Смекни!
smekni.com

Архетектура Тюмени и ее культурное своеобразие (стр. 4 из 5)

Музей геологии, нефти и газа.

Музей геологии, нефти и газа знакомит посетителей с новой эпохой в истории тюменской земли, ознаменовавшейся стремительным освоением ее природных богатств. В музее воссоздана хронология первых геологоразведочных работ, осуществлявшихся на территории Тюмени и ее окрестностей, а позднее — в районах Тюменского Севера в период с 1930-х — по 1950-е годы. Экспозиция музея рассказывает о людях, которые, несмотря на разочарования первых десятилетий, в сложнейших природных условиях продолжили проведение исследований, увенчавшихся открытиями в 50-х — 60-х годах ХХ века крупнейших в мире нефтяных и газовых месторождений. Залы музея дают достаточно полное представление об экологических и социокультурных проблемах, ставших следствием невиданного по своим темпам и масштабам индустриального освоения северных районов Тюменской области. Среди них — задача сохранения культуры коренных народов, издревле населявших эти земли. В музее представленные образцы национальной одежды, предметов быта, жилых и хозяйственных построек хантов, манси и ненцев. В музее работает постоянная экспозиция «Минеральные богатства Западной Сибири», представляющая коллекцию редких минералов и ряда других ценных ископаемых, обнаруженных на Тюменской земле. «Жемчужиной» этой экспозиции является карта Тюменской области, изготовленная из ценных камней.[14]

Дом Машарова.

Дом Машарова (ул. Ленина, 24) - одно из самых красивых и уютных каменных зданий Тюмени. Уличные фасады особняка густо покрыты декором, но, тем не менее, ощущения прегруженности не возникает. Кроме того большие прямоугольные окна особняка вносят ощутимый порядок в организацию фасадов, являются их основным элементом. Большую роль в архитектонике фасадов играет профилированный карниз, поддерживаемый кронщтейнами. Над кронштейнами сверху поставлены кирпичные столбики, между которыми укреплена ажурная металлическая ограда. Рисунок ограды соответствует стилистике модерна. В отличие от традиционных жилых домов главный вход в дом Машарова устроен с улицы. Вестибюль выявлен на фасаде небольшим ризалитом с аттиком. Дверной проём имеет арочную форму. Над ним устроен большой козырёк сегментной формы, поддерживаемый ажурными металлическими консолями. Это железное кружево украшает и улицу. Подобные металлические козырьки стали распространёнными в России с конца XIX века. В то время стало престижным иметь оригинальное, не похожее на соседнее крыльцо. Каждое выходящее на улицу окно обрамлено большим наличником с подоконной лепной гирляндой. Красота стен особняка завершается рустовкой углов. Декоративное богатство фасадов дополняется красивыми водосточными трубами - произведениями железопросечного искусства.

Дом Иконникова.

Наиболее ярким примером полностью деревянного здания, в архитектуре которого используются мотивы каменного зодчества, является дом Иконникова (ул. Республики, 19). Фасад с видом на площадь строго симметричен. Главная ось его отмечена фигурным фронтоном барочного типа - с венчающими и фланкирующими волютами, а также двумя резными колоннами, несущими креповки карниза. Сходство с каменными зданиями усиливается сплошной обшивкой стен узкими рейками с выявлением швов, что создаёт иллюзию рустовки стен. Но при всём этом деревянные наличники выполнены в традиционном тюменском духе. Дом Иконникова, поднятый на цокольный этаж, прямоугольный в плане, но оживлённый большим ризалитом на главном фасаде. Ризалит имеет очень интересную деталь - барочно-ренессанскую полукруглую нишу с резной раковиной в своей верхней части. Под ней подвешен своеобразный овальный медальон. Ниша прикрыта сверху сегментным фронтоном, заполненным традиционной тюменской объёмной резьбой. Над этим фронтоном возвышается другой венчающий фасад ризалита.

Интерьеры дома Иконникова имеют роскошный и изысканный вид благодаря насыщенному лепному декору. Каждое помещение особняка имеет свою индивидуальную гипсовую отделку. Планировка дома выполнена в стиле, который называется анфиладой, то есть последовательно расположенные комнаты и соединённые друг с другом дверными и арочными проёмами. В этой небольшой спальной комнате со скругленными углами в верхней части стен выполнены квадратные кессоны. А потолок украшен гигантской объёмной розеткой. Художественная выразительность миниатюрной комнатки очень привлекает своей красотой и задерживает внимание именно здесь. Печь-камин является гармоничной частью интерьера. Отделка печи-камина глиняными изразцами в былые времена являлась уважением хозяина к самому себе. Потолок гостиной украшен сложным лепным плафоном, но вместе с тем отличается тёплой гармоничной композицией, а верхняя часть стен богато профилирована и украшена декоративными кронштейнами.

