Смекни!
smekni.com

Волосовская культура (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

Волосовская культура

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Примерно в 4 тыс. до н.э. на территории Восточной Европы распространяется энеолит, его другое название - медный век.

Медный век в соответствии с принципами системы трех веков означает период, когда медь была главным материалом для основных орудий и оружия человека. Выделение этого периода встречает определенные трудности, т.к. медь поначалу встречается довольно редко, и рано начинаются эксперименты по получению сплавов. Более удачными являются термины «энеолит» или «халколит», предполагающие использование как меди, так и камня, который применяется наряду с бронзой и в более поздний период. В Европе энеолит соответствует крупным передвижениям племен кубков и шнуровой керамики, а возможно, появлению индоевропейских языков.

Медь была одним из первых металлов, применявшихся человеком, поскольку она, как и золото, встречается в природе в чистом виде и не требует плавки. Позже извлекалась из различных руд, карбонатных (малахит), оксидных и сульфидных. Форму меди можно было придать простой ковкой, которой попутно увеличивали твердость изделия. Довольно скоро были реализованы возможности литья. Первоначально использовались открытые формы, так как в закрытой трудно получить нерастрескавшуюся отливку.

Главное содержание прогресса в энеолите — изобретение металлургии, дальнейшее расселение человечества и распространение производящего хозяйства. Но это не значит, что земледелие составляло единственное занятие энеолитических племен. К энеолиту относят и ряд скотоводческих и даже охотничье-рыболовецких культур. В эпоху энеолита был изобретен гончарный круг, а это означало, что человечество подошло к порогу классообразования.

Ярким феноменом энеолита на территории Восточной Европы является волосовская культура. Исследователи относят ее к позднему неолиту- энеолиту лесной полосы. Проблематичным является вопрос о ее происхождении: некоторые исследователи ведут ее от местного финно-угорского населения, доказывая это их общими чертами в материальной культуре; другие устанавливают ее связь с Восточно-прибалтийским регионом. Несомненно то, что культура заняла обширную территорию и по своему хозяйственному укладу было традиционным - присваивающим.

Задача этого реферата - описание происхождения, занимаемой территории, материальной и духовной жизни носителей волосовской культуры.

Волосовская культура

Волосовская культура - это энеолитическая культура (3- нач.2 тысячелетия до н.э.), расположенная на территории центральной России и Поволжья, на обширной территории Волжско-Окского междуречья, Верхней Волги и Прикамья.. Время существования- 2200- 1500гг. до нашей эры., хотя есть и версии углубления ранней даты на несколько веков. Во 2-м тысячелетии до н.э. волосовская культура распространилась далеко на север[6, c. 78-80] . Волосовские древности были открыты во второй половине XIX в. А.С. Уваровым, сама культура выделена В.А. Городцовым. Название получила по стоянке у села Волосово, близ города Навашино Нижегородской области в месте слияния Оки и р. Велетьма. Предполагается, что волосовцы говорили на языке финно-угорской группы, но антропологически и этногенетически в полиэтносе волосовцев просматриваются элементы праславян и балтов. Многие исследователи приводят истоки волосовской культуры на северо-запад, на территорию Восточной Прибалтики[5, c.34-36]. Приводятся следующие доводы в пользу этой гипотезы. Во-первых, на ряде опорных памятников Верхнего Поволжья и Волго-Клязьминского междуречья в смешанных горизонтах первой четверти 3 тыс. до н.э. с позднельяловской и протоволосовской керамикой встречены обломки посуды восточно-прибалтийского типа. Они немногочисленны, но достаточно своеобразны, в тесте - примесь раковины. Часть посуды орнаментирована зональными гребенчатыми и гребенчато-ямочными узорами, ближайшие, а порой и тождественные аналогии которых фиксируются среди средненеолитической восточно-прибалтийской посуды. Налицо становление новой керамической традиции, занесенной извне, которая в будущем здесь будет господствующей на протяжении чуть более одной тысячи лет [3, c. 145-146]. В волосовской и родственных ей культурах широко распространяются скульптурные изображения из кости, и среди них - миниатюрные объемные скульптурки-подвески реалистически выполненных птичьих головок или плоские профильные изображения птиц. Кроме того, позже встречаются анфасные (Ф-образные) изображения человека, связанные с культом предков. И, наконец, ранним этапом культуры датируется уникальная маска «шамана» с Сахтыша - 2 II, вырезанная из основания рога лося, чему аналогичны более поздние находки масок-подвесок на востоке Литвы. Все эти образы ни в верхневолжской, ни в льяловской культурах неизвестны. Но они известны на территории современной Балтии. Но в отличие от поздненеолитических восточно-прибалтийских культур с пористой керамикой, в волосовской культуре появляется и миниатюрная скульптура из кремня. Использование кремня как материала для создания скульптур - изобретение волосовцев. Неоспоримым свидетельством формирования волосовской культуры при участии восточно-прибалтийского компонента являются янтарные украшения[2, c. 45-47]. Многолетние исследования нео- и энеолитических могильников на Сахтышских многослойных стоянках позволили частично изучить антропологию и восстановить внешний облик некоторых групп их обитателей. Оказалось, что среди ранних льяловцев доминировали низкорослые представители, характеризующиеся монголоидными чертами в строении черепа. Наоборот, черепа ранних волосовцев имеют другой бланк данных. Они в массе своей европеоидные, с четко выраженной мезокранией, и сходны с черепами ряда поздненеолитических захоронений стран Балтии, которые, судя по радиоуглеродным датировкам, несколько древнее сахтышских. То есть, «волосовский» антропологический тип сформировался раньше, чем сформировалась сама культура. И на другой территории[4, c. 87-90].

