XIII РАЙОННЫЕ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Секция: История православной церкви
Реферат по теме:
История самарского православного зодчества
Самара 2010
Содержание
Введение
Глава 1. История строительства православных святынь в г. Самара в период 1586 – 1917 гг.
1.1 Храмовое строительство в г. Самара в 1586-1850 гг.
1.2 Православное зодчество в г. Самара в 1851- 1917 гг.
Глава 2. Судьба самарских храмов 1917 – середина 1980 гг.
2.1 Самарские храмы в начальный период советской власти. 1917- 1930 гг.
2.2 1930-е гг. - первая волна репрессий против церкви
2.3 Церковь в годы Великой Отечественной Войны
2.4 1960-е гг. - вторая волна репрессий против церкви
Глава 3. Возрождение православия - середина 1980-х -2010 гг.
Заключение
Список литературы
Введение
Православная религия является хранителем мудрости и опыта русского народа. Ведь недаром, слово культура происходит от слова культ. «То, чему, как и кому поклоняется народ- культ, определяет мировоззрение и нравственное лицо народа, а уже затем на этом духовном фундаменте укрепляется духовная жизнь и возрастает здание культуры народа»- сказал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.
Сейчас мы являемся свидетелями резко возросшего интереса к религии. Журналисты определили наше время как век нового крещения Руси: восстанавливаются разрушенные храмы, строятся новые церкви. Это возросшее строительство объясняет интерес к истории культового зодчества. Судьба культового зодчества сегодня, когда мы подводим итоги наших потерь, стала одной из актуальных тем истории. Вопрос о сохранении культовых построек у многих не вызывает сомнений. На повестку дня выступают другие проблемы, требуют ответа вопросы: какие из культовых зданий надо восстанавливать в первую очередь, какова их художественная и историческая ценность и какую функцию они должны выполнять после реставрации? Уместно напомнить, что на территории Самары сохранилось более десятка бывших культовых построек, а в нашей области их насчитываются сотни.
Даже при поверхностном обзоре этих полуразрушенных и искаженных переделками зданий становится очевидным, что многие из них могли бы стать архитектурными памятниками.
Однако за годы забвения наша память основательно очистилась от самой истории культового строительства, а без нее вопросы восстановления и реставрации памятников остаются нерешенными.
Объект исследования - русское православное строительство.
Предмет изучения – история православного зодчества в г. Самара.
Цель данной работы - проследить историю и выявить особенности развития православного строительства в г. Самара.
Задачи:
1) Выделить этапы культового зодчества в нашем городе.
2) Определить особенности выделенных периодов.
3) На основании сохранившихся документов и научной литературы проследить связь строительства православных святынь с культурной, политической и общественной жизнью города.
Гипотеза исследования: на протяжении 1586 – 2010 гг. на самарское православное зодчество большое влияние оказывала общественно-политическая и культурная политика государства
Методы исследования:
1) Теоретический анализ источников и литературы
2) Описание
3) Сравнительный анализ
4) Искусствоведческий анализ
Хронологические рамки работы: 1589 - 2010 гг.
Наибольшее значение для данной работы составили следующие книги:
1. Историко-церковная энциклопедия «Православные святыни самарского края», в которой подробно описаны православные святыни Самары: соборы, церкви, часовни города и его предместий, так же храмы при учебных заведениях, больницах, предприятиях и кладбищах. Особенно важно то, что данная книга содержит большое количество ранее не опубликованных иллюстративных и информационных материалов, сведений.
2. Справочник «Монастыри самарского края (XVI-XX вв.)», где содержатся сведения об истории монастырей самарского края, с момента их основания до закрытия, а так же о монастырях возрожденных в начале 90-х годов XX века.
3. Историко-статистический очерк «20-тилетие Самары как губернского города», в котором подробно описаны истории многих самарских храмов.
4. Учебное пособие «Очерки самарской епархии», где говорится о деятельности самарской епархии на протяжении XIX-XX вв.
Таким образом, научная значимость данного исследования заключается в том, что вопрос об истории развития православного строительства в г. Самара в целом и ее периодизации в вышеуказанных изданиях не достаточно изучен.
Работа имеет следующую структуру:
В первой главе исследования дается подробная характеристика православному зодчеству в г. Самара в эпоху царской власти, когда авторитет церкви был высок, и в Самаре, как и во многих городах Российской империи возводились православные святыни.
