Смекни!
smekni.com

История самарского православного зодчества (стр. 4 из 5)

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев).


2.4 1960 г.- вторая волна репрессий против церкви

С 1960 по 1965 годы епархией управлял архиепископ, с 1962 - митрополит Мануил (Лемешевский), выдающийся богослов и церковный историк, автор фундаментального научного труда - "Биографического словаря архиереев Русской Православной Церкви XIX-XX веков", изданного в 90-е годы в Федеративной Республике Германии. Владыка Мануил был мужественным исповедником православия и борцом с обновленческим расколом. Более 20 лет он провел в тюрьмах и лагерях. Соловецкий лагерь особого режима, БАМлаг, мордовские лагеря - вот далеко неполный перечень мест заключений Владыки Мануила. Верующие запомнили его как замечательного проповедника и мудрого старца, который помогал людям преодолевать греховные соблазны мира и жить по заповедям Божиим. Ему пришлось столкнуться с новыми гонениями на церковь, когда Н.С. Хрущев обещал в 1980 году показать последнего священника по телевизору. Планировалось закрыть большую часть куйбышевских церквей. Власти использовали различные провокации, но если в Ульяновской области из 18 церквей было закрыто 9, то в Куйбышевской - только одна, и в этом огромная заслуга митрополита Мануила. Митрополит Мануил умер в 1968 году и был погребен в Покровском Кафедральном Соборе. Могила его пользуется большим почитанием у верующих, и известны случаи исцелений, которые совершаются Господом по молитвам почившего Владыки.

С 1965 г. временно управляющим Куйбышевско-Сызранской епархией был епископ Иоанн (Снычев), ученик и преемник митрополита Мануила. С 1969 г. он - правящий архиерей, с 1976 г. - архиепископ, с 17 июля 1990 г. - митрополит. С 1965 г. по август 1990 г. он возглавлял Куйбышевскую кафедру.

В период его управления жизнь в епархии окончательно упорядочилась, число храмов достигло 18 и продолжало увеличиваться за счет открытия старых разрушенных приходов.

Это время "перестройки" и потепления церковно-государственных отношений, начавшегося после общесоюзного празднования 1000-летия Крещения Руси.


Глава 3. Возрождение православия

Начиная с середины 80-х годов XX столетия и по настоящее время, наблюдается бум строительства православных храмов, который сопровождается возрастающим интересом к культовой архитектуре. Отсутствие опыта и багажа знаний в области современного храмового зодчества приводит к копированию православных храмов прошлого в условиях настоящего, а также к поиску новых направлений православного храмостроения.

В настоящее время нельзя выделить одно преобладающее архитектурное направление, поэтому, невозможно однозначно предложить конкретный архитектурный стиль, уместный для проектирования культовых зданий. Так же трудно предположить как выглядели бы современные православные объекты, если бы их строительство не прерывалось на столь долгий срок.

За последние 70 с лишним лет архитектурный язык храмовой архитектуры во всем мире сильно изменился. Развитие же русского православного зодчества «законсервировалось» на дореволюционном этапе.

Перед современным архитектором стоит сложная задача выбора стилистического направления для православных объектов. Будут ли храмы XXI века проектироваться с учетом современных архитектурных форм или же следует вернуться к традициям допетровского зодчества? Одним из решений обозначенной задачи является возвращение к стилевым направлениям, на которых остановилась история православной архитектуры в начале XX в.

В современных проектах православных объектов все чаще применяют композиционные и декоративные приемы византийского, русско-византийского стилей, а также их некое смешение с выделением византийской или древнерусской доминанты. Причины обращения к русско-византийской и византийской стилистике так же кроются в вынужденном стремлении современных зодчих вернуться к тому критическому моменту, после которого произошел разрыв в преемственности архитектурной православной традиции.