Существует также идея о приходе волосовцев из бассейна р. Камы. Наблюдаются общие черты в домостроительстве и керамическом производстве ( остродонная посуда, украшенная гребенчатым орнаментом).

В составе волосовцев были преимущественно поздненеолитические племена охотников и рыболовов Восточной Европы. Развитие волосовской культуры начинается в позднем неолите, в результате взаимодействия верхневолжской культуры с культурой ямочно-гребенчатой керамики.

Поселения

Волосовская культура изучена по таким стоянкам как: Маслово, Болото 2, Сахтыш 2, Языково 1;.поздние-Гавриловка 1 и 3, Волосово, Черная Гора, Владычинская- Береговая 1и 2, Ивановское 2 и 7, Николо-Перевоз 1 и 2,Нашутино 1, Берендеево 1 и др.

Для волосовцев характерны столбовые деревянные жилища полуземляночного и наземного типов, площадью от 20 до 100 м кв. с узкими переходами и выходами. На полу землянок имеются ямы от столбов и остатки сгоревших столбов. Внутри находились очаги из камней и кострища, расположенные против входа. Жилища составляют целые поселки, вытянутые вдоль берегов рек компактной группой. В поселках проживало 25-30 жителей.

Хозяйство

Основой хозяйства были охота, рыбоводство и собирательство, относительно появления у них скотоводства и земледелия вопрос остается нерешенным. Рыбу добывали костяными гарпунами т крючками. Но еще более важное значение имели сети (отпечатки сетей сохранились на некоторых глиняных сосудах). Охотились волосовцы на лося: основная масса костей, обнаруженных при раскопках поселений, принадлежит лосю. Добывались также кабан, медведь, косуля, заяц, речной бобр; пушные животные - хорек, куница; из птиц –гусь, глухарь и рябчик. В охоте человеку помогала собака (скелет собаки был найден на Волосовской стоянке). Находки костей домашней свиньи не могут с точностью указывать на ее роль в хозяйстве волосовцев, так как происходят из многослойных памятников.

Керамика

Для керамики ранних этапов характерна примесь толченой раковины в глине, полуяйцевидная и котловидная с округлым дном форма сосуда. На поздних этапах появляются сосуды горшковидного типа с плоским дном и растительной примесью. Орнамент на сосуды наносился различными гребенчатыми штампами, есть отпечатки шнура, намотанного на палочку, различные ямочки. Наиболее массовым элементом орнамента, который использовали волосовские гончары, был гребенчатый. Примерно в четверти случаях на волосовских сосудах сохраняются и неорнаментированные участки поверхности. Отличительными чертами волосовской керамики было примерно равное использование округлых и овальных ямочных вдавлений, применение как прямоугольных, так и овальных гребенчатых и иных штампов длиной 11-30 мм и шириной от 1-6 мм с поперечными или симметричными зубцами. Примерно пятая часть волосовских сосудов имеет орнамент и на внутренней поверхности или по верхнему краю внешней поверхности. 2/3 сосудов несут орнамент по торцу венчика, наиболее широко эта традиция была распространена в Центральном районе и Московско - Клязьминском междуречье.

Орнаментальные традиции у носителей волосовской культуры в разных районах имели свои особенности. В частности, ямочный элемент орнамента чаще всего использовался гончарами Центрального района, ямчатый элемент - гончарами Московско - Клязьминского междуречья и, несколько реже, гончарами Восточного района и бассейна Нижней Оки. Гребенчатый элемент использовался везде, но наиболее широко он представлен на сосудах Западного района, а менее всего - на керамике бассейна Средней Оки. Гладкий элемент орнамента чаще применяли гончары Средней и Нижней Оки и Западного района. Рамчатый штамп преобладал на сосудах Московско - Клязьминского междуречья и Восточного района. Отпечатки веревочного штампа массово использовались только гончарами бассейна Средней Оки. На керамике выявлено 28 вариантов сложных объединяющихся мотивов. На керамике памятников Нижней и средней Оки и Восточного района они были наиболее разнообразны. Сложные пересекающиеся мотивы представлены только 10 вариантами, и использовались гончарами волосовской культуры достаточно редко. В количественном отношении простые образы преобладают над сложными.