Формы пирамид, зиккуратов варьировались в декоративном искусстве и архитектуре США, но здесь еще заметно влияние искусства доколумбовой Америки.
Расширение границ европейского мира открыло художникам африканское и океаническое искусство. Диалог с архаикой, начатый постимпрессионистами, продолжался уже в новых условиях. Архаические, их ритуальное содержание становятся объектом пристального внимания ученых.
Прогресс в развитии новых технологий открыл эру массового производства мебели. Мастера Ар Деко в большинстве своем получили академическое образование, поэтому профессиональное мастерство и ремесленное качество исполнения имеет в этой художественной среде первостепенное значение. Уникальность декоративного стиля состояла в том, что различные влияния опосредованы, трансформированы и слиты в нем с формами и образами современности. Принципы структурирования формы не дают основания называть этот стиль эклектичным. Наряду с оформлением частных домов растет число проектов интерьеров отелей, банков. Традиционные материалы в архитектуре и интерьерах заменяются новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями. Стиль сознательно ориентирован на прошлое, стремится к роскоши и воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусств. Стиль Ар Деко современно и необычно сочетает в интерьере восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалы вместе с новыми шедеврами искусства первой половины 20 века, особое предпочтение, отдавая кубизму. Поэтому «ар деко» - не столько композиция, сколько сумма отдельных составляющих.
Для стиля Ар Деко характерны прямые или же «ломано» изогнутые линии, четкость и графичность форм. От других его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц, а также скругленные углы, строгие вертикальные линии, «отступающие» формы. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах.
Производители мебели используют для изготовления и декора предметов обстановки алюминий, нержавеющую сталь, слоновую кость, эбеновое дерево, дорогое стекло, инкрустацию по дереву, кожи экзотических животных – зебры, крокодила, ящериц.
Внедряется встроенная, секционная, сборно - разборная и трансформируемая мебель. Разрабатывается специальная мебель для гостиниц, банков, школ.
Предельная концентрация художественных усилий в создании новых синтетических форм могла быть наиболее полно выражена, прежде всего, в уникальных образцах, отсюда характерна для раннего стиля музейная роскошь мебели и других предметов декоративного ансамбля. Не случайно, поэтому, Сю и Мар специализировались на проектировании «выставочной» мебели, крупной, устойчивой, причудливо сочетавшей новую структурность с историческими ассоциациями. Они широко использовали перламутровую инкрустацию по дереву, которая стала излюбленной техникой Ар Деко. Отличительной чертой их мебельного дизайна было подчеркивание изгибов ножек, обладавших формой пальметт, отделанных бронзой или другим металлом.
Неповторимый облик Ар Деко придавали дорогие, редкие материалы: палисандр, амарант, черное и пальмовое дерево. В отделке применялись лак, шагрень, акулья кожа, шкура пони, слоновая кость. Изящная мебель Клемента Руссо – инкрустированные перламутром шкафы, кресла, оклеенные пятнистой акульей кожей, отделанные тонкими полосками слоновой кости, - обладала уникальностью музейных произведений.
Ценный вклад в искусство мебели между 1910 и 1914 годами внес Поль Ириб, хотя и не был краснодеревщиком. Книжный график, карикатурист, автор афиш и узоров для тканей, Ириб сыграл важную роль в формировании дизайна Ар Деко.
Ар Деко соединил прошлое с будущим. В геометрических формах и линиях он отражал прогресс в развитии новых технологий. Вершиной Ар Деко в дизайне мебели Франции явилось творчество Жака Эмиля Рульмана, в работах которого самые изысканные материалы сочетались с первоклассным мастерством. Мебель Рульмана, выполненная из ценных пород древесины, скупо инкрустированная слоновой костью, серебром и перламутром, могла успешно соперничать с лучшими образцами стиля Людовика 16. По отношению к «образцам» формы мебели Рульмана выглядели более упрощенными и слегка видоизмененными. Произведения мастера отличались чистотой, стройностью и изяществом форм. Создавая свои модели, художник делал много тщательно проработанных эскизов; выполнение отдельных элементов он доверял лишь опытным ремесленникам.
Знаменательной для Ар Деко датой стало 8 ноября 1972 года, когда мебель и другие предметы из коллекции Жака Дусе получили неожиданно высокие цены при продаже. Этот аукционный успех способствовал привлечению всеобщего внимания к целой эпохе французского искусства, его забытым мастером.
Упорно разделяя и противопоставляя модернизм и Ар Деко, историки пользуются термином «декоративный модернизм» и часто включают в книги об Ар Деко произведения, которые традиционно считаются модернистскими, привлекая их для пояснения свойств декоративного стиля. Сами же предметы, созданные художниками радикального крыла Ар Деко и последовательными сторонниками современного дизайна, демонстрируют единство конструктивного, функционального и декоративного, объединенных в художественное целое общностью признаков единого стиля, данного в наиболее четкой артикуляции.
