время существующие в юолее суровых климатических условиях, с относительно недавним «варварским прошлым», в т.ч. Францию. Особенностями этого Северного Возрождения было сильное влияние прогрессивных достижений итальянской гуманистической культуры.
В последней трети XV в. во Франции появляются первые гуманистические кружки.
В некоторых из них стали высказываться идеи, близкие к реформаторским. Наиболее видный кружок сложился вокруг Левефра д‘Эталя. Именно он в 1512 г. сформулировал главное положение Реформации об оправдании верой. франция возрождение гуманизм
Под термином «гуманизм» большинство современных исследователей понимают прогрессивное движение эпохи Возрождения, основной идеей которого была идея антропоцентризма – т.е. человек, его мысли, желания, возможности. Надо подчеркнуть, что сам термин «гуманизм» возник в XVII в. Основным девизом гуманизма можно считать фразу Демосфена – «Человек – мера всех вещей». Деятели гуманизма своей целью ставили проповедование человечности в отношениях между людьми, любовь к людям и уважение к ним. Появления гуманизма можно объяснить как прямое следствие Ренессанса – в противоположность основной идеи средневековья о том, что человек - ничто и полностью подчинен воле Бога, ставились идеи античных мыслителей о высокой значимости личности, индивидуальности и неповторимости каждого человека.
К концу XV в. во Франции устанавливается устойчивые ренессансные тенденции в литературе, живописи, скульптуре и т.д. Большинство французских исследователей относит завершение Ренессанса во Франции к 70-80 гг. XVI в., рассматривая конец XVI в. как переход от Ренессанса через маньеризм к барокко и позднее – классицизму.
Для раннего французского Возрождения характерна разработка античного наследия, углубляющаяся по мере культурных контактов с Италией.
С конца XV в. во Францию приезжают итальянские писатели, художники, историографы, филологи: поэт Фаусто Андренини, ученый грек Иоанн Ласкарис, филолог Юлий Цезарь Слапигер, художники Бенвенутто Челлини, Леонардо да Винчи. Благодаря изяществу стиля труд Павла Эминя «10 книг о деяниях франков» служил примером для подрастающих поколений французских гуманистов.
Юноши из знатных и богатых родов стремились в Италию, чтобы воспринять богатство итальянской культуры. Это отразилось на характере французского Возрождения, особенно на его начальной стадии, придав ему заметный аристократическо-дворянский отпечаток, что сказывалось в усвоении знатными семьями, прежде всего внешних элементов культуры итальянского Ренессанса и широком меценатстве французского королевского двора. Покровительство нарождающейся французской интеллигенции оказывали Анна Бретонская, Франциск I; традиции литературного кружка Анны Бретонской продолжила впоследствии Маргарита Наваррская, привлекшая к себе Рабле, Лефевра д’Эталя, молодого Кальвина, Клеммана, Маро, Бонававентюра и т.д.
И все-таки, нет основания сводить специфику французского Возрождения лишь к аристократизму, равно как и выводить его генезис лишь из итальянских влияний. Культура французского Возрождения вырастала, в первую очередь, лишь на своей почве. Основой его зарождения явилось завершение политического объединения страны, складывание внутреннего рынка и постепенного превращения Парижа в экономический, политический и культурный центр, к которому тяготели самые отдаленные регионы. Мощным стимулом для развития французской культуры так же послужило окончание Столетней войны, вызвавшее рост национального самосознания.
Развитие гуманистической культуры было бы невозможно без повышения общего уровня образования. О грамотности населения, особенного городского, свидетельствует огромное число рукописных книг. Заметное место среди них (кроме Библии и сборников средневековых фаблио) занимают рукописи, близкие по типу итальянской гуманистической новеллистке («Великий образец новых новелл» Никола де Труа, «100 новых новелл», совместивший влияние «Декамерона» Боккаччо с традициями народной культуры Средневековья), которые открывают новое направление в народной литературе французского Ренессанса. Развитию культуры во Франции способствовало и распространение книгопечатания.
В 1470 г. при Сорбонне была создана первая типография, которая печатала латинских авторов. К концу XV в. количество типографий растет. Первые издания предназначались широкому кругу читателей, именно они закладывали основы традиции народных книг.