Вторая глава научной работы посвящена истории самарских храмов, церквей и соборов в годы советской власти. В период советского правления отношение к церкви в г. Самара было не всегда одинаковым. Так, в 30-е и 60-е гг. атеистическая пропаганда была наиболее сильной и сопровождалась страшными репрессиями против православной церкви, а в годы Великой отечественной войны и сразу после ее окончания давление на церковь практически не осуществлялось, поскольку она была одним союзников в борьбе с немецкими захватчиками. Данная глава ограничивается рамками середины 80-х гг. (а не 1991 г.), так как именно в это время в СССР начинается «бум православного строительства».
В третьей главе говорится о периоде возрождения православных святынь в период с середины 1980-х гг. до настоящего времени. Данный этап характеризуется бурным строительством новых православных храмов в г. Самара, а также возрастающим интересом к культовой архитектуре в целом.
Глава 1. История строительства православных святынь в г. Самара в период 1586 – 1917 гг.
1.1 Храмовое строительство в г. Самара в 1586-1850 гг.
Первые самарские православные храмы были деревянными и, к сожалению, не сохранились. Однако по рисункам, гравюрам и воспоминаниям средневековых путешественников можно констатировать, что возникли они почти одновременно с Самарской крепостью - в 1586 г.
По сведениям первого исследователя храмового строительства К.И. Невоструева рядом с крепостью стояли два монастыря: Спасо-Преображенский мужской и Спасо-Преображенский женский. Монастыри Самарского края являлись не только оплотом церкви и памятниками архитектуры они имели духовно- нравственное, просвятительное, хозяйственно- экономическое и военно-оборонное значение. Каменная Спасо-Преображенская церковь женского монастыря по монастырской описи 1764 года описана так: «каменная, двуглавая, длинны 10 сажень, ширины на 5,5 сажень, крыша на церкви деревянная. Колокольня каменная, осьмериковая с пятью колоколами». В архитектуре Спасо-Преображенской церкви все было крайне просто. Даже по фотографии несложно выявить главные составные элементы постройки: под куполом, в четверике, находилась собственно церковь, под колокольней- притвор, а в узком помещении между четвериком и колокольней размещалась трапезная. Подобная схема расположения церковных помещений являлась строительным каноном. Мастера, возводившие церковь, довольствовались самыми обычными и скромными средствами художественной выразительности. Фасады здания не несли никакого декора, они лишь расчленялись лопатками, соответствующими внутренним конструкциям стен. В 60-х гг. девятнадцатого века храм перестраивался. После этой реконструкции западный фасад принял вид построек классицизма.
Монастыри были закрыты в соответствии с политикой правительства, направленной на ограничение церковного и монастырского землевладения, в интересах дворянства.
Следующий этап культового строительства Самары приходился на 1830-1840-е гг. В это время Самара относилась к Симбирской губернии и была небольшим уездным городом, почти сплошь застроенным деревянными домами. В этот период в городе находилось две каменные церкви - Во имя Казанской Божьей матери с приделом Николая Чудотворца и Преображения господня с приделом Благовещения божьей матери- и одна деревянная церковь- Во имя Вознесения Господня с приделом архангела Михаила.
Однако спустя несколько десятилетий в первой половине девятнадцатого века в уездной Самаре построили три каменных храма в стиле классицизм: Успенский, Спасо-Вознесенский и Троицкий. Успенская церковь располагалась рядом с Волгой. Автором проекта Успенской церкви являлся архитектор Михаил Петрович Коринфский. Имя этого зодчего известно в разных городах Поволжья: в Нижнем Новгороде, Симбирске, Казани. Сооружение было задумано и осуществлено в строгих классических архитектурных формах и, с учетом скромных возможностей провинциального города, почти лишено декоративного убранства. Здание было отмечено печатью мастерства зодчего, который сумел достичь в этой постройке простоты, цельности и ясности.
Индивидуальным художественным обликом обладал Спасо-Вознесенский собор. Он представлял собой однокупольную базилику с колокольней увенчанной тонким шпилем. Собор стоял на вершине крутого оврага, возвышаясь над окружающим пространством и Волгой. Живопись в соборе была выполнена известным художником Кочаевым А.П.. По рассказам очевидцев собор имел богатое внутреннее убранство - престол, наамвонные подсвечники и главный престол - серебряные, а местные иконы были украшены позлащенными ризами с натуральными камнями. К моменту образования Самарской губернии Спасо-Вознесенский храм считался лучшим в городе. В 1851 г. он получил статус кафедрального собора. Спасо-Вознесенский собор, будучи более 40 лет главной святыней города, повидал всех именитых гостей Самары. Его посещали и коронованные особы, и политические деятели, и многочисленные паломники.