Смекни!
smekni.com

Утопия и антиутопия в культуре (стр. 3 из 5)

Многие ученые, сохраняя преданность науке, обращаются одновременно к утопии и фантастике, К. Э. Циолковский, например, был автором ряда утопических и научно-фантастических произведений. Среди современных писателей, работающих в жанре научной фантастики, много лиц, имеющих естественнонаучное образование как, например, А. Кларк или А. Азимов.

Роль утопии в познании социальных явлений определяется еще и тем обстоятельством, что на протяжении всей истории своего существования она выступала как специфическая, ценностно-ориентированная форма социального прогноза. Утопия, рисует образ не возможного и вероятного, а желаемого общества.

Одной из важнейших функций утопии, является ее психотерапевтическая, или компенсаторная функция. О вдохновляющей, утешающей роли предельного идеала говорили многие писатели. Пример «На дне» Горького. Но утопия не просто утешает. Она вселяет надежду, наделяя, казалось бы, потерявшее смысл существование новым смыслом. Она как бы компенсирует, дополняет «ущербный» мир, позволяя совершить или обрести в воображении то, что невозможно обрести или совершить в реальной жизни. Пример английской утопии XVII века, а именно “Описания Нового Света, называемого Сияющим миром” Маргариты Кэвендиш, герцогини Ньюкаслской. Элемент компенсации и утешения содержится едва ли не в каждой утопии, ибо рождение редкого утопического проекта не сопряжено со страданием неудовлетворенностью существующим обществом, с переоценкой ценностей, с ощущением утраты - частичной или полной - смысла собственного существования и жгучей потребностью обрести надежду на возрождениеэтого смысла в воображаемом бытии.

Общественные функции некоторых явлений сознания и культуры, включая утопию, определяются не только теми значениями, которые выражают их подлинную сущность, но и мнимыми значениями, закрепляющимися за ними в силу каких-то внешних обстоятельств.

Утопия превратилась со временем в своеобразный символ границы, очерчивающей пределы “практически неосуществимого» и тем самым как бы предостерегающей от определенных действий, как непродуктивных или даже контрпродуктивных, от вторжения в некоторые сферы деятельности. То есть утопии присуща ограничительная функция.

Важная черта, роднящая утопию и миф, это мотив катастрофы, широко представленный в утопической литературе разных эпох. Вступление в Утопию связывается нередко с катастрофическими событиями, наиболее характерными формами, которых оказываются революция и война. Катастрофа - природная или социальная,— разрушая несовершенные общественные структуры расчищает «площадку» для построения Утопии, для создания гармонических отношений между обществом и природой, между человеком и человек. В утопиях часто встречается мотив гармонизации хаоса через социально - политическое насилие, который имеет глубокие мифологические корни.

История утопической традиции

Обозреть, даже в самых общих чертах, всю историю утопической мысли - задача очень трудная. Существует точка зрения, что история утопии практически тождественна истории мировой культуры. Первой ступенью на пути формирования утопической традиции следует считать античную утопию, а первым крупным утопистом – Платона. Его “Государство», «Законы», некоторые другие диалоги можно назвать классическими утопиями которые на протяжении многих веков оставались объектом подражания и предметом спора. С самого начала своей истории утопия формировалась как явление сознания и культуры не только Запада но и Востока.

В средние века не было создано значительных образцов утопической литературы. Господство религии в средневековой Европе отнюдь не благоприятствовало ее расцвету. Более того, деутопизирующее воздействие религии было тем эффективнее, что она вовсе не препятствовала формированию картин альтернативного мира в сознании людей и тем самым компенсировала присущее им стремление к построению образов иного, лучшего мира. Но за пределами Европы, на средневековом Востоке (ибн-Туфейль, Иби-Баджа, Фараби в странах Ближнего и Среднего Востока, неоконфуцианцы в Китае, маздакиты в сасанидском Иране и т. д.) традиция утопической литературы продолжала развиваться а «социальные утопии Востока, несомненно, представляют собой часть глобального процесса развития утопической мысли». И на Востоке, и в Европе утопические устремления и в средние века выражались в фольклоре, стихийных массовых движениях одухотворяемых хилиастическими мотивами, в карнавале, где жизнь на короткий срок вступает в сферу утопической свободы.

