Смекни!
smekni.com

Культура Древней Греции (стр. 5 из 6)

Сдвиг в сторону реалистичности сопровождался преодолением условности изображений и обращением к линейной перспективе в живописи. Мастеру настенных росписей Полигноту приписывают авторство изобретения приемов, передающих глубину пространства с помощью размещения фигур на разных уровнях. Аполлодор, писавший станковые картины на досках, считается первооткрывателем светотени.

Литература и театр. Классический период – время наивысшего расцвета греческой литературы. Ее развитие определялось уже не лирикой, а творением трагедий и комедий. Уже известный поэт последней четверти VI – первой половины V в. До н.э. Пиндар сочинял оды во славу государственных деятелей и победителей в спортивных состязаниях. Развивается театр – один из любимых всеми гражданами полиса видов зрелищ.

Предшественником трагедии был жанр дифирамба – хоровой песни, связанной с культом Диониса. Основатель античного театра Феспид еще во второй половине VI в. до н.э. добавил к хору актера-декламатора, таким образом создав предпосылку для диалога. В V в. до н.э. актеров стало два, а затем и три. Они могли участвовать в драматическом действии и независимо от хора. Но хор продолжал активно действовать в трагедии, комментируя происходящее и иногда вступая в диалог или даже в полемику с героями. Хор начинал и заканчивал трагедию, а также пел между отдельными сценами – эписодиями.

Главная тема греческих трагедий – встреча героя с судьбой, Роком. И хотя Рок непреодолим, герой все-таки борется. Мужество сопротивляться обстоятельствам или делать индивидуальный выбор в «секторе предначертаний» судьбы и стремиться к величию свободного человека – проявление героического идеала греческой культуры. Трагедия давала зрителю заряд энергии, помогавший лучше приспособиться к жизни с ее борьбой и страданиями и при этом сохранить достоинство. Выдающимися авторами трагедий V в. до н.э. были Эсхил, Софокл, Еврипид.

В трагедии «Орестея», повествующей о преступлениях рода Атридов, Эсхил решает проблему неотвратимости действия закона мировой справедливости. Судьба у поэта осмысливается как кара богов за зло, которое несут преступления людей. В трилогии «Прометей» Эсхил восстает против безусловного подчинения богам и традициям. Не слепое следование обычаям и покорность, а мужественная борьба против грозных сил жестокой несправедливости возвышают человека. Главный вопрос, который задает Эсхил во второй части трагедии «Прометей прикованный»: «Всегда ли справедливы боги?» Этот вопрос может быть сформулирован более конкретно: «Прав ли Зевс, наказавший Прометея за то, что он, несмотря на запрет верховного владыки, дал людям огонь, научил искусствам и наукам?» Эсхил убежден, что не прав. Значит, Зевс может быть несправедлив?! Более того, Зевс не всесилен, если не знает своей судьбы и судьбы всех олимпийских богов и не может заставить Прометея открыть тайну (возможного) низвержения. Но тогда, выходит, рушится мировой порядок, основанный на законе божественной справедливости и божественного всемогущества. Развязка этой коллизии наступает в третьей части трагедии «Прометей освобожденный»: Зевс примиряется с Прометеем, а Прометей признает право Зевса повелевать миром. Закон справедливости восстановлен. Но это произошло только тогда, когда «оба соперника одержали внутреннюю победу над собой, согласились с ограничением своих анархических страстей, с тем чтобы служить высшей цели – гармонии мира» (А. Боннар). Так утверждается Эсхилом нравственный идеал греков.

Та же тема борьбы с Роком и осмысление тайны Рока содержатся в трагедии Софокла «Эдип-царь». Главный ее герой Эдип – воплощение греческого идеала нравственности: настоящий патриот, мужественный, разумный, деятельный человек. Но над ним висит роковое пророчество: он убьет своего отца и женится на матери. В конце концов, пророчество сбылось. Потрясенный Эдип жестоко наказывает себя – выкалывает себе глаза. Такова фабула трагедии. Но преступления несчастный Эдип совершает непроизвольно. «Разве можно карать (себя!) за то, что сделано в неведении?» – главный вопрос Софокла. За ним стоит реальная жизнь, в которой даже самый набожный, нравственный, разумный человек страдает и умирает. В чем же его вина перед богами? Ответ Софокла так же глубок, как и вопрос. Вина Эдипа в том, что он – человек, и как человек не может не действовать. А действия вызывают цепь последствий, которые трудно предвидеть и которые часто выходят из-под контроля отдельной личности.

