4) вместо единой универсальной модели современности, которой долго считали США, появилась идея движущих центров современности и образцовых обществ - не только Запад, но и Япония, и «азиатские тигры»;
5) уже ясно, что нет и не может быть унифицированного процесса модернизации, ее темп, ритм и последствия в различных областях социальной жизни в разных странах будут различны;
6) современная картина модернизации намного менее оптимистична, чем прежняя, - не все возможно и достижимо, не все зависит от простой политической воли; уже признано, что весь мир никогда не будет жить так, как живет современный Запад, поэтому современные теории уделяют много внимания отступлениям, попятным ходам, провалам;
7) сегодня модернизация оценивается не только по экономическим показателям, которые долгое время считались главными, но и по ценностям, культурным кодам;
8) предлагается активно использовать местные традиции;
9) сегодня основной идеологический климат на Западе - отказ от идеи прогресса - главной идеи эволюционизма, господствует идеология постмодернизма, в связи с чем рухнула сама концептуальная основа теории модернизации.
Таким образом, сегодня модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику. При этом современное общество определяется либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, либо как общество, вырастающее из индустриальной стадии и несущее в себе все ее черты. Информационное же общество является стадией современного общества (а не новым типом общества), наступающей вслед за фазами индустриализации и технологизации, и характеризуется дальнейшим углублением гуманистических основ существования человека.
Литература
1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб., 1993.
2. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М., 1998.
3. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М., 1983.
4. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.
5. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. - М., 1983.
6. Коул М., Скрибнер С. Мышление и культура. - М., 1994.
7. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994.
8. Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М., 1994.
9. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.
10. Сикевич 3. В. Социология и психология национальных отношений. - СПб., 1999.
11. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996.
12. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Л., 1989.
13. Этнознаковые функции культуры. - М., 1991.