Смекни!
smekni.com

Основы культурологии (стр. 13 из 14)


№31. Культурный прогресс и регресс. Критерии культурного прогресса

Культ прогресс – поступ восход развит К., переход от К. одного кач-ва к К. более высокого кач-ва. Смена куль-историч типов, при кот каждый послед тип К. превосх прдыдущ. Куль регресс связан с утратой достигнутого, попятных движ, уничтож культ цен-й. В марксизме проблема к прогресс связана с учением об общ-эк формациях. Макрс и Энгельс выделяли 6 формаций. Культурный прогресс предстаёт, как закономер, поступ процесс смены формац типов К. Классики марксизма считали, что о культурно-ист процессе можно говорить лишь, как об общей тенденции развития К. В разные ист эпохи на первый план выходят те виды К., кот наиболее полно отраж своеобразие эпохи, её потреб и идеалы. В процессе развит К. периоды расцвета могут сменяться пероидами её застоя, деградации. Центры мировой К. постоянно перемещ из одной страны в др. Противореч хар-р в развитии К. прояв в том, что: 1. возможны несоответствия, противореч м/у разн видами К.; 2. возможны несоответствия, противореч м/у разными сторонами, элементами одного и того же вида К.; 3. возможны несоответствия, противореч м/у создателями и потребит к цен-й. Диалектика становл нового такова, что новое не может сразу и во всех отнош превзойти старое. Этим объясняются моменты регресса на этапе становл более высокой по своему качеству К. Всю сложность и противореч развит К. отраж спиралеобраз форма. Она показ, что в развитии К. есть и поступат направленн и моменты регресса и повторения пройденного на более высок ур-е. Многие исслед полаг, что при наличии специфич критериев культ прогресса возможна и необходима выработка главного высшего критерия прогресса К. В кач-ве главного критерия культ прогресса рассм мера развития сущ-х сил чел. В процессе развития К. совершенис-я ср-ва дух и практич освоения чел дейс-ти, повыш его мастерства, соверш умений, навыков, практич способностей (технологич сторона прогресса). Культ прогресс включ и гносиологич сторону, он связан с обогащ чел знаний со всё более углубленным и распростр отраж-м дейст-и в различ видах дух К. Развитие гносиологич стороны расширяет возможн для свободы выбора. К прогресс связан с развитием и обогащением потреб чел.

№32. Культурная модернизация. Фундаментализм как культурная ориентация

Модернизация – процесс перехода от традиц К. к соврем. В зависим от соотнош в К. традиций и современности К. принято подраздел на: традиционные и модернистские. Для традиц общ-ва хар-но преоблад традиций над инновациями, господство миф, религиозн представл, циклич хар-р развития, коллектив отнош м/у людьми, авторит хар-р власти, ориентация на мировоззренческие ценности, отсут-е отложенного спроса. Современные К. имеют след особенности: ориент на инновации, светский хар-р соц жизни, демократич форма власти, выделенная инд-ть, оринтир на инструмент цен-ти, на точные науки и технологии, наличие отложенного спроса. Переход от традиц К. к модернистской в Западной Европе нач в эпоху Возр., заверш в Новое Время. Восточные общ-ва долгое время оставались замкнутыми, локальными, трад. В XIX-XXвв там нач проц-ы модерн в рез-те усвоения Зап опыта. Эти процессы прокет сложно, противоречиво. В связи с этим выдел 3 осн-х варианта, в кот происх модерн в соврем мире: 1. Симбиоз (при кот поддерж относит независ сосуществ традиций и современности. Она хар-на для колониал сист, в кот новые элементы вводятся иностранными властями и исход из интересов монополии); 2. Конфликт культур (модерн против традиций. В этом случ рез-м модерн явл слабая адаптация к технич достиж Запада. При этом происх потеря традиц К. без обретения современной. Такая мод хар-на для некот стран Африки); 3. Синез (взаимод и огранич соед традиц и соврем. Он имеет место в том случ, если социокульт сист осваивает достиж др народов в тех сферах, кот в ней самой развиты недостаточно, но при этом оно сохраняет свою исход основу, самобытность, сбособн поддерж свою целостность и устойчивость. Возможно возник 2 тенденций: модернизма и фундаментализма. Модернизм – стремление приспособ религию к потреб сегод дня; очищ её от архаизмов, чрезмерных запретом и ограничений. Фундаментализм – признание неприкосновенности всех догм религии в первозданном виде. Модернисты выступ за союз науки и религии, смелое исп достиж НТП. Религия – это важное ср-во формир нравственных кач-в чел. В Турции в первой половине XXв были провед соц и эк преобраз, кот затронули и религиозную сферу. Мусульманство было отделено от гос-ва. Во второй пол XXв произошло крушение колониальной системы. Получили распростр концепты исламского соц. Модерн-ие тенденции стали проявл в ряде крупных арабских стран (Египет, Сирия, Ирак). В последнее 10-е увелич роль исламского фундаментализма. Фундам-ы призыв к возрожд средневек чистоты ислама. Признают авторитет исключительно Корана и Суммы. Решит отверг дух влияние со стороны Запада. Число ислам фундамен с каждым годом растёт, а их дейст приобрет всё более экстремистский хар-р. Многие философы видят конфликт XXIв в войне цивилизаций, столкновении Запада с миром ислама.

