Смекни!
smekni.com

Традиции празднования Ивана Купалы (стр. 4 из 5)

Гуляние и весь праздник сопровождаются пением и танцами. У латышей старинные песни должны были обеспечить благополучие, изгнать злых духов, помешать колдовству. Припев каждой песни - "Лиго, лиго" носил характер магического заклинания, отсюда и пошло название праздника. Кроме того, в народных песнях латышей присутствует образ Яниса, помощника и благодетеля крестьян. Считалось, что он объезжает поля и очищает их от сорных трав. Обращаясь к нему, пели:

"Вырви бодягу и негодную траву,

Чтобы рос чистый хлеб…"

Эстония. Иванов день – второй по значению праздник в стране после Рождества. Девушки плетут в этот день венки из девяти различных видов цветов, по девять цветков каждого вида. Когда венок одевается на голову, нельзя говорить ни слова. С ним же девушка ложится спать. По поверью, во сне к ней должен прийти будущий супруг и снять венок.

У эстонцев не распространено в этот день купание в реках и озерах. Но зато в этот день очень любят ходить в сауну. Принято, что банные веники надо заготавливать только до 24 июня, поскольку считается, что после Иванова дня веник не имеет целебной силы.

До 1770 года Иванов день был официальным праздником. Но и на сегодняшний день власти принимают активное участие в организации этого дня.

В Белоруссии на закате накануне Иванова дня вбивают кол, обкладывают его соломой, на вершину одевают пук соломы называемый Купалою. Как только смеркается, зажигают, солому, подбрасывают в этот костер березовых сучьев, и начинаются потехи. В некоторых местах Белоруссии, с рассветом выбирают красивую девушку, подруги опутывают её с ног до головы венками и цветами, завязывают глаза и ведут в лес, где она - "дзевко-купало", раздает заранее приготовленные венки, в то время как веселый хоровод движется вокруг нее. Кому попадает свежий венок, та будет жить богатой и счастливой жизнью, замужем, а которой достался увядший венок, "той счастья-доли не бачить, жить у недоли".


Заключение

Связь славянских и европейских народов, обмен традициями и обычаями уходит корнями в тысячелетия. Это в свою очередь определило множество схожих ритуалов в самых разнообразных странах и культурах. Историки находят аналогичные обряды и в Европе и в Азии. Объясняется это тем, что большинство этносов, пытаясь понять законы и суть природы, познать тайны мира внимательно наблюдали за одними и теми же природными явлениями от которых зависел урожай и благополучие. Наблюдения связывались с приметами и они в свою очередь вырастали в легенды и мифы. В зависимости от типа хозяйствования и быта этноса, во главе мифического пантеона ставился бог, которому отдавалась большая дань и почести, что со временем повлияло на развитие культурно-духовных ценностей. С приходом христианства, в большинстве случаев, древние традиции, которые сближали человека и природу, оказались под запретом или ушли в тень новой религии. Тоже произошло и на Руси.

На протяжении столетий Россию приобщали к культуре и обычаям множества стран, принимались иностранные праздники, устанавливались чужие законы, внедрялись иностранные кулинарные и этические традиции, а для возрождения истинно русских славянских традиций не было принято практически ни одной попытки. Лишь редкие искорки любопытства к истории быта славян зажигались иногда на фоне всеобщего равнодушия и безрассудства в разные эпохи и при разных правителях.

Но всё меняется, необходимость привлечь внимание иностранцев к национальной культуре заставило множество стран возрождать забытые традиции. Наблюдается интерес к исследованию быта и жизни предков. На основании извлечённых из забвения обычаев и ритуалов организовываются огромные международные кампании, которые привлекают массу иностранных туристов, а те в свою очередь способствуют подъёму экономики. Ещё один положительный эффект от пропаганды традиций - это повышение культурно-духовного развития населения.

В России также происходит возрождения традиций празднования древних праздников. К сожалению, рекламой русской культуры занимаются, в подавляющем большинстве случаев, небольшие общества, пропагандирующие языческую веру или исторические клубы, небольшой вклад вносят информационные агентства и средства массовой информации. Государственная поддержка практически не ощущается, рекламой на международном туристском рынке все чаще занимаются частные компании.

Появляются особые турпродукты, которые более приспособлены к современному туризму - это одно или двухдневные туры, рассчитанные даже на самого требовательного туриста. Они дают возможность участвовать и наблюдать за праздником. К ним относится и день летнего солнцестояния. Традиция ежегодного празднования Ивана Купало возрождается во многих городах России, что в любом случае должно привлечь туристов.

Мы видим в событийном туризме спасение исторических особенностей славянской культуры, пусть он в большей степени будет иметь коммерческий интерес, но это один из шагов, который возможно привлечёт внимание государственных властей к проблеме возрождения и сохранения национального наследия России.


Список литературы

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трёх томах. – М.: Современный писатель, 1995.

2. Тресиддер Джек Словарь символов

3. И.П. Сахаров. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. 1836, I,

4. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. – М., Изд-во Моск. Ун-та,1982, с248.

