Смекни!
smekni.com

Дворцы Петербурга (стр. 4 из 5)

Трехэтажный дворец Меншикова изначально был усадьбой, с садом и огородом. Дворец представлял собой замкнутое в плане четырехугольное здание с трехчастным фасадом на Неву. Фасад прямоугольного центрального корпуса был поэтажно декорирован пилястрами, увенчан балюстрадой с резными статуями из дерева, а на боковых ризалитах — фронтончиками затейливой барочной формы и огромными золочеными княжескими коронами. В 1720-е гг. к центральному корпусу был пристроен флигель с западной стороны. Восточный флигель построили в 1758–1760 гг.

На «европейский манер» сквозь все центральное здание дворца, как в венецианских палаццо, проходили парадные сени. Торжественный вид вестибюлю придавали колонны тосканского ордера. В конце вестибюля — нарядная светлая лестница, украшенная лепниной, живописью, изразцами на окнах. На уровне второго этажа фасад здания опоясывала деревянная галерея. Через сени второго этажа можно было попасть в Большой зал, отделка которого поражала пышностью и великолепием. Большой зал не сохранился — еще во времена бытования во дворце кадетского корпуса этот зал переделали церковный, кроме того, сделали верхнюю площадку для еще одной лестницы.

Если на первом этаже размещались подсобные помещения и проживала прислуга, то семья А.Д. Меншиков и он сам жили на втором этаже. По существовавшим тогда правилам, дом делился на две половины — мужа и жены. Они объединялись общими парадными покоями, где супруги принимали гостей. Таких помещений во дворце было три — зал в центре и две приемные по сторонам.

Уже говорилось, что Меншиковский дворец отличался богатством внутренней отделки. Так, были использованы редкие тогда в России керамические плитки — плоские белые с синим рисунком, покрытые прозрачной глазурью. Парадный кабинет Меншикова называли Ореховой комнатой, ибо она была отделана ореховым деревом, а также небольшими панно из наборного ореха. Потолок кабинета украшал живописный плафон, написанный на холсте. К счастью, до наших дней отделка Ореховой комнаты, выполненная в 1716–1718 гг. дошла до наших дней практически без изменений. Комнаты на половине княгини были столь же роскошно украшены изразцами, тканями, деревом и обставлены дорогой разнообразной мебелью.

В XVIII в. в Санкт-Петербурге было возведено множество великолепных по своему внешнему и внутреннему убранству дворцов, принадлежавших самым значительным русским вельможам своего времени.

Один из них — трехэтажный дворец на Садовой улице, построенный в 1749–1757 гг. для канцлера М.И. Воронцова архитектором Ф.Б. Растрелли. Нарядному декору главного фасада в стиле барокко соответствует пышная отделка Большого зала и пятидесяти других парадных помещений дворца. Залы и комнаты дворца украшают лепнина, живописные плафоны и золоченая резьба. Дворец был окружен изящной чугунной решеткой. Позднее Воронцов продал свой дворец в государственную казну. При Павле I дворец стал местом пребывания Мальтийского ордена, а во дворе по проекту Д. Кваренги соорудили католическую капеллу. С 1810 г. во дворце размещался Пажеский корпус, а ныне там располагается Суворовское училище.

Для графа С.Г. Строганова в 1752–1754 гг. архитектор Ф.Б. Растрелли построил дворец на пересечении Невского проспекта и реки Мойки. Выполненный в стиле барокко, фасад Строгановского дворца украшен спаренными колоннами на уровне второго и третьего этажа, а простенки между окнами — медальонами с мужским профилем. Считается, что это портрет владельца дворца графа Строганова, но бытует и другое мнение — это портрет самого Растрелли. Внешнее убранство дворца дополняет пышная лепнина — львиные маски, кариатиды, раковины. В 1790-е гг. архитектор А. Воронихин провел работу по оформлению интерьеров каждого из пятидесяти дворцовых залов.

Построенные в елизаветинскую эпоху в стиле барокко дворцы графа П.И. Шувалова на Итальянской улице и графов Шереметевых на набережной Фонтанки принадлежат творчеству архитектора С.И. Чевакинского. Шуваловским дворцом позже владел А.А. Вяземский, при котором здание было частично перестроено и его фасады приобрели черты, характерные для архитектуры раннего классицизма. Ныне в нем находится дом санитарного просвещения. Шереметевский дворец, возведенный в 1750–1755 гг., получил еще одно название — Фонтанный дом. И здание дворца, и усадьба сохранились до наших дней. С 1990 г. во дворце располагается Музей театрального и музыкального искусства. В дворцовом флигеле с 1989 г. открыт музей А.А. Ахматовой, которая прожила здесь много лет.