№33. Этническая и национальная культура

Этнич.(народн.) к-ра – это к-ра людей, связ-х общностью происх-я и совм. хоз. деят-тью. Местн. огранич-ть, жестк. локализ-я, обособл-е в сранит. узк. соц. простр-ве – одна из главн. черт этой к-ры. в ней господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающ-ся от пок-я к пок-ю на семейн. или соседск. ур-не. Главн. мех-мом культ. комм-и явл-ся непоср. общение живущих рядом людей. Осн. эл-ты – мифы, легенды, фольклор, обычаи, традиции – сохр-ся и перед-ся в рамках дан. к-ры посредством естеств. спос-тей кажд. чел-ка. Этой к-ре присущ изоляционизм, резк. разгранич-е и противопост-е своего и чуж. Она лишена авторства , безымянна и анонимна.

Нац-я к-ра – к-ра людей, прожив-х на дов. больш. простр-вах и не связ-х родствен. отн-ми. 1) Главн. признак – общность экон. жизни. Нация форм-ся с разв-ем капитализма, при кот. форм-ся общ. рынок, един. сис-ма валюты, ср-в передвиж-я, налогов. 2) Общность терр-и(не только простр.-геогр. границы, но и прир. усл-я). 3) Общие черты псих. склада, кот. закрепл-ся в менталитете народа. 4) Нац. самосознание, т.е. осозн-е своей принадл-ти к той или иной нации. 5) Общность культ. жизни, общекульт-е черты(вознпк-е письм-ти).

Нац. к-ра лишена культового хар-ра и явл-ся прод. индивид-го творч-ва. Она созд-ся не всем этносом, а только образов. частью общ-ва, научн. и худ. интеллигенцией. Нац. к-ра может нах-ся в сложн. отн-ях с этн. к-рой. До опр-го момента нац. к-ра может ост-ся чуждой народу, далекой от него, хотя бы в силу его неграмотности. Может нести печать кастовой, сословн., элит. обособл-ти. Этот разрыв преодол-ся путем просвещ-я, образов-я народа, его всеобщ. грамот-ти(СМИ и разл. культ. учрежд-я).

Гумилев – теория этногенеза(процесс от взн-я до распада этноса).Работы: «Этногенез и биосфера Земли», «От Руси к России». У кажд. этноса есть свое нач. и конец. Продолж-ть этногенеза сост. 1,5 тыс. лет. Фазы разв-я этноса: подьем пассионарности, пассионарн. перегрев, медл. спад, надлом, инерция или цивил. период. После этого этнос либо расп-ся, либо сущ-ет как реликт. Разв-е этносов опр-ся наличием в них особых людей – пассионариев, обладающих сверхэнергией, неукрот. стремл-ем к намеч. цели. Акт-ю, деят-тью пасс-ев обьясн-ся главн. ист. события в жизни народов, а само их появл-е завис. от косм. факторов. Начало своего ист. пути этнос получ. из космоса. Гумилев примен. теорию этногенеза к анализу мир. и рус. ист-и. В ист. России имели место 2 пасс. взрыва: 1-2вв.н.э. – формир-е слав. этноса; 13-14вв.н.э. – появл0е нов. пок-я пассионариев, готовых на жертвы. Сформ-ся нов. этнос – великороссы или россияне, кот. образ-ся из 3-х комп-тов: слав., угрофин., татарский. Гум. полаг., что смеш-е разн. народов – непрем. усл-е формир-я этноса. 16-17вв. – пасс. перегрев, 18-19вв. – наиб. оптим. в смысле пасс-ти время, сер.19в. – фаза надлома(сниж-е ур-ня пасс-ти, конфликты и войны). Сейчас мы нах-ся в кон. фазы надлома. Цив-я благоприятна для накопл-я мат. к-ры, упорядочения быта, разв-я техносферы.

№ 34 Западная и восточная типы культуры

В зависимости от региональной принадлежности в культурологии принято выделять 3 крупных типа культуры:

- западный

- восточный

- западно-восточный, евразийский

Отличия Западной и Восточной культуры:

1. они различаются динамикой развития. зап. кул-ра развивается динамично, скачкообразно, прошла разные этапы в своем развитии. Вост. кул-ра развивается эволюционно, долгое время оставалась замкнутой, лаконичной, традиционной. Только в 19-20 вв. в вост. странах начались процессы модернизации