На развитие гуманизма оказывали влияние не только контакты с Италией, но и Германией, Англией и Нидерландами. Так, например Эразм Роттердамский находился в постоянной переписке с деятелями французского гуманизма.
К деятельности круга Эразма во Франции относились знаток латыни и филолог Роберт Гаген, филологи-эллинисты Лефевр д’Эталь, Гийом Броде, Луи де Берке. Популярностью пользовалась «Похвал глупости», переделанная по заказу Людовика XII в спектакль «Принц дураков», который и был поставлен на парижской сцене в 1511 г.
Среди деятелей начального периода развития гуманизма во Франции особо хотелось бы выделить Лефевра д’Эталя и Гийома Боде.
Одним из наиболее выдающихся французских гуманистов был Лефевр д’Эталь (1450-1536) – филолог, философ, теолог, математик. Он получил блестящее образование во Флоренции, был хорошо знаком с Пико делла Мирандолла, с его именем появление во Франции школы математиков и астрономов. В 1512 г. он издал «Комментарии» к посланиям апостола Павла, в которых высказывал необходимость критически относиться к ним как историческому источнику. Его же перу принадлежит труд о необходимости переосмысления трудов Сократа как виднейшего философа античности. Помимо этого, он перевел Библию на французский язык, осужденный Сорбонной как еретический.
Гийом Броде (1467-1540) так же являвшийся одним из вождей гуманизма, внес существенный вклад в изучение математики, естественных наук, искусства, философии, римского права и греческой филологии. Благодаря его стараниям была основана библиотека в Фонтенбло (позже она стала основой Национальной библиотеки) и Коллеж де Франс, где преподавались греческий, латинский и древнеарамейский языки.
Филологические изыскания были одной их наиболее сильных сторон гуманистической культуры этого периода, классическая латынь изучалась во многих гуманистических кружках, в крупных городах, например, в Лионе.
Королевский двор поощрял переводческую деятельность, что обогащало французскую гуманистическую культуру духовными достижениями других стран, особенно Италии и Древней Греции. К концу XVI в. на французский были переведены все известные в то время греческие классики. «История» Фукидида в переводе Клода де Сейсселя стала популярнейшей книгой во Франции XVI в. Эпоху культурной жизни общества так же составили Жана Амио (1513-1593), издание «Жизнеописаний знатных римлян и греков» Плутарха принесло ему славу лучшего переводчика и блестящего писателя.
Творчество ранее упомянутого кружка Маргариты Наваррской так же оставило заметный след в развитии гуманистической литературы во Франции – его членами было создано большее количество стихотворений, отразивших философские, нравственные и художественные искания того времени. По сборнику «72 новеллы» - «Гептамерон» можно наблюдать эволюцию духовного мира самой Маргариты Наваррской – от мистических поисков молодости к принятию гуманистических идеалов жизни до осознания противоречивости между этими идеалами и жизнью.
Пиком развития французской гуманистической литературы многие исследователи считают творчество Франсуа Рабле (1494-1553) и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В нем Рабле, блестяще используя гротескные образы, иносказания и прозрачные намеки критикует средневековую схоластику и мистику, служителей церкви, описывает свои гуманистические идеалы. Деятельность Франсуа Рабле и его идеалы, нашедшие отражения в этом романе будут подробнее рассмотрены ниже.
Весьма значимую роль на развитие гуманизма во Франции сыграла гражданская война последней четверти XVI в., которая привела к некоторому застою в культурной жизни. Специфика здесь в том, что страна, разделенная на две стороны - сторонников протестантов (гугенотов) и сторонников Католической лиги, сражалась, фактически и за то, чтобы либо максимально уничтожить достижения Возрождения во Франции, либо окончательно адаптироваться к ним. Таким образом, и светские деятели гуманизма, и деятели протестантизма оказались в одном лагере – победа реакционной Католической лиги означала бы фактическую смерть для них самих и их идей. Отсюда и та специфика позднего французского гуманизма, который совмещает в себе и классические черты Ренессанса, и идеи протестантизма.