Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
Кафедра дизайна
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Способы графической подачи эскизов
По дисциплине Художественно-графическая композиция
Исполнитель
студентка 882 группы
О.Н. Иванова-Евстратьева
Руководитель
ассистент М.И. Волчкова
Нормоконтроль
ассистент М.И. Волчкова
Благовещенск 2010г
РЕФЕРАТ
Работа 25 с., 4 рисунка, 5 источников.
Графика, композиция, стилизация, эскиз, драпировка, цвет, модель, костюм, линия, пятно.
Изображение человека в костюме преобладает в графической практике художников-модельеров. История искусства знает много различных изображений костюма или человека в костюме. Из широкого круга видов графического искусства следует выделить изображение костюма в творческом процессе создания новой модели и изображение костюма в целях пропаганды.
Задача графики – служить передаче максимальной информации о модели костюма.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основные принципы организации декоративной композиции
1.1. Декоративное рисование натюрморта
1.2. Декоративное рисование драпировок в женской одежде
1.3. Особенности графики японских мастеров (японская графика)
2. Декоративная стилизация
2.1. Декоративная стилизация в натюрморте
2.2. Стилизация фигуры и её частей
3. Приёмы графической подачи и графические возможности в изображении объектов
3.1. Чёрно-белая графика (линейная, пятновая, линейно-пятновая, точечная)
3.2. Монохромная палитра
3.3. Ограниченная палитра (чёрно-белый+1 цвет)
3.4. Приемы графической подачи в цветном решении эскизов (аппликация, монотипия, энкаустика)
4. Принципы построения двух- и трёхфигурной композиции
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Специалисты, непосредственно участвующие в создании костюма как части окружающей гармоничной предметной среды, обязаны быть эстетически грамотными. С этой целью для подготовки инженера-конструктора швейного производства предусмотрена дисциплина «Художественно-графическая композиция», призванная формировать эстетический вкус, дать будущим специалистам знания и профессиональные навыки в рисунке и композиции.
Понимание основ композиции костюма немыслимо вне связи с изучением фигуры человека, так как костюм не существует без человека. Поэтому будущий инженер-конструктор должен на занятиях научиться рисунку и графике фигуры человека, чтобы на практике усвоить основы композиции и специфику моделирования одежды. Ему необходимо чувствовать структуру костюма, а также форму и конструкцию костюма, материал, из которого он изготовлен. Средствами выражения нужно дать точную информацию о назначении конструкции, объёмно-пространственной структуре формы, материалах.
1 ОСНОНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяжённость во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим. Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учёта света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с его помощью создавался художественный образ.
Свойство декоративной композиции – декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведёт не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы.
1.1 Декоративное рисование натюрморта
Натюрморт – изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной.
На протяжении многовековой истории изобразительного творчества шло формирование натюрморта как самостоятельного жанра.
Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Рисунок неподвижной натуры, какой является натюрморт, позволяет разобраться в необходимых закономерностях рисования с натуры. Наблюдая предметы в пространстве, мы видим и в дальнейшем учитываем их трёхмерность. Каждый из предметов должен быть согласован с другими, необходимо также сравнить силу тона световых и теневых частей на предметах из различного материала.
Весь процесс рисования натюрморта можно разделить на следующие этапы:
1 – Предварительный анализ объёма изображения. На данном этапе анализируются пропорциональные соотношения, то есть находятся границы натюрморта.
2 – Композиционное размещение изображения на листе. Когда с учётом пропорций были определены границы натюрморта в листе, находятся границы и пропорциональные соотношения каждого предмета в отдельности.
3 – Конструктивный анализ формы и её перспективное построение. Когда найдено место в листе каждому предмету натюрморта, чётче прорисовывается каждый предмет, принимая во внимание то, что каждый предмет несёт в себе основу какой-то геометрической формы. Рисунок делается с учётом перспективы.
4 – Выявление объёмности предметов с помощью светотени. На данном этапе определяется, где в натюрморте свет и тень. Тень со всеми полутонами заштриховывается карандашом. При детальной прорисовке необходимо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за всеми деталями формы. Внимательно прорисовываются тени, падающие от деталей. Такая проработка формы поможет сделать рисунок убедительным и выразительным.
5 – Обобщение рисунка. На данном этапе производится анализ тоновых отношений предметов натюрморта, определяя общий тон, различные оттенки тона на свету, в тени, в полутени на переднем и заднем плане. Необходимо тщательно проследить за тем, чтобы отдельные предметы не были слишком сильны по тону (чёрными) и не выпадали из рисунка.
Натюрморт с натуры позволяет полнее раскрыть основные положения реалистического рисунка, заострить особое внимание на особенностях перспективы, глубже усвоить принципы линейно-конструктивного изображения формы.
1.2 Декоративное рисование драпировок в женской одежде
Изображение драпировок имеет большое значение для выработки умения передать в рисунке форму и характер различных складок при изображении фигуры человека.
Драпировка получается в результате преднамеренного образования складок путём связывания, наколки, укладки, выполняемых с целью украшения.
Правила искусного драпирования фигур одинаковы как для живописи, так и для ваяния, они сводятся к требованию, чтобы драпировка, прикрывая тело, не скрадывала совершенно его форм, но позволяла зрителю догадываться о них, не мешала ему понимать движение фигуры и в особенности не нарушала её жизненности и изящества неправдоподобием и некрасивостью своих изгибов и складок.
Рисунки одежды и тканей любого вида представляют определённую сложность, они требуют внимательной проработки. Нужно иметь в виду, что драпировки и складки стильных костюмов, выполненные известными законодателями мод, очень тщательно проработаны и полагаются, прежде всего, на природу ткани, на продуманность драпировки, на движение и напряжение тела, которые создают складки на одежде.
Складки могут казаться толстыми и жёсткими или тонкими и воздушными, позволяя различать формы тела, которые они покрывают. Драпировки зависят от жёсткости нити, из которой состоит ткань. Важно, чтобы рисунок передавал чувство материала, из которого сшито платье, определённую форму складок, хорошо узнаваемую на эскизе.
Рисунок драпировки может считаться настоящим абстрактным изображением, созданным сложной игрой геометрических форм, которую образуют, и их независимость по отношению к формам. В этом смысле интересно сделать рисунок драпировки и понять все сложности рисунка. Не нужно точно строить складки и их тени, более интересно передать драпировку в манере наброска.
1.3 Особенности графики японских мастеров (японская гравюра)
Японская цветная ксилография (гравюра на дереве) – уникальное явление в истории мирового искусства. Её технику японцы заимствовали из Китая. Изначально печатная продукция носила ремесленный характер, как самостоятельный вид искусства японская гравюра утверждается на последнем этапе средневековой истории Японии (1603 – 1868).
Укиё-э – это один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо. Термин был заимствован из буддийской философии, означает буквально «мир скорби» – так именуется мир сансары, мир преходящих иллюзий, где удел человека – скорбь, страдания, болезни и смерть. Этот мир , с точки зрения традиционно мыслящих японцев, такой же иллюзорный и преходящий, как сновидение, и его обитатели не более реальны, чем существа из мира грёз. Мир преходящих наслаждения также стал именоваться укиё-э, буквально означавшим «плывущий», «проплывающий мимо».