«Туника ближе к телу, чем Паллий».
Римский комедиограф Плавт
(Своя рубаха ближе к телу.
Народная поговорка)
Краткая история античного костюма
античный костюм одежда
Одежда всегда играла в жизни человека огромную роль, ведь она выполняла в обществе особые функции – выражая климатические, национальные и эстетические особенности местности. Если для первобытного человека главным было сохранение тепла своего тела с помощью подручных материалов, то последующие общества сосредоточились на сочетании практичности одежды и ее красоты. В своей работе я рассматриваю вопросы, связанные с формированием и развитием античного костюма, с влиянием одежды греков и римлян на их повседневную жизнь.
Источники воссоздания исторического костюма – это наиболее сложный вопрос. Сейчас мы можем видеть образцы античной одежды только в дошедшей до нашего времени скульптуре, где наиболее полно можно ощутить («потрогать») форму различных предметов одежды, воспроизведенную в камне; и вазовой живописи, где цель изображения не в достоверности, а в красоте костюма.
Каждая эпоха создает свой идеал человека, свои нормы красоты. Под влиянием представлений о прекрасном, и в теснейшей связи с жизненными условиями складывался костюм Древней Греции и Рима. В основе греческой одежды лежала гармония духа и тела. «Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый ум и высокая нравственность должны были сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом – лучшим украшением человека». После работы над данной темой я сделала вывод, что главным принципом античного костюма – являлась свобода, непринужденность, идеальная простота линий и изящество.
Греки создали уникальный костюм, состоящий из отдельных прямоугольных кусков ткани, которые не нуждались в выкройке и сшивании. В основе античного костюма лежит принцип драпировки ткани и свободно струящиеся складки. «Национальное своеобразие сказывалось не столько в покрое, сколько в отдельных видах одежды, в обычаях ее ношения. Социальные различия в костюме определялись еще и качеством ткани, количеством одновременно надеваемых одежд, степенью задрапированности, причем пластика драпировки и осанка фигуры ценились выше всего остального». Руководствуясь 5 принципами: организованностью, пропорциональностью, закономерностью, симметричностью и целесообразностью, греки создали очень простой по покрою, совершенный тип драпированного костюма из отдельных прямоугольных кусков мягкой ткани. Искусство одевания и умения носить одежду входило в обязательный курс обучения в древнегреческой школе, ведь по манере ее ношения судили о самом человеке и о его вкусе.
Греческий классический костюм состоял из нижнего одеяния хитона и верхнего - гиматия. Хитон - это прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, так что линия сгиба ткани проходит вдоль левого бока туловища, зашитый соответственно с правой стороны. Костюм дополнялся прорезью для головы и поясом. Хитон скалывали, закрепляя на плечах одной или двумя пряжками-аграфами. Обычно он доходил длиной до колен, но пожилые люди, государственные деятели, аристократы, жрецы и актеры носили хитоны подлиннее, а молодые простые граждане и воины покороче. Короткий хитон был одеждой и спартанцев, которую они надевали под доспехи. Хитон внизу обязательно подшивался, если же на улице встречался человек в неподшитом хитоне, это означало траур или рабство. Считалось неприличным мужчине в хитоне появиться на улице, в театре, в нем нельзя было принимать гостей.
Верхних одежд было несколько: гиматий и хламида. Гиматий – это драпированный шерстяной плащ, он представлял собой прямоугольный кусок ткани большого размера до 4 м, который укладывался на теле различными способами и нередко носился без нижней одежды. Гиматий обвивал фигуру с головой, покрывая спину и левое плечо, словно накидка. Главным для такого вида одежды оставалось правило – складки должны красиво лежать одна возле другой. Длина гиматия могла быть разной – до коленей, до щиколотки или спадать до пола. Гиматий часто носили переброшенным на одно плечо, а чтобы ткань не соскальзывала, к концам прикрепляли кисточки со свинцовыми шариками. Гиматий, задрапированный более сложным образом, так что под плащом были спрятаны обе руки, назывался ораторским, такое одеяние обычно носили люди умственного труда. Обычно гиматий не украшался, но классический орнамент на ткани гиматия считался привилегией судей.
Другой вид верхней одежды – хламида – короткий легкий плащ овальной или прямоугольной формы, застегивающийся на шее пряжкой и свободно спускающийся на плечи и спину. Хламида – это одежда юношей, всадников и спартанских граждан, наброшенная на левое плечо и часто надеваемая на обнаженное тело.
Одежда греческих женщин состояла только из платьев. Первым платьем был хитон. У женщин он мог быть широким и узким. Хитон мог украшаться двумя способами: первый – это когда ткань подбирали с помощью пояса на талии, таким образом, чтобы образовался напуск. Позднее ткань стали подбирать вторым способом – опоясываясь крест-накрест под грудью так, что поверх пояса свисала складка материи. Нижний край хитона всегда украшался орнаментом. Хитон, не смотря на красоту отделки, считался домашней одеждой, и, так же как и у мужчин появляться в хитоне в общественных местах считалось неприличным. Женский хитон, дополненный тканью-воротником или два хитона, надетых один на другой – являлись самостоятельным видом одежды.
