Смекни!
smekni.com

Способы графической подачи эскизов (стр. 2 из 4)

В центре внимания художников укиё-э были обитатели этого непостоянного мира преходящих удовольствий: прекрасные дамы, как правило, знаменитые гейши и куртизанки (жанр бидзинга), актёры театра кабуки (жанр якуся-э), эротические сцены (так называемые сюнга – «весенние картинки»), сцены любования прекрасными природными явлениями, праздники и фейерверки, «цветы и птицы» (катё-га), виды природных ландшафтов (фукэй-га), знаменитые самураи (муся-э).

Основоположником японской гравюры укиё-э считается Хасикава Моронобу, он стал первым создавать не только книжные иллюстрации, но и станковые произведения. Сначала она в основном была чёрно-белая, печать производилась с одной доски, затем, стремясь разнообразить колористическое решение листа их стали раскрашивать от руки – сначала одним, затем двумя и тремя цветами.

Для создания укиё-э требовались художник, резчик и печатник. художник тушью делал на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита и вырезал из неё области, на которых бумага была белой, получая таким образом первую печатную форму, но уничтожая сам рисунок. Потом делалось несколько чёрно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.

Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли себе позволить потратить деньги на картины.


2 ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ

Стилизация – намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определённой социальной среды, народности, эпохи. В изобразительном искусстве и преимущественно в декоративном искусстве, дизайне – обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов; особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора.

2.1 Декоративная стилизация в натюрморте

Стилизация – упрощенный чёткий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка.

Чтобы стилизовать натюрморт, нужно отобрать основные характерные черты изображаемой группы предметов. Ими могут служить характерный объём отображаемых предметов, характерные линии и формы. Минимальными графическими средствами из основных характерных черт «составляется» картинка.

При стилизации не передаётся объёмно-пространственное построение, здесь действует изображение зрителя, которое само «дорисовывает» его в воображении. В роли пространства выступает бумага.

Приступая к работе, следует сначала прорисовать наброски. Изучается характерная форма предмета – чем он отличается от других. Эти основные характерные черты выделяются. Далее идёт работа непосредственно над стилизацией. На заключительном этапе, какой бы рисунок не получился, предметы на нём должны быть узнаваемы.


2.2 Стилизация фигуры и её частей

Чтобы получить более изящную фигуру, достаточно удлинить некоторые части тела. Во-первых, голова должна быть немного меньше, шея более длинной, пропорции торса – немного уменьшены по отношению к ногам, которые также получатся длиннее.

Ещё один приём, чтобы подчеркнуть стилизацию модели, – уменьшить мышечную массу. Этот способ позволяет сделать реальную фигуру более стройной, не увеличивая её и практически не изменяя базовые пропорции. Талия и бёдра сужаются, ноги, руки и шея остаются той же длины, но более тонкими, в то время как голова и ступни сохраняют начальный объём, что заставляет воспринимать их размер как больший по отношению к пропорциям тела. При использовании канонов в десять голов шея кажется более длинной, плечи немного шире, по отношению к тазу, туловище укорачивается, а ноги вытягиваются. Длина стоп заведомо пропорциональна высоте тела.

Рука – верхняя конечность тела, она состоит из четырёх подвижных частей: плеча, верхней части руки до локтя (плеча), предплечья и кисти. Хотя руки и кисти имеют пропорцию, установленную по отношению к телу, стилизация эскиза может искажать их размеры, но они должны гармонично вписываться в облик модели.

Лучший способ нарисовать руку – построить её, основываясь на овальных, наложенных друг на друга формах, или цилиндрах. После того как контур нарисован, нужно обратить внимание на выступающие мышцы, объём плеча, бицепса и предплечья. Женская рука отличается от мужской, её изображение должно быть более изящным. Для неё характерно отсутствие выступающей мускулатуры, равномерность пропорций и изящность линии, область сочленений локтя и запястья более узкие, чем у мужчины.

Кисть – это очень выразительная часть руки. Хорошо нарисованная кисть придаёт модели большую хрупкость. Структура кисти проста, она делится на две части: ладонь и пальцы. Расположение пальцев сводится к нескольким изогнутым линиям, которые соответствуют точкам сгиба каждой фаланги.