Еврипид в трагедиях («Медея», «Гекуба», «Андромаха», «Вакханки» и др.) сосредоточивается на частной жизни героев, их страстях, оказывающихся сильнее разума и воли. Древний автор наполнил античную трагедию напряженным психологизмом. Борьба страсти и разума открывает в каждом из персонажей Еврипида тот неподконтрольный мир, который столь же глубок, как и божественно-природный универсум. Человек в трагедиях Еврипида ни в чем не может найти опору. В этом положении отразился надвигавшийся кризис греческой цивилизации. Открытие трагического во внутреннем мире личности составило основу дальнейшего развития жанров трагедии и драмы.

Другим важным жанром греческой литературы стала комедия. В ней смех был поднят до высот великого искусства. Не только «слезы, текущие из мозга» вызывают катарсис, но и смех может очистить и возвысить человека – таков пафос греческой комедии. Смех освобождает индивида и делает его божеством. Исток этого жанра кроется в различных формах народных увеселений и фаллических песнях. Для греческой классической комедии были характерны критика социальных язв полиса и высмеивание человеческих пороков. Ярким тому примером служит творчество Аристофана («Птицы», «Всадники», «Женщины в народном собрании» и др.).

В классический период обозначились характерные черты античной интеллектуальной культуры. В V–IV вв. до н.э. наивысшего расцвета достигла философия, в трудах Аристотеля закладывались основы естествознания, Демокрит сформулировал атомистическую идею строения материи, Евдокс создал геоцентрическую систему, которая вплоть до XVII в. считалась неопровержимой, Геродот и Фукидид заложили основы истории, опираясь на принципы достоверности и объективности, а Гиппократ положил начало переходу от религиозно-магического представления о человеческом организме и его болезнях к рационалистическому.

Образование. Идеал античного образования в IV в. до н.э. заключался в надстраивании над начальными знаниями интеллектуальной системы, которая включала в себя грамматику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки и занятия спортом. Можно было углублять свои познания в школе риторики Исократа, заняться философией в Академии Платона или Ликее Аристотеля. Аристотелем была сформулирована и главная цель образования: формирование способности к логическому мышлению и освоение фундаментальных знаний, объединяющих различные области науки и искусства.

Таким образом, в классический период наиболее полно проявились типологические черты греческой культуры, были созданы произведения искусства, литературы, а также философские системы, ставшие достоянием не только античной, но и всей европейской культуры.

1.6 Эллинистический период (последние две трети IV – I в. до н.э.)

Завоевательный поход Александра Македонского на Восток и образование им империи положили начало новому этапу в развитии античной культуры. Огромнейшее государство, державшееся только силой оружия, после смерти Александра распалось на ряд монархий, сочетавших в себе восточные и греческие формы правления. Период их существования потому и называют эллинистическим. Его культура имела эклектический и экстенсивный характер. Это выражалось соответственно в причудливом сочетании древнегреческих и восточных традиций и в накоплении по-своему интерпретируемых прошлых культурных образцов, в эпигонском подражании им. Интенсивно развивалась только наука.

Характерной чертой эллинистической культуры стала урбанизация. Новые города Египта и Азии были греческими по облику, быту, но их правители тяготели к не характерной для греков восточной роскоши. В городах сосредоточились материальное богатство и культурные достижения.

Из греческих городов мощным культурным центром оставались Афины. На театральные представления, спортивные состязания и религиозные церемонии сюда съезжались зрители и участники из соседних государств. Многочисленные скульптурные мастерские поставляли во многие города копии произведений выдающихся ваятелей Греции. Философские школы, созданные Платоном и Аристотелем, оказывали заметное влияние на протонауку и образование.

Но главным центром эллинистического мира стала Александрия Египетская – огромный город, важнейший финансовый и торговый центр с крупным портом. Мировую славу принесли Александрии построенные в III в. до н.э. Мусейон и библиотека (последняя насчитывала 700 ООО книг). В центре эллинистического образования были созданы все условия для занятия научными исследованиями и учебы (лекционные залы, исследовательские лаборатории, ботанический и зоологический сады, гостиница). Проживание и работа его организаторов оплачивались государством. В Александрию стекались талантливые ученые и поэты той поры.

Экономика. К особенностям экономики эллинистического мира можно отнести сосредоточение капитала в руках немногочисленной знати, распространение всеобщего денежного обращения, возникновение банков, широкое использование труда рабов, увеличение различий между городским и сельским населением. Рабство разлагало надломленную цивилизацию. Для Греции наступили тяжелые времена. Политические новообразования проигрывали в конкуренции с восточными государствами. Потребность в зерне и других импортируемых товарах приводила к дефициту торгового баланса. Начался катастрофический отток из Греции золота, серебра и людей. Центр экономики переместился в Малую Азию, Сирию, Египет. Только Делос и Копинф еще сохраняли международное экономическое значение.