На пересечение Невского проспекта и реки Фонтанки в 1741 г. началось возведение обширной усадьбы по проекту архитектора М.Г. Земцова, после его смерти в 1743 г. строительство продолжилось по проекту Г.Д. Дмитриева, а заканчивал строительство Ф.Б. Растрелли. По окончании строительства императрица Елизавета Петровна подарила дворец и усадьбу своему морганатическому супругу графу А.Г. Разумовскому. Но дворец стали называть Аничковым — это название происходит от Аничковой слободы рабочего батальона, которым руководил подполковник М.О. Аничков. Во времена Екатерины II дворец перешел в собственность светлейшего князя Г.А. Потемкина и был перестроен в 1778–1779 гг. архитектором И.Е. Старовым в духе раннего классицизма. Особенностью Аничкова дворца является его несколько странное положение по отношению к Невскому проспекту — дворец выводит на него боковым торцом, а главным фасадом — на набережную Фонтанки. Объясняется это тем, что в середине XVIII в. набережные рек играли большее значение в градостроительстве Петербурга, нежели Невский проспект. Недаром перед центральным входом дворца со стороны Фонтанки была вырыта небольшая гавань для захода и стоянки малых судов.

В начале XIX в. Аничков дворец перешел в собственность императорского Кабинета, а архитектор Д. Кваренги построил на берегу Фонтанки здание Кабинета, которое закрыло сам дворец. Чуть позже архитектор Л.И. Руска расширил здание Кабинета, пристроив к нему два флигеля со стороны дворца. В 1817–1818 гг. К.И. Росси перепланировал внутренние помещения Аничкова дворца, а также всю усадьбу, значительно уменьшив размеры дворцового сада. Во дворце стали жить цесаревичи, а в последние предреволюционные годы вдова императора Александра III императрица Мария Федоровна. После революции 1917 г. здесь размещался Музей города, с 1937 г. — Дворец пионеров, ныне называющийся Дворцом творчества юных. В 1936 г. в палехские живописцы расписали здесь «Комнаты сказок» на темы сказок Пушкина и рассказов Горького.

Напротив Аничкова дворца, на другом берегу Фонтанки, раскинулся дворец Белосельских-Белозерских, построенный в 1846–1848 гг. архитектором А.И. Штакеншнейдера в стиле необарокко (как Строгановский дворец). Терракотовые фигуры атлантов, поддерживающие колонны на фасадах, выполнены по модели скульптора Д.И. Иенсена. Сейчас здесь находится муниципальный культурный центр.

Дворец гетмана Украины и президента Академии наук К.Г. Разумовского, младшего брата А.Г. Разумовского, строился на левом берегу реки Мойки неподалеку от Невского проспекта в 1762–1766 гг. архитекторами А.Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Валлен-Деламотом как типичная для того времени усадьба: главный особняк располагался в глубине двора за оградой с въездными воротами. Фасад главного корпуса декорирован колоннадой из шести колонн коринфского ордера, поставленных над аркадой первого цокольного этажа. В 1798 г. дворец передали Воспитательному дому, а затем Николаевскому женскому сиротскому институту. В 1829–1834 гг. к зданию пристроили лазаретный корпус и домовую церковь, были построены и другие особняки. Сейчас здесь находится Педагогический университет им. А.И. Герцена, во дворе перед главным входом установлен памятник А.И. Герцену.

Юсуповский дворец на берегу реки Фонтанки впервые построили в середине XVIII в., а в 1789–1792 гг. здание дворца перестроил Д. Кваренги, создавший здесь и пейзажный сад с прудами и каналами. Конфигурация этого дворцового комплекса сложная. Здание дворца было расположено в глубине сада с фасадом в сторону Садовой улицы, в на Фонтанку выходили двухэтажные жилые дома с аркой-воротами между ними.

Шедевр русского классицизма XVIII в., Таврический дворец на Шпалерной улице, возводил в 1783–1789 гг. архитектор И.Е. Старов. Дворец принадлежал светлейшему князю Г.А. Потемкину-Таврическому, присоединившему к России Крым (Таврию). В плане здание напоминает растянутую букву «П», раскрытую к Неве. В центре композиции — двухэтажное здание с шестиколонным портиком в античном стиле и плоским куполом на невысоком барабане. Оно соединено галереями с боковыми двухэтажными корпусами и вместе с ними образует обширный парадный двор. Внутренне убранство дворца отличалось величественностью, особенно Белоколонный и громадный Купольный залы. Но, к сожалению, интерьеры дворца не сохранились, ибо здание неоднократно перестраивалось. Так, после смерти Г.А. Потемкина, император Павел I передал дворец Конногвардейскому полку, и в Купольном зале устроили конный манеж. С 1906 г. в Таврическом дворце разместилась Государственная дума. После Великой Отечественной войны в здании дворца находилась Ленинградская высшая партийная школа, а ныне — Межпарламентская ассамблея СНГ.

Без малого два с половиной столетия стоит на изломе набережной реки Мойки знаменитый Юсуповский дворец. Первоначально на этом месте располагался двухэтажный каменный дворец П.И. Шувалова — блестящего царедворца елизаветинской поры. С 1795 г. дворец принадлежал графине А.В. Браницкой и ее дочерям. В марте 1830 г. дворец выкупил князь Н.Б. Юсупов, один из богатейших и образованнейших людей Европы. Дом предназначался для жены князя и его сына Б.Н. Юсупова.