Дом – музей "Городская дума".

Городская Дума представляет собой двухэтажный прямоугольный объём на цокольном этаже. Ось главного фасада выделена четырёхколонным коринфским портиком. По оси противоположного фасада размещён небольшой объём ретирад.

Главный портик увенчан ступенчатым аттиком. В уровне второго этажа между портиком и стеной здания устроен большой балкон. Важный элемент фасада — высокая наружная лестница.

Несмотря на небольшие размеры, городская управа выглядит очень значительной. Сказывается, очевидно, её островное положение, спокойные пропорции, большая высота цокольного этажа, а главное — наличие большого портика и внушительной лестницы. Большое значение имеет и тактичность декора: оконные проёмы чётко прорезают массивы стен и не имеют наличников. Лишь небольшие декоративные замковые камни над окнами первого да прямые сандрики на кронштейнах над окнами второго этажей являются украшающими элементами. Здание стоит на высоком цоколе, обработанном линейным дощатым рустом. Этот вид руста самый “абстрактный” из всех, ибо он не имитирует кладки из каменных блоков, а лишь разрезает стену параллельными линиями и тем самым создаёт образ находящейся под нагрузкой однородной массы.

Городская дума — памятник архитектуры XVIII века (построена в 1795 году), одно из первых гражданских зданий в то время провинциального городка Тюмени, расположенного относительно столицы России — Петербурга в далёкой русской окраине — в Сибири. Античная и Ренессансная архитектура оказала влияние на становление Русского классицизма в столичных городах нынешнего СНГ. Тюмень никогда не являлась столицей государства, но вместе с тем все элементы классицизма здания Городской думы налицо, но вместо строгого и величественного — каким должно быть казённое здание в ту эпоху — получилось сооружение простодушное, лишь пытающееся “изобразить серьёзность”.

Особенно это заметно в портике — колонны слишком грузны для коринфского ордера, а ступенчатый аттик, напротив, слишком лёгок. Но все эти неправильности, тем не менее, и придают архитектуре особое очарование непосредственности. Более того, созданная портиком пространственность позволяет отнести здание Тюменской городской думы к типичным произведениям русского классицизма — стиля, который в отличие от западноевропейского, неизменно воспринимал ордерную систему как пространственную, а не плоскую. Ордерной разработке стенной плоскости зодчие русского классицизма предпочитали выдвинутые перед стеной портик или колоннаду. Поэтому наибольшее влияние на формирование отечественного классицизма оказали те архитекторы итальянского Возрождения, которые своей концепцией утверждали главенствующую роль объёма, а не плоскости. Одним из таких зодчих был великий итальянец Андреа Палладио. Удивительным образом черты его знаменитой виллы Ротонды, построенной в 1551 году, проявились в Сибири, в портике и лестнице здания Тюменской городской управы — настолько интернациональными и жизнеспособными оказались принципы классицизма в зодчестве.

Гостиный двор.

Строительство большого Гостинного двора в 1835 году на несколько сотен лавок свидетельствовало об укреплении купеческого сословия в Тюмени. Кирпичная кладка стен здания строителями велась аккуратно, с расшивкой швов, чтобы не требовалось оштукатуривания стен. Фасад краснокирпичного здания (ныне — окрашенного) был украшен белоснежными архитектурными элементами. Углы здания были выделены удлинёнными рустами, аркада выполнена в виде простых прямоугольных устоев, завершавшихся импостами, на которые опирались арки. Арочные проёмы подчёркнуты архивольтами с декоративными замками в зените. Карниз очень низко, почти над самыми арками, опоясывал всё здание. Выразительность аркады как ведущего архитектурного мотива исключала применение большого числа декоративных деталей. Крытая железом высокая вальмовая крыша не только обеспечивала хорошую сохранность зданию, но и играла важную архитектурную роль, являясь активным элементом здания, без которого протяжённое низкое сооружение, казалось бы, придавленным к земле.

Народный дом (Дом благородного собрания).

Народный дом (или дом Благородного собрания) был построен на средства купца Трусова, как дом для народа — высоконравственной элиты Тюмени: купцов и промышленников, которые были меценатами культуры и принимали прямое участие в развитии города. И по праву высшее общество в Тюмени называлось благородным. В этом доме собирались видные деятели Тюмени для проведения деловых встреч, а также для отдыха: проведения праздничных балов и культурных вечеров. Народный дом — двухэтажный прямоугольный в плане особняк со сквозным мезонином и двумя четырёхколонными портиками композитного ордера, выделяющими поперечную ось здания. Использование ранне-классицистической схемы сквозного мезонина и, соответственно, двух равнозначных фасадов с портиками было продиктовано местоположением здания, которое обеспечивало его дальний круговой обзор. Важны оба фасада — и тот, который обращён на Туру, и тот, который принадлежит городской площади и выходящим на неё улицам.