Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет» Художественно-педагогический институт
Кафедра декоративно-прикладного искусства
Реферат
по дисциплине «Академическая скульптура и пластическое моделирование»
Погрудный рельефный портрет
Екатеринбург 2009
Введение
Скульптура - один из видов изобразительного искусства. Как и всякое другое искусство, скульптура отражает в художественных образах реальный мир и отражает его по-своему, пользуясь особыми средствами и способами.
В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Тема данной курсовой работы — погрудный рельефный портрет. Рельеф (от итальянского relievo - выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным).
Различают низкий рельеф, или барельеф (от французского слова bas - низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона, и высокий рельеф, или горельеф (от французского слова haut - высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона.
Рельеф по отношению к фону может быть не выпуклым, а вогнутым, углубленным, то есть как бы обратным. Такой рельеф называется "койланоглиф". Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню.
"Классический рельеф", особенно характерный для искусства античности и классицизма, имеет большей частью гладкий фон.
Задачей данной работы является разработка портрета в технике низкого рельефа.
Как правило, рельефные портреты изображали уважаемых людей, деятелей искусства, политиков и т.д. Другими словами, это были известные люди и портрет выполнялся в честь каких-либо заслуг. Сегодня мало кто может сказать, что у него дома есть его собственный портрет в гипсе. Целью курсовой работы стало создание портрета простого человека.
Глава 1. Историко-теоретический аспект темы проекта
Медальоны, медали и плакетки, их назначение и характерные особенности
Медаль — это своеобразная летопись эпохи, созданная средствами малой пластики. В ней находят отражение исторические события, экономическая жизнь страны, развитие науки и культуры. Медаль изготавливают из прочного металла, она почти не подвергается разрушению временем: жизнь ей обеспечена на века.
Медаль по своим средствам выражения является скульптурным памятником. Однако, в отличие от скульптуры, медаль не требует больших затрат на свое воплощение и может живо откликнуться на любое событие, отразить и отметить его. Отсюда актуальность медали, ее особая историческая документальность. Медаль позволяет запечатлеть на века значительные события эпохи, облик видных государственных деятелей, представителей науки и искусства.
Слово «медаль» происходит от латинского слова metallum. Так с давних пор называли металлический знак, изготовленный в честь или в память важного события или выдающейся личности. Первоначально этот знак выполнял роль награды.
Некоторые авторы отождествляют понятия «медаль» и «медальон». В действительности, между ними имеются различия, хотя и небольшие. Литые медальоны используются как украшения в виде брошей, амулетов, кулонов и пр. Медальонами также называли особенно красивые греческие и римские монеты, также служившие украшениями. В некоторых случаях медальонами в настоящее время называют особо крупные медали, например, на памятниках. Литые плакетки или, как их называют в некоторых литературных источниках, плакеты, представляют собой плоские четырехугольные или многоугольные художественные отливки с мелким рельефным изображением па лицевой стороне. Как правило, обратная сторона без изображений. Некоторые плакетки и овалы, как медали и медальоны, иногда служили, наряду с монетами-амулетами, оберегами, защищающими от опасностей, болезней и других бед.
Расцвет техники медальерного искусства относится ко времени императорского Рима. Прообразом современной медали могут служить золотые, серебряные и бронзовые греческие и римские монеты, изготовленные способом чеканки.
Рис. 1. Бронзовые медали эпохи Ренессанса: а, б — работа Пизанелло (1395-1455 гг.); в — аверс и реверс медали работы Б. Челлини (1500-1571 гг.)
погрудный рельефный портрет скульптура
Возникновение медальерного искусства в современном понимании падает на конец XIV — начало XV века и неразрывно связано со становлением культуры Возрождения. Памятные медали эпохи Возрождения (возникли в 14—16 вв.— Пизанелло, Маттео де Пасти, Бенвенуто Челлини в Италии, Жермен Пилон во Франции) отличались яркой индивидуальностью портретных характеристик (на лицевых сторонах) и пластическим совершенством аллегорических фигур (на оборотных сторонах). Введение твердых стальных штемпелей помогло медальерам барокко (Жан Варен, Гийом Дюпре во Франции) и классицизма (П. П. Уткин, Ф. П. Толстой в России) достичь в героизированных композициях ювелирной тщательности и чистоты отделки деталей.