Стилизация рисунка головы – это частичное изменение пропорций, деформация некоторых её частей для создания определённого стиля и характерных особенностей.


3 ПРИЁМЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДАЧИ И ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ИЗОБРАЖЕНИИ ОБЪЕКТОВ

Графика является наиболее распространенным видом изобразительного искусства. Графика – это один из видов изобразительного искусства, близкий живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художественные возможности. Основным изобразительным средством графики является однотонный рисунок (т.е. линия, светотень); роль цвета остается в ней сравнительно ограниченной.

Графика имеет разнообразные формы и виды. К произведениям графического искусства относятся станковые рисунки, гравюры, литографии, плакаты, газетные карикатуры, торговая реклама и др. Каждая разновидность графического рисунка по технике исполнения имеет свои особенности и художественную выразительность. Среди всего разнообразия специфической является графика журнала мод (обложка, страница, разворот), а также рекламная афиша о показе, демонстрации моделей одежды, буклеты, проспекты, альбомы мод и т.п., одним словом – «мода-графика».

Мода-графика доносит до зрителя культуру костюма, моду, рекламирует одежду, обувь, аксессуары, в целом костюм (модели, комплекты, ансамбли, коллекции), разъясняет зрителю достоинства форм, линий, цвета, а также их характерные конструктивные и технологические особенности.

В изобразительном искусстве как средства выражения используются тон, линия, пятно, штрих, светотень, цвет, фактура. Все средства выражения могут быть реализованы в различных композиционных решениях.

Решение изображения костюма может быть: тональным, светотеневым, линейным, пятновым, линейно-пятновым, штриховым, а также включающим несколько средств.

Когда говорят об изображении костюма, подразумевают, что это не просто совокупность графических средств. Особенность заключается в том, что свойства каждого средства могут передавать разные качественные характеристики в зависимости от замысла, идеи, требований конкретной моды.

3.1 Чёрно-белая графика (линейная, пятновая, линейно-пятновая, точечная)

С линии начинается процесс проектирования и изображения костюма. По мере нахождения формы костюма и нахождения решения используются возможности линии, выявляются пространственные особенности формы, и взаимосвязи формы со средой.

Стремясь, выявить структурно-пространственные особенности формы и ее взаимосвязи со средой, художник-модельер чаще всего использует линии для выражения движения. Линии могут совмещать в себе те или иные качества. Они могут иметь разный характер начертания: толстые, прямые, и гибкие, тонкие, хрупкие и т.д. В зависимости от направления, толщины, силы тона линия может восприниматься или лежащей на плоскости, или идущей в глубину. Линия может играть двоякую роль, являясь элементом как плоскости, так и объема. Линейный рисунок требует определенного отбора, «абстрагирования».

Необходимо помнить о многообразии акцентирования. Оно может быть пластическим, функциональным, пространственным. Можно акцентировать характерные признаки. Техник работы линией много, и каждый художник вносит в них что-то новое, свое. Однако чтобы систематизировать техники и приемы работы, мы сведем все линии в графике упрощенно к следующим видам:

– точная в одну толщину и одного напряжения;

– разнотолщинная, то почти исчезающая в плоскости бумаги, то мощно выходящая из нее;

– неровная, словно нанесенная дрожащей рукой, но именно от этого имеющая особую чувственность и нервозность.

В разные эпохи у художников различных школ высоко ценилась сила и выразительность линий. Добиться выразительности всегда трудно, особенно в линейном решении.

Пятно, ограничивающее объем формы, используют для ее плоскостной трактовки. При плоскостном решении пятно должно обладать определенной орнаментально-ритмической выразительностью. При использовании пятен одной тональности на разной площади композиция строится и организуется ритмически.

При решении композиции при помощи пятна в качестве материалов можно применять тушь, гуашь, темперу. Целесообразно использовать технику коллажа, трафарета.

В практической работе чаще всего используют пятно и линию. В этом случае преобладает или пятно, или линия. Встречаются рисунки, где пятно играет главную роль, а линия – подчиненную, или главная роль отведена линии, а пятно подчиняется ей. В обоих случаях важно добиться цельности, ясной читаемости. Здесь основой организации композиции является ритм.