Ренессанс, как считают исследовате не дал Европе социальных утопий как целостных проектов альтернативного общества, радикально отличающегося от существующего. И утопия, и трагедия XVI—XVII вв. были бы немыслимы без предшествующего гуманистического усилия, без попытки понять мир как нечто гармонически - разумное в своих основах без новых представлений о времени, истории, возможностях человека. “Видения” «идеального города», жизнь в котором “очищена от эмпирического беспорядка и случайностей, возвышена в соответствии со своей идеальной, т.е. подлинной природой» - города который мог бы быть построен уже здесь и теперь, вот что представляла собой утопия в эпоху ренессанса. «Видения» «совершенных городов» отличались от утопий Платона, Ямбула, Августина и от утопий Мора, Кампанеллы и их последователей во многих отношениях, прежде всего в том, что их идеал не был так дистанцирован как в утопиях нового и новейшего времени. Но и эти «видения» и утопические проекты рождались на основе одних и тех же принципов и были воплощением одного и того же типа сознания, хотя он имел различное социокультурное «наполнение». Ренессансные проекты сыграли важную роль в закреплении и дальнейшем развитии «городской» традиции в западной утопической мысли. Моделью утопического сообщества стала служить замкнутая, сбалансированная система, регулирующая трудовые, хозяйственные и политические отношения в обществе. В странах Востока, в роли такой модели выступала сельская община. В отличие от Востока утопическая традиция на Западе развивалась в противоборстве с «городской” и “сельской” тенденций, причем первая, как правило, доминировала. Городской характер большинства западных утопий приводит к выводу, что город - единственный подлинный архетип утопии.

Со второй половины ХIХ века все шире начинает распространяться форма утопии, развивавшаяся в русле руссоистских (романтических) традиций и построенная на откровенно антигородских (антимашинных) мотивах, на “сельской” жизни и “безмашинной” цивилизации.

Ренессанс подготовил ту форму утопии, которая стала господствующей в XVII—XIX веках. «Утопия» Мора и “Город солнца» Кампанеллы, оказали исключительное влияние на последующую утопическую мысль. «Золотым веком для утопии стал XVII век, когда появилось множество романов и трактатов. В этот период увидели свет «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, Макария С. Гартлиба, «Океания» дж. Гаррингтона. В начале XVIII века, были опубликованы «Робинзон Крузо” Д. Дефо и “Приключения Гулливера» Дж. Свифта. Франция дала в ХVIII - первой половине ХIX века замечательные образцы утопической мысли. Произведения Вераса, Мелье, Морелли, Бабефа, проникнутые передовыми для своего времени идеями Просвещения знаменовали новый этап в развитии утопизма, с выходом на арену политической борьбы социальных сил, которые в конце XVIII века привели к победе Великую французскую революцию. Эти произведения «подготовили» в идейно-теоретическом отношении утопии первой половины XIX века, прежде всего коммунистические и социалистические утопии Сен-Симона, Фурье — во Франции, Оуэна — в Англии, Вейтлинга – в Германии.

В России, Русская народная социальная утопия с ее идеалом Правды, уходящая корнями в культуру Древней Руси, оказывала неизменное воздействие на формирование национального утопического сознания и массовых движений протеста, включая все три русские революции. Начиная с XVIII века в стране появляются литературные утопии: «Непостоянная фортуна» Ф. Эмина, «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве» В. Левшина, романы М. Хераскова, а так же самое примечательное сочинение того периода — «Путешествие в землю Офирскую” М. Щербатова. К первой половине ХIХ века относится появление таких получивших в свое время известность художественных произведений, как «3448 год. Рукопись Мартына Задеки” А. Вельтмана, «4338 год. Петербургские письма» В. Одоевского и другие. В ХIХ веке пытались начертать в своих произведениях картину идеального общества А. Радищев, П. Чаадаев, Г. Успенский, С. Степняк - Кравчинский, Л. Толстой, Ф. Достоевский, П. Мельников (А. Печерский), Н. Лесков, Н. Некрасов.

ХIХ век, особенно вторая его половина, был периодом расцвета утопической мысли и в Соединенных Штатах Америки. Именно в эти годы появляются утопии Э. Беллами («Взгляд назад”), У. Хоуэллcа и д.р. В последние десятилетия ХIХ — первая четверть ХХ века постепенно утопический роман становится жанром массовой литературы. Этому способствовало творчество Г. Уэллса, К. Чапека в Чехословакии, А. Богданова в России и их последователей. Широкую популярность приобретает в этот период роман У. Морриса “Вести ниоткуда», появляются такие произведения, как «На белом камне» А. Франса, «Заброшенный в будущее» Т. Герцки. Одновременно растет утопическая литература, направленная на развенчание социалистического идеала («Багровое царство” У. Перри). Появляется утопические жанры: «роман-предупреждение», дистопия, «антиутопия» («Колонна Цезаря” И. Донелли, «Грядущая раса Э. Бульвер-Литтона).