Со второй половины 80-х гг. в Самаре строятся церкви и восстанавливаются здания старых самарских церквей: Спасо-Вознесенской церкви, Михайло-Архангельской церкви, церкви Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи. Мы стали свидетелями бурного строительства новых храмов. Так в 90-е годы началось строительство нового собора, освященного в честь равноапостольных солунских братьев, создателей славянской азбуки, Кирилла и Мефодия. Архитекторами проекта являлись В.Л.Пастушенко и В.А. Самагоров. Храм построен в стиле эклектика. В основу собора положена традиционная крестово-купольная система. Внешний облик его, на наш взгляд, создан в стиле эклектика, так как на ряду с чертами классического стиля: симметричность, строгая пропорциональность сооружения, колонны, портики соединены с шлемовидными куполами, характерными для русского северного зодчества. Высота колокольни 73 метра. Высота церкви 57 метров. Храм рассчитан на три тысячи человек. Большие евхаристические сосуды передал в дар собору св. патриарх московский Всея Руси, ныне почивший, Алексий II. Главы куполов покрыты не сусальным золотом, а имеют нитро-титановое напыление. Его сделали мастера из Челябинской области. Медную облицовку шатра выполнили самарские умельцы. Перед собором стоят две скульптуры равноапостольных Кирилла и Мефодия, и это необычно, поскольку православие не приветствует наличие скульптур в храме или при них.

Храм- памятник св. Георгия Победоносца. Идея о строительстве храма-памятника появилась во время реконструкции площади Славы. Проект храма выдержан в форме русского пятиглавия и разработан архитектором Ю.Н.Харитоновым. Колокола для церкви отливали в Екатеринбурге. Под храм была заложена капсула с письмом для потомков. Здание богато украшено мрамором и природным белым камнем. Храм- памятник св. Георгия Победоносца выполняет важное градостроительное значение. Это объясняет выбор нео-византийской стилистики, которая носит довольно торжественный и официальный характер, что соответствует роли, возложенной на этот собор.

Храм венчает пятикупольное завершение; в 4-х малых барабанах, имеющих башенный характер, находятся колокольни. Используемая форма куполов полуциркульная. Большой и малые барабаны прорезаны арочными проемами. Перечисленные элементы объемной композиции храма в определенном смысле воспроизводят архитектурные решения Спасского Воскресенского кафедрального собора в Самаре. Основной объем храмов на каждом из фасадов завершается мощной закомарой по центральной оси.

Деревянные церкви - отличительная черта русского православия, так как для развития деревянного зодчества были все необходимые условия. В наших землях, преимущественно лесных, умели и любили строить из дерева, и мастера хорошо владели строительным ремеслом.

Строительство православного храма - ответственное и почетное задание. В отличие от других сооружений, в храме каждый строительный или конструктивный элемент несет в себе второй смысл, связанный с богослужебным назначением объекта. Строительство православной деревянные церкви может осуществляться как на деньги Епархии так и на индивидуальные пожертвования. Но в любом случае, проект возведения деревянной церкви должен получить благословения батюшки.

На сегодняшний день в епархии 181 приход, из этого числа 29 - самарские.

Характеризуя современный этап церковной жизни, необходимо отметить, что положительные сдвиги в ее развитии являются следствием взаимодействия Церкви и общества. С одной стороны - координируемая священноначалием активность духовенства и мирян, с другой - желание представителей власти, общественности и доброхотов вести конструктивный диалог. Результатами такого взаимодействия становятся конкретные дела храмостроительства, духовного просвещения и милосердия.


Заключение

Прослеживая историю строительства православных культовых сооружений в г. Самара, мы пришли к следующим выводам:

1. Культовые здания в любую историческую эпоху отражают уровень экономического потенциала и высоту технической мысли времени. Так от простых деревянных церквей мы пришли к профилям, сайдингу, к нитротитановому напылению.

2. По мере развития культуры населения региона, формирования эстетического вкуса, совершался переход от простых архитектурных стилей храмов к сложным.

3. Архитектурные стили культовых сооружений отражают идеологическую концепцию развития государства. Так в эпоху развития и становления Российского государства основным архитектурным стилем был классический.

В XIX веке, когда решался вопрос об экономическом развитии страны, у части общества, убежденного в особой роли России в истории, усилился интерес к далеким культурным истокам, в том числе истокам религии- Византии. В это время популярным архитектурным стилем стал византийский архитектурный стиль.