Поверх хитона знатные девушки надевали пеплос. Пеплос – это кусок ткани по ширине и высоте значительно превышающий размеры человеческой фигуры. Пеплос спускался на грудь и спину несколькими складками, прикрывал плечи; ткань пеплоса опоясывали не только на талии, но и на груди, и по бедрам. В конечном результате женщины добивались, чтобы появлялось не один, а два или три напуска. Пеплос считался официальной одеждой богини Афины-воительницы, дочери бога Зевса. <Рисунок 4>
Поверх хитона, а у богатых – хитона и пеплоса, женщины набрасывали плащ гиматий называемый калиптрой. Калиптра закрывала голову при выходе на улицу, а если было жарко, гречанка откидывала плащ назад до талии и держала его в полусогнутых руках.
Самой распространенной накидкой был фарос. Она состояла из двух несшитых кусков ткани крепившихся на тесьме-горловине. Когда женщина надевала фарос, то с плеч вдоль рук ниспадали красивые складки, украшенные цветной каймой.
Особое место в Греции занимал выбор цвета одежды: желтый, коричневый, голубой, зеленый, но самым предпочтительным был все же белый. С развитием ткацкого искусства одежда приобретала все более разнообразный красочный спектр, появление сложных тканых рисунков, растительного и геометрического орнамента значительно украсило античный костюм.
Представления о красоте человека в Риме были совсем иными, чем в Греции. Многочисленные войны закалили римлян, сделали их весьма практичными людьми. В Риме не существовало культа прекрасного человеческого тела, к тому же и климатические условия требовали сравнительно теплых и закрытых одежд. Римский костюм, за исключением военного, не позволял быстро двигаться. В ранний период своей истории римляне не только были умеренны в еде, но и лишнюю одежду считали недопустимой роскошью. Несмотря на это тип римского костюма сформировался на основе греческих традиций.
Нижней одеждой римлян была туника. По покрою она похожа на греческий хитон. Туника представляла собой рубаху с круглым или квадратным вырезом горловины с рукавами различной длины, а иногда и без них. Туники различались по длине и ширине изделия, а также длиной и шириной рукавов. Неширокая туника длиной до икр и с короткими рукавами подвязывалась поясом – это классический вариант. Всадники носили тунику с одной или двумя узкими вертикальными полосами – клавусами, спускавшимися по всей длине полотнища.
Национальной верхней одеждой Римской империи являлась – тога. Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. Тога представляла собой кусок ткани прямоугольной, полукруглой или эллипсовидной формы, складывающийся вдвое и окутывающий фигуру. Одним из важных элементов обучения в римской школе наряду с риторикой являлось изучение способов ношения тоги, которых существовало около десяти. Вот один из них: сначала ткань для тоги складывается таким образом, чтобы верхняя ее часть была уже нижней. Потом на левое плечо со спины набрасывали часть ткани, край которой спускался до пола. Таким образом, получались закрытыми левое плечо и левая часть всей фигуры. Оставшуюся сзади ткань, закрывая спину, пропускали под правой рукой вперед, сбоку под рукой, где-то на уровне талии, тогу перекручивали внутренней стороной наверх. В результате получали жгут, который носил название балтеус, его крепили к поясу туники. Далее тогу укладывали в красивые полукруглые складки, спуская их до уровня коленей. Остаток ткани опять через левое плечо перебрасывали таким образом, чтобы ее конец, закрывая левую руку, был спущенным почти до земли. Для придания красивой и устойчивой формы складкам по краю тоги зашивали кусочки свинца.
Парадным и почитаемым цветом тоги был белый, для траурных одежд использовали коричневую ткань. Красота одежды оценивалась по ее белизне и изяществу драпировки, приемы которой были закреплены традициями и утверждены законами. Чтобы правильно надеть тогу (ведь ее размер достаточно велик – это огромный кусок шерстяной или льняной ткани шириной 2 м и длиной 5,6 м) требовалась посторонняя помощь. В эпоху республики жены помогали мужьям надевать тогу, а когда Рим стал империей, эта обязанность пала на плечи рабов или рабынь - фулонов. Искусные в этом деле рабы ценились очень дорого.
Тога считалась символом гражданского достоинства. Римлянин, совершивший преступление, прежде всего, лишался права носить тогу. Красиво надетая она была как бы выражением достоинств ее обладателя, оценивавшегося по тому, как на нем сидит тога. «Ради торжественного случая он решил уподобиться самому Юпитеру Капитолийскому, облачившись в пурпурную, расшитую золотом тогу и тунику с изображением пальмовых ветвей и крылатых побед» - так описывал одежду триумфатора М.Оливье в романе «Спартак». Описанный способ драпировки тоги дает представление, насколько трудоемким и утомительным был этот процесс. Поэтому неудивительно, что в дальнейшем предпочтение отдается лацерне, а тога сохраняется как парадный костюм.