Располагайте одно предложение в абзаце.
Правило 12. Описание персонажа
Придумайте персонажам короткие емкие описания. Например, "крашеная брюнетка, секретарша в непонятной конторе ".
Правило 13. Еще быстрей
Употребляйте энергичные описания действий. Не "Митя пытается погладить ее, и ему, кажется, удается", а "Митя кладет руку ей на грудь". Поменьше запятых. Побольше точек. Пишите уверенно, вы должны поставить читателя перед фактом - он читает сценарий человека, знающего о чем он говорит.
Правило 14. Переворачиватели страниц
Лаурисио подкрадывается и: (тут надо перевернуть страницу). Мартел говорит, что специально добавлял пустые строки или убирал что-то, чтобы момент саспенса приходился на конец страницы. Можно специально напустить саспенсу в конце страницы. Например, "Митя входит. Никого нет. Вдруг он слышит шаги" - переворачивается страница - "Из кухни выходит мама". Переворот страницы - как переход между программами на телеканале, очень ответственный момент.
Правило 16.Режьте
Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. А уж сколько "и" и "но" можно вычеркнуть без ущерба для сценария:. Вычеркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным. Конечно, жалко. А не жалко, если читатель бросит читать на второй странице?[25]
2.9 Кино как синтетический вид искусства
Родителями кинематографа называют театр и фотографию. Но, если разобраться, то и эти виды искусства синтетичны. Кинематограф вобрал в себя абсолютно все искусства, переработал их и трансформировал. Можно даже сказать «собрал лучшее» и приумножил.
От литературы кинематографу достался сюжет, герои с их непростыми характерами, поэтичности и образность. Живопись научила кино обращаться с цветами и их сочетанием, работать с перспективой и композицией. От скульптуры заимствована филигранная работа со светом и объемом. Музыка научила создавать настроение и гармонию… все виды искусств разделили лучшие свои традиции с кинематографом. Чтобы он, - как когда-то полотна Рембрандта, скульптуры Фидия и Поликлета – помогал нам видеть истинную красоту.
«Кино — прежде всего искусство, но драматизм ситуации заключается в том, что оно еще, кроме того, и продукция фабричного заводского производства. Это, пожалуй, единственное из искусств, находящееся в таком сложнейшем, я бы сказал, в каком-то смысле — в безысходном положении. То есть кино живет как бы в двух ипостасях — мы вынуждены смотреть на него, с одной стороны, как на искусство, а с другой стороны, как на промышленное производство. И многие сложности проистекают из-за этой двойственности в нашей жизни и в наших творческих буднях. А это влечет за собой, в свою очередь, огромные трудности и сложности — и в производстве, и в организации его, и в творческой работе. Дело в том, что, оценивая кино как искусство, мы обязаны стоять на уровне требований, давным-давно выработанных для старых «добрых» искусств. К сожалению, мы не часто рассматриваем нашу деятельность с позиций этих высоких требований.
Я верю в наше кино, верю в наше искусство и не верю ни в какие кризисы, которые якобы потрясают искусство. По существу искусство всегда потрясается, но не кризисами, а развитием. Это очень сложный процесс. И этот процесс, хотим мы этого или нет, отражает нашу действительность.
Традиции нашего кинематографа берут начало не только от пионеров советского кинематографа, а также от великой русской литературы, поэзии, культуры. Об этом тоже не следует забывать, когда мы говорим о кинематографии. Есть смысл вспомнить, что истоки ее таятся в глубинных пластах русской национальной культуры, которая имеет глубокие корни, очень древние и мощные традиции.
Кино — это искусство, способное создать нетленные шедевры, подобные тем, которые уже были созданы в свое время, на которые следует равняться. Есть смысл создавать шедевры, мне думается».
(А. Тарковский)
Заключение
Синтез различных видов искусства возможен на том основании, что все искусства - каждое с другой стороны, другим способом и другими средствами - изображают человека и его отношение к миру, к своему окружению, к действительности. Если каждый автономный вид искусства показывает человека и его отношение к действительности только с одной стороны, то синтетические искусства - одновременно со многих сторон. Кинофильм делает это более разносторонне, нежели другие синтетические искусства, ибо он показывает явления, во-первых, в пространстве, во-вторых, во времени, в-третьих, в движении и развитии, в-четвертых, показывает человека во взаимодействии с предметами и другими людьми, а главное, в-пятых, раскрывает внутреннюю жизнь человека со всеми его поступками и переживаниями, его реакцию на окружающий мир, его ощущение действительности.
Таким образом, кино показывает человека более многосторонне, при помощи всех тех художественных форм выражения, которые оно унаследовало от автономных видов искусства. Следовательно, оно по-новому отображает действительность.
Итак, фильм показывает человека с внешней стороны и его внутренний мир, его поведение, его реакцию на явления жизни, его поступки и одновременно его духовную жизнь. Кино дает это наглядно, прямо, недвусмысленно, литература — только через словесный текст, через значение слов, живопись передает все только косвенно, через одно схваченное и закрепленное выражение лица, а музыка - многозначно, поскольку она может выразить только образность. Кино объединяет выразительные средства всех этих видов искусства, а потому оно может более конкретно показать духовную жизнь человека путем изменения его мимики, характера его движений, через его поступки (действия) и вместе с тем однозначно, ибо к его услугам - слово, уточняющее ситуации и переживания; кино может с помощью музыки комментировать эмоциональные состояния, всегда опираясь на наглядное изображение человека в кадре, на ситуации, — и все это в движении, а не статично.
