Сплетенный из цветов и листьев, и надетый на голову венок – «живая корона». В античной, иудейской и христианской традициях венки имели защитную силу. [2. стр. 21]
На Ивана Купала девушки плели венки из лесных и полевых трав обычно не менее 12, а иногда и 16 видов. Вечером на заходе солнца гадали, бросая венок в реку или озеро, этот обряд назывался “молчаливая вода”. Гадали на любовь, продолжительность жизни и удачу. Часто просто загадывали желание: если венок уплывал далеко, то оно должно было сбыться. Если венок тонул — это считалось плохим предзнаменованием: «Венок утонул — милый обманул».
Но самым красивым и древним обрядом остается пускание венков на воду, только с зажженной лучиной или свечкой посередине. Считалось, что чей венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! И конечно все действия сопровождались песнями и приговорами.
«Ой, на святого
Ой, на Купалу Девки гадали
Венки кидали.
Кидали в воду
В воду быструю.
Скажи (ласковое название реки) Про жизнь молодую
С кем наша (река) Век вековати
Кого наша (река) Любым назвати
Долго ль я жити Долго ли буду
Неси (река) венок Не дай потонути.»[1.стр. 21]
иван купала празднование обряд
3. Магия купальской ночи
По поверью, Ивановская ночь считалась временем разгула нечисти, все наполнялось чудодейственной силой, деревья переходят с места на место, разговаривают между собой птицы, животные, растения, некоторым удавалось понять их речь. На болотах устраивался шабаш колдунов и ведьм. Русалки заманивали людей в водоёмы и танцевали с разной нечестью в честь именин водяного. Считалось что в Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, и поэтому запирали лошадей, чтобы ведьмы их не украли и не поехали на них на Лысую гору: «живой оттуда лошадь уже не воротится».
Защитой от всех этих непрошенных гостей, были ветки двудомной или жгучей крапивы, которую раскладывали на пороге дома и на окнах. С рассветом Ярило усмирял своим появлением всякое зло и можно было спокойно отдыхать.
В купальскую ночь открывались тайны судьбы. В полночь набирали цветов, клали их под подушку и перед сном приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!». Утром проверяли, и если набралось 12 разных трав, считалось что в этот год выйдешь замуж.
Существовало похожее гадание, но с подорожником его клали на ночь под голову со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!».[6 стр. 21]
По уверениям магов в эту ночь особенно сильна энергетика неба и земли. Можно увидеть своё будущее и даже загадать и построить его по собственному сценарию. Для этого нужно остаться в комнате одному. Положить перед собой зеркало, поставить рядом чашу с водой и свечу, и смотреть на отражение огня в воде. После чего приступить к действу – отчётливо по мере возможности представить то, что вы хотите от жизни и поверить, что загаданное исполнится.
Дошло до нашего времени и множество примет: “На Ивана ночь звездная — много будет грибов”; “Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться”; «На Иванов день цвет, на Ильин-то день хлеб»; "Сильная роса на Ивана - к урожаю огурцов"; Если на Иванов день перелезть через двенадцать огородов, любое желание сбудется.
4. Традиционный стол
Праздник Иван Купала приходится на Петров пост (Пост Святых апостолов). Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до праздника Святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 29 июня (12 июля), установленный в память апостолов, которые перед тем, как выйти в мир проповедовать христианство, постились.
Петров пост относится к нестрогим постам.
Устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба. Обычно на Петров пост миряне воздерживаются от пищи животного происхождения.
На репертуар блюд, несомненно, оказали влияния не только правила поста, но сезон на который приходился праздник. Иван Купала выпадает на лето, время года, балующее изобилием ягод, грибов, овощей и зелени, отсюда и репертуар блюд достаточно разнообразен. Нельзя представить праздничный стол без квашеной капусты, соленых огурцов, маринованных, соленых грибов.
Мы знаем, что ведущее место в русской кухне издревле занимали хлебные, мучные и крупяные блюда, без которых наш национальный стол был бы пуст.
На стол подавались из первых блюд вкусные освежающие рассольники, супы, щи, солянки, уха, тюря. Из вторых – каши и похлебки из перловой, пшеничной, овсяной крупы. Многие блюда украшались душистой зеленью: укропом, петрушкой, луком. Подавались полезные, успокаивающие травяные чаи, компоты, густые кисели, квасы, морсы из свежих и сушеных ягод (брусника, клюква, морошка, смородина, крыжовник) и круп.