5. М. Соколов. Старорусские солнечные боги и богини. Симбирск, 1887, стр. 168

6. Советский энциклопедический словарь, гл. редактор Прохоров А.М., изд. Четвёртое, исправленное и дополненное. – М.: Советская энциклопедия, 1989. M

7. “Густинская летопись”

8. Журнал «Живая старина»

9. Интернет журнал «Колесо»

10. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. с. 257

11. http://www.kupala-info.ru.

12. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т2, М., 2000


Приложение

Типовой тур

Тип тура: Праздничный тур «Иван Купала»

Страна: Золотое кольцо России

Город: Суздаль

Отель: Турцентр «Ризалит», гостиница

Продолжительность: 2 дня/1 ночь Дата проведения: с 04.06.2009 по 05.06.2009

Стоимость: от 5200 руб.

СУЗДАЛЬ - Кидекша - Боголюбово - Владимир

С 4 по 5 июля Суздальский Туристический Центр приглашает всех на праздник Ивана Купалы! Театрализованное представление, построенное на обычаях и обрядах этого праздника, заставит окунуться в мир прошлого и ощутить всю атмосферу его волшебства. Вы сможете загадать желание, прыгнув через костёр желаний, поучаствовать в изгнании нечисти, сжечь чучело Ярилы, чтобы год был плодородным. Вас ждут народные гуляния, вкусный шашлык и отличный заряд положительной энергией на весь год.

...А в ночь Ивана Купала существовал обычай не спать, караулить встречу месяца с солнцем, жечь костры и прыгать через них с целью очищения от немощей и болезней. Также юноши и девушки пели песни, водили хороводы, скатывали к воде колесо как символ поворота солнца на зиму. Праздник Иван купала - это ещё и разгул нечисти: по преданию ведьмы и колдуны крали с неба месяц и звёзды. В купальню ночь цвели волшебные разрыв-трава и папоротник, открывались закопанные клады. На берегу реки Каменка Вы сможете увидеть и поучаствовать в танцах - играх русалок, погадаете на венках. По преданию Купала, которого ещё в раннем детстве от сестры Костромы унесла птица Сирин, поднял венок сестры, проплывая мимо на лодке, и по обычаю они должны были пожениться. Кострома не узнала родного брата. И только после свадьбы жених и невеста узнали, что они брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в Ра-реке. Кострома превратилась в русалку (мавку), а над Купалой сжалился бог неба Вышень и превратил его в цветок Купала-да-Мавка, позднее получивший название Иван-да-Марья.

Рецепты древнего русского постного стола, приспособленные к современным продуктам и современной кухне

Грибная икра

Ингредиенты: грибы соленые - 70 г, сушеные - 20 г, масло растительное -15 г, лук репчатый - 10 г, лук зеленый - 20 г, уксус трехпроцентный - 5 г, чеснок, соль и перец по вкусу.

Процесс приготовления: Эту икру можно готовить из сушёных или соленых грибов, а также из их смеси. Вымойте и сварите до готовности сушеные грибы, охладите, мелко нарубите или пропустите через мясорубку; соленые грибы надо промыть в холодной воде и также нарубить. Мелко рубленный репчатый лук поджарьте на растительном масле, добавьте грибы и тушите 10-15 минут. За три минуты до окончания тушения добавьте толченый чеснок, уксус, перец, соль. Готовую икру выложите на тарелку горкой и посыпьте зеленым луком.

Капустный салат

Ингредиенты: капуста - 110 г, яблоки свежие - 20 г, сливы маринованные -10 г, уксус -10 г, маринад фруктовый или ягодный -10 г, сахар-10 г, масло растительное -10 г, лук зеленый -10 г, салат зеленый -10 г, укроп - 5 г, петрушка - 5 г, соль по вкусу.

Процесс приготовления: Мелко нашинкуйте белокочанную капусту, залейте уксусом и процеженным ягодным или фруктовым маринадом, посолите и поставьте на огонь. Когда капуста осядет, снимите ее с плиты и охладите. Яблоки, очищенные от кожицы и семян, нарежьте ломтиками, смешайте с капустой и маринованными фруктами, заправьте растительным маслом, сахаром посыпьте зеленым луком, положите в салатник, украсьте зеленью.

Икра из соленых огурцов

Ингредиенты: огурцы соленые -1 кг, лук репчатый - 200 г, томат-пюре - 50 г, масло растительное - 40 г, соль и перец по вкусу.

Процесс приготовления: Мелко изрубите соленые огурцы, из полученной массы отожмите сок. Поджарьте на растительном масле мелко нарезанный репчатый лук, добавьте измельченные огурцы и продолжайте жарить на слабом огне в течение получаса, затем положите томат-пюре и все вместе жарьте еще 15-20 минут. За минуту до готовности заправьте икру молотым перцем.

Таким же образом можно приготовить икру из соленых помидоров.

Русская постная похлебка