Задний план, на фоне которого действуют показываемые люди, здесь не условен, как в театральной декорации, и не неподвижен, как например в живописи.
Синтетический характер кино ныне выдвигает ряд новых проблем, которые необходимо разрешить, чтобы осмыслить специфику кино и принципы взаимодействия различных видов входящих в него искусств.
Традиции других видов искусств, имеющих многовековую историю, создали столь же старые теории этих искусств, теории, которые, разумеется, так же подвержены непрерывным изменениям, как и сами искусства, к которым они относятся. Звуковое кино, хотя имеет пока очень короткую историю, тем не менее, также нуждается в собственной теории. Теоретические положения, выработанные на почве эстетики других, а именно автономных искусств, оказались несостоятельными там, где взаимодействие различных искусств составляет сущность жанра. Таким образом, теория кино, и в частности должна стать теорией взаимодействия между различными факторами синтетического целого, называемого «кинематографом».
Библиографический список
1. Эстетика. Под ред. Радугина А.А., М., 2002
2. Бореев Ю.Б. Эстетика. М.,1988
3. Зигфрид Кракауэр. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. Москва, «Искусство», 1974
4. Ванслов В.В. Что такое искусство. М., 1988
5. Титов С.Н. Искусство: объект, предмет, содержание. Воронеж, 1987
6. Barnet S., Berman M., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic and Cinematic Terms.
7. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. С. 342-359 (начало гл. 3 “Поэзия”).
8. По книге Ж. Делёза «Кино» (пер. Б. Скуратов) Издательство «Ад Маргинем», 2004
9. Юрий Лотман «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» Издательство "Ээсти Раамат" Таллин, 1973
10. По материалам сайта http://www.ref.by/ на основе доклада неизвестного автора.
11. Антонио Менегетти «Кино, театр, бессознательное» том 1
12. Даниэль Арижон «Грамматика киноязыка»
13. Авторский курс лекций М. В. Нелюбова «Психология цвета»
14. «Основы фотографических процессов» М, Лань, 1999
15. "Цветная киносъемка" А.В. Редько
16. Фишер Б. Витторио Стораро «Управление светом»
17. По материалам сайта www.videodata.ru
18. Из невошедшего в роман «Золотой теленок». Сборник «Осторожно овеяно веками» И. Ильф и Е. Петров
19. Муратов С. А. «Пристрастная камера» М.: Аспект Пресс 2004г
20. Архив журнала «Звукорежиссер» 2002: №4
21. Сидни Люмет. Как делается кино.
22. Майк Фиггис. Звук - это эмоциональный мир фильма.
23. Лекции А. Тарковского о кинорежиссуре.
[1] Эстетика. Под ред. Радугина А.А., М., 2002
[2] Бореев Ю.Б. Эстетика. М.,1988, с. 112.
[3] Зигфрид Кракауэр. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. Москва, «Искусство», 1974
[4] Ванслов В.В. Что такое искусство. М., 1988
[5] Титов С.Н. Искусство: объект, предмет, содержание. Воронеж, 1987
[6]Barnet S., Berman M., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic and Cinematic Terms.
[7]Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. С. 342-359 (начало гл. 3 “Поэзия”).
[8] По книге Ж. Делёза «Кино» (пер. Б. Скуратов) Издательство «Ад Маргинем», 2004
[9] Юрий Лотман «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» Издательство "Ээсти Раамат" Таллин, 1973
[10] По материалам сайта http://www.ref.by/ на основе доклада неизвестного автора.
[11] Антонио Менегетти «Кино, театр, бессознательное» том 1
Итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающего гуманистическую ветвь психологии. В молодости был священником, теологом, отказавшись от священного сана, изучил и стал практиковать психотерапию.
[12] G. Debord. La società dello spettacolo. — Bari: De Donato, 1978.
[13] Даниэль Арижон «Грамматика киноязыка»
[14] А. Каминский в предисловии к авторскому курсу лекций М. В. Нелюбова «Психология цвета»
[15] «Основы фотографических процессов» М, Лань, 1999
[16]"Цветная киносъемка" А.В. Редько
[17] Фишер Б. Витторио Стораро «Управление светом»
[18] По материалам сайта www.videodata.ru
[19] Из невошедшего в роман «Золотой теленок». Сборник «Осторожно овеяно веками» И. Ильф и Е. Петров
[20] Муратов С. А. «Пристрастная камера» М.: Аспект Пресс 2004г
[21] Архив журнала «Звукорежиссер» 2002: №4
[22]Сидни Люмет. Как делается кино / Часть 9: Звуки музыки: звуки звуков
[23] Майк Фиггис. Звук - это эмоциональный мир фильма / Часть 2
[24] Из лекции А. Тарковского о кинорежиссуре.
[25] Уильям Мартел сценарист