Нельзя не упомянуть о меде, из которого также готовили сбитень (национальный русский напиток). Ставленые меды прославили Русь далеко за ее пределами и, конечно, ни одно торжество не обходилось без них. Они готовились из меда и свежих ягод.
В период поста запрещалась пища животного происхождения, поэтому щи готовили на грибном бульоне, а в рыбный день – на рыбном бульоне.
Рассольники готовили на огуречном рассоле с солеными огурцами, с рыбой и сушеными грибами.
Солянки готовили также на рыбном или грибном отварах. К перечисленным блюдам подавали пироги, расстегаи и кулебяки с разнообразными начинками (грибной, рыбной и крупяной); блины гречневые, с икрой и ягодами.
В современных условиях ассортимент постных блюд значительно увеличился благодаря смешению разных кухонь и техническому прогрессу. Облегчилось хранение свежих продуктов, что позволило внедрить в праздничный стол разнообразные салаты из овощей и фруктов, увеличилось количество напитков, горячих блюд и холодных закусок.
5. Празднование «Ивана Купала» в ближнем зарубежье
Германские, скандинавские и прибалтийские народности пышно справляли день и ночь летнего солнцестояния. "Yhannes" у финнов, "Ligo" - у латышей, "Jonines" - у литовцев, один из важнейших календарных праздников. Название праздника происходит от имени пророка Иоанна Предтечи.
В празднике прослеживается слияние архаических черт - поклонение природным силам, и христианских канонов. У всех народов он включал сбор целебных трав, зажигание огней, купание или обливание водой, гадание, праздничное угощение, посещение церкви.
Для празднований Иванова дня в разных странах Европы характерно разжигание огромных костров (чем выше костер, тем страшнее он для нечистой силы), а также прыганье через огонь и ритуалы, связанные с водой (опускание цветов на воду, сжигание старых лодок в Скандинавии). На Иванову ночь никто не ложится спать: люди гуляют и развлекаются, веселятся и празднуют до рассвета. В европейских странах народные гулянья проходят в период между 19 и 25 июня.
Норвегия – Jonsok, или Ночь святого Ханса. На протяжении столетий в эту ночь принято было сжигать на костре старые лодки. Этот очень древний обряд остался от викингов и посвящен богу весны Бальдру сожженному в своем корабле Рингхорне.
К летнему солнцевороту был приурочен обряд «пробуждения поля». Он совершался женщинами иногда в одиночку, а иногда с детьми. Расхаживая по полю, крестьянки махали венками, сплетёнными из цветов и стебельков, и пели моленные песни. Такой обряд, как правило, совершался вечером перед праздником, а его проведение вменялось в обязанность хозяйке дома. В эпоху христианства обряд совпал с крестным ходом, когда священник в сопровождении крестьян обходил поля, благословляя грядущий урожай.
Швеция – Midsommar. Шведский праздник празднуется, в ближайшую к 24 июня субботу.
Молодые девушки гадали на суженого, собирая в полной тишине перед сном семь различных видов цветов, и клали их под подушку. Если с момента сбора и до сна девушка не произносила ни слова, ночью ей снился ее суженый.
Основные празднования приходятся не на сам Midsommar, а на вечер перед праздником. Шведы собираются вместе, поют застольные песни и едят.
Типичное блюдо для шведского праздника середины лета – это пряная сельдь с отварной молодой картошкой, укропом, сметаной и красным луком. Затем подается гриль – свиные ребрышки или лососина. На десерт – первая клубника со сливками. Из напитков присутствует холодное пиво, а также шнапс или водка, желательно настоянная на травах и пряностях.
В Латвии - самый древний и самый любимый праздник – это Лиго. Его отмечают на государственном уровне целых три дня. Имениннику Янису непременно должны подарить дубовый венок, а Лиге - венок из полевых цветов. Именно так их можно отличить от остальной массы.
За городом, для того чтобы было светлее - ночью зажигают бочки на шестах. упоминается эта конструкция ещё во второй половине XIX в. Бочки поднимают высоко, для того, чтобы было видно на соседнем хуторе, что здесь уже начали отмечать Лиго. Эти огни были видны издали.
На праздничном столе обязательно должны быть пиво и сыр. Латыши готовят особый сыр из творога с тмином, который так и называется "Янов сыр". По народным поверьям, считается, что попадающийся в дольках тмин нужно хорошо разжевывать, тогда пропадут все напасти. Часто форма сыра девятиугольная.
"Иванушкина мать приготовила.
Для того - угол, для того - угол,
А для пастуха – середка.
Встречаются упоминания о пирогах со шпиком».