Роль декоративного искусства в сложении нового стиля очень велика. Оно явилось сферой, сохранявшей «классическую инфраструктуру» системы формообразования, межвидового синтеза, ансамбля, стилевого единства, в которой преобразования и обновления происходили постепенно, без рывков и разрушений. Здесь же, в области декоративного искусства, происходило закрепление за создателем декоративных ансамблей двойственной функции художника и дизайнера. Шедевры Ар Деко легко становились предметом антиквариата в 1960-е годы. Ориентация на уникальность обеспечила высокие качества продукции серийного производства 1920-х годов. Эти предметы и сегодня органично вписываются в самые разные варианты современного интерьера: от пышно-эклектичного в стиле «нувориш» до строго стилизованного в духе дизайна «хай - тек». Для сложения нового стиля очень важной явилась организационная деятельность художников-декораторов, которые в 1910-е годы объединяли художников разных профессий, разных творческих направлений для участия в выставках, работы над ансамблями интерьеров, а так же оборудованием для разных видов транспорта и пр.
1970-е годы можно считать началом моды на Ар Деко.
В эти же годы происходит обращение к стилистике Ар Деко в СССР. Практикующие архитекторы, теоретики и историки искусства полны уверенности, что продолжают насильственно прерванное развитие идей конструктивизма. При этом сборная индустриальная архитектура Дворца пионеров в Москве (1963) сочеталась с яркими мозаичными панно, выполненными в манере детского рисунка и изображавшими природные стихии, с обилием зелени и водоемами в просторных холлах и внутренних двориках, с декоративной пластикой из легкого светлого металла.
Двадцатые годы - время поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства бытовой вещи в их неразделимой общности. Больше, чем когда-либо, дизайнеры сочетают обстановку здания с его архитектурой. Французский архитектор и дизайнер Ле Корбюзье, так же как Вальтер Гропиус и Мисс Ван дер Роз, прошедший еще до войны школу в мастерской берлинского архитектора Петера Беренса, в 1919-20 гг. разрабатывает проекты небоскребов из стекла и бетона. 1923 году сформулировал суть новой эстетики жилища: «Дом – машина для жилья». Его знаменитый шезлонг из стальных труб с парусиновым сиденьем стал образцом для подражания. В 1926 году на строго математической основе Мисс ван дер Роз проектировал мебель из металлических трубок. Модели имели артикул «MR» в соответствии с инициалами автора. Консольное кресло « MR534», известное как « Weissenhof», наглядно воплотило художественный идеал автора – подчинение формы функциональному назначению предмета при полном отсутствии декора. Созданные модели вошли в коллекцию классических образцов мебели 20 века. Для современного интерьера стилистика тридцатых годов дала чрезвычайно многое. Наиболее яркими памятниками архитектурного направления Ар Деко остаются здания знаменитых кинодворцов с их грандиозными фасадами и причудливыми неоновыми вывесками, свидетельствующие о том, что лучшие и наиболее эффективные образцы этого стиля сочетали в себе отпечаток общественной полезности и красоты.
Оформление интерьеров в кинодворцах носило театрализованный, имитационный характер. Плафонные росписи «атмосферических залов» создавали пространственные порывы, подсветка усиливала иллюзорные эффекты: облака начинали двигаться, лунный свет струиться. Изображенные персидские дворы, итальянские сады, испанские патио сливались с реальным окружением, выражая социальные притязания создателей зрелищной архитектуры.
Архитектурный стиль Ар Деко как символ преуспевающей Европы и пользовался популярностью у заказчиков. И хотя архитектура Ар Деко в Америке создавалась для большого бизнеса, она не носила отпечатка суровой корпоративной замкнутости. Эта архитектура должна была привлекать всеобщее внимание, развлекать. Эффективность оформления фасадов, колоссальные размеры зданий, роскошные интерьеры, элегантные дорогие материалы – все служило тому, чтобы в обстановке стремительно меняющихся ценностей создать атмосферу всеобщего благоденствия и закрепить эту уверенность в массовом сознании. Архитектурные образы Ар Деко, воплощенные в высотных зданиях и проектах, заключали в себе широкий диапазон культурных смыслов и символов, выстраивавшихся в многослойные преемственные ряды. В циклопических сооружениях древнего Египта, Вавилона архитекторы выделяли принципы, помогающие структурировать формы современных зданий гигантских размеров и беспрецедентных пропорций. Именно этим реминисценциям архитектура Ар Деко, с ее строгой симметрией, компактностью массивных объемов, крепко спаянных с декоративными элементами, обязана своей монументальностью и синтетичностью, выражавшими гордость страны собственной мощью и благополучием.