Смекни!
smekni.com

Краткая история имяславских споров в России начала ХХ века (стр. 20 из 20)

[161] Русский Инок. Почаев. 1913, август, №15. С. 965.

[162]Антоний (Булатович), иеросхимонах. Открытое письмо игумену Пантелеимоновского монастыря архимандриту Мисаилу // Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 167–168.

[163]Половинкин С.М. Хроника Афонского дела. С. 20.

[164]Кравецкий А.Г. К истории спора о почитании имени Божия // Богословские труды. 1997. № 33. С. 163 164.

[165]Половинкин С.М. Хроника Афонского дела. С. 20.

[166] Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление Иеросхимонаха Свято–Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня. 8 ноября 1918 г. // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 176.

[167]Половинкин С.М. Хроника Афонского дела. С. 23.

[168]Антоний (Булатович), иеросхимонах. Копия с моих писем Государю Императору по поводу Афонского дела // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 176.

[169] Там же. С. 179.

[170]Кравецкий А.Г. К истории спора о почитании имени Божия. С. 162.

[171] Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление Иеросхимонаха Свято–Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня. 8 ноября 1918 г. // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 176.

[172] Царю небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий – «Невский»). 1835–1926. Автор–составитель Татьