“Святилища” располагались непосредственно на территории волосовских кладбищ и составляли с ними единое целое. Какие-либо признаки или даже слабые намеки на использование их в хозяйственных целях отсутствуют полностью, что доказывает их ритуальное назначение. Скорее всего, они были связаны с культом предков и с проведением каких-то погребальных ритуалов, а сами ямы могли имитировать могилы предков. (Обобщенный образ одного из таких предков, по нашему мнению, олицетворяла роговая маска)[1, c. 67-70].
Духовная культура волосовцев качественно отличалась от духовной культуры неолитического населения. В культурных слоях волосовских погребений найдены самые древние для лесной зоны Восточной Европы духовые музыкальные инструменты-флейты. Найдены игральные фишки, по внешнему виду напоминающие современные шашки. Поскольку одной из характерных черт волосовской культуры являются разнообразные кремневые и костяные фигурки людей, животных, птиц и рыб, это следует рассматривать как ритуальные или культовые предметы, связанные с магией охотничьего обряда. Подвески - лунницы по своему оформлению близки крылатым подвескам- изображениям птиц с развернутыми крыльями, которые связаны с представлениями древнего человека о душе, уходящей после смерти в загробный мир. Отмечается параллельное существование культа лося и культа медведя. Медведь был наиболее почитаемым, от него, по понятиям древних, произошел их род. Изображения и захоронения черепов этих животных известны на ряде памятников Среднего Поволжья. Захоронение животных (целиком или частично) совершалось как жертвоприношение духам. Продолжал существовать и культ оленя.
Заключение
волосовская культура
Волосовская культура является культурой эпохи медного века довольно обширной территории-от нижнего и среднего течения Оки, верховьев Волги до среднего Поволжья на юге.
Несмотря на то,что данная культура является энеолитической, мы не можем говорить о развитии в ней производящего хозяйства. Основным занятием волосовцев было рыболовство.
Материалы стоянок представляют широкий комплекс орудий, как каменных, так и произведенных волосовцами из чистой меди. Культура активно контактировала с другими группами населения: об этом говорят многочисленные находки янтаря, принесенного с побережья Балтийского моря.
Материалы погребений и могильников показывают развитие религиозных верований волосовцев, они уже значительно отличаются от неолитических. При костяках найдены многочисленные антропоморфные и зооморфные фигурки, тела обильно посыпаны охрой.
Особенно значимы находки святилищ как мест отправления культовой деятельности. Для волосовцем характерен тотемизм.
Наиболее важным является то, что эта культура занималась металлообработкой, именно поэтому ее можно отнести к числу энеолитических.
По вопросу исчезновения энеолитической общности с пористой керамикой мнения специалистов, в целом, однозначны: она трансформировались в близкородственные местные культуры бронзового века под сильным влиянием извне. Правда, в разных регионах это происходило по-разному. На юго-западные окраины общности на рубеже III-II тыс. до н.э., как показали полевые исследования последних двух-трех десятилетий прошлого века, по каким-то по неясным причинам просочилось энеолитическое население с верхней Десны, а в южное подбрюшье – представители лесостепных культур. Они частично изменили материальный облик местных культур. Но не нарушили их основ. Экономический базис последних, как нам представляется, к моменту миграций на их территории иноплеменников уже эпохи бронзы рушился сам. Скорее всего, это был глубокий кризис присваивающего хозяйства, который не позволял в полной мере прокормить разросшееся народонаселение общин. Из стагнации хозяйство аборигенов было «выведено» мигрантами. Сначала они познакомили автохтонов с навыками придомного скотоводства (фатьяновцы), а позднее – с примитивным земледелием (поздняковцы).Складывалось это, правда, не столь «безоблачно» для обеих сторон. Фатьяновские пастухи со своими стадами овец, коз, свиней, мелким рогатым скотом и сопутствующими им паразитами, вступив в контакт на рубеже III-II тыс. до н.э. с волосовцами, заразили их какой-то инфекцией. А последние, по-видимому, «одарили» пришельцев, в свою очередь, тоже какой-то, неизвестной им болезнью. И начался мор. Мор был великим. Вымирали практически целыми поселками, чему свидетельствуют хронологически одно-двухмоментные коллективные захоронения на волосовских кладбищах финального периода и на фатьяновско-балановских этого же времени без признаков насильственного умервщления .Однако, часть народа, как волосовцев, так и фатьяновцев-балановцев уцелела, выжила и, утратив без остатка свои праотеческие корни, создала сначала новые культуры, а в конце бронзового века их потомки консолидировались вновь в единую общность – общность культур с «ложношнуровой» керамикой, не столь яркую как волосовская, сколь динамичную и, главное, прогрессивно-экономическую.
Список использованной литературы
1. Зимина М.П. Неолит бассейна р. Мсты. М., 1981.
2. Костылева Е.Л. Волосовские погребения с янтарем могильника Сахтыш II A. Т., 2000.
3. Крайнов Д.А. Волосовская культура. М., 1987.
4. Крайнов Д.А. Новые исследования стоянки Сахтыш II. М., 1982
5. Никитин А.В. Существовала ли «волосовская» культура? М., 1974.
6. Никитин В.В. Основные итоги изучения волосовской культуры в ХХ веке. Т., 2002.
7. Цветкова И.К. Стоянка Володары. М., 1948.
8.Матюшин Г.Н. Археологический словарь. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.» , 1996. - 304 с.: ил.
9.Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Археологический словарь.-М.: Прогресс, 1990. — 368 с: ил.
10.Авдусин Д.А., Археология СССР, М., 1977
11..Гальперина Г.А., Доброва Е.В.Популярная история археологии.-М.:Вече, 2002.-512с., илл
Размещено на http://www.