XVII век занимает особое место в истории европейского искусства. Медальерное искусство развивается почти во всех странах Европы. Укрепление абсолютистской власти в ведущих европейских государствах нашло свое отражение в медали. Серийность ее производства, прочность материала, обеспечивающая долголетнее существование, и, наконец, легкость транспортировки способствовали тому, что медаль распространилась по всему континенту. Однако, становясь официальным памятником, медаль утрачивает ту свободу и демократичность, которые были ей свойственны в эпоху Возрождения. Главным объектом изображения в XVII веке становится король (лицевая сторона медали) и его деяния: выстроенные при его правлении архитектурные ансамбли, дворцы, флотилии, а также одержанные победы (обратная сторона медали).
В XVIII веке медальерное искусство активно развивается. Портреты правителей по-прежнему занимают ведущее место, но передаче исторических событий, раскрытых в условной аллегорической форме, уже придается все большее значение. От эпохи романтизма (Пьер Жан Давид д'Анже) в М. и. 19 в. идут поиски живописности и свободы пластической светотеневой лепки. В М. и. 20 в. значительно расширяется круг выразительных средств (контррельеф, углубленный контур, чернение, эмаль), усложняются композиция, пластический язык и фактура круглых медалей и плакеток, обогащается тематика медалей, включаются философские, социальные, публицистические аспекты современностиНаряду с изображениями пап, правителей и кардиналов на медали появляются портретные изображения поэтов, гуманистов, художников, философов.
XIX век отмечен расширением тематики медалей, а также количественным ростом их выпуска. Во Франции, Германии, Польше, России работает значительно больше мастеров-медальеров, чем в предыдущем столетии.
В XVIII — начале XIX века наиболее интенсивное развитие декоративных тенденций в медали определилось в стиле барокко. Пышные формы, сочная лепка с чередованием света и тени создают богатую пластическую поверхность.
В эпоху классицизма декоративные устремления уступили место строгой сдержанности, хотя символическое изображение различных предметов носит подчас условный характер.
Медаль тесно связана с историей и материальной культурой своего народа. В той или иной степени она всегда сохраняет известные национальные традиции.
Рис.2. Медаль «Граф П.К. Витгенштейн»
В Европе чугунное художественное литье, в том числе и литье нумизматических материалов, получило особенно широкое развитие в самом начале XIX в. Интересная и известная немецкая плакетка «Новогодняя открытка» была отлита в 1806 г. (модельер Л. Байерхаус) в Королевской чугунолитейной мастерской в Берлине. Памятными медалями из чугуна прославилась Россия.
Их прекрасно изготавливали на Кусинском заводе. Они отличаются мягкостью рисунка, одухотворенностью изображаемых лиц. Некоторые медали, например, медаль «Граф П. К. Витгенштейн» (рис. 55) и «Академик Крылов» (рис. 56) хранятся в Государственном Историческом музее, музее завода и частных коллекциях. Чугун применен литейщиками не из-за дефицита бронзы, а потому, что его цвет оказался весьма удачным для этих художественных миниатюр. Он придал портретным медалям торжественность и выразительность.
Рис.3. Медаль «Академик Крылов»
Медаль, как официальный памятник, зависит от правящих кругов в значительно большей степени, чем другие виды изобразительного искусства. Короли, императоры, папы и кардиналы старались в медали увековечить свои деяния.
Несомненно, медаль как национальный памятник ярче проявила себя в персоналиях и в медалях с исторической тематикой. Серия медальонов Ф. Толстого, посвященная событиям войны 1812 года, впервые в русском медальерном искусстве подняла медаль до уровня подлинного произведения искусства.
Оживление европейского медальерного искусства начинается в 50-х годах XX века. По глубине содержания и осмыслению исторических событий, по изобразительной форме медаль становится подлинно национальным художественным памятником. Воспитательное и эстетическое значение медали необычайно возрастает в последние два десятилетия XX века: медаль обращается снова к передаче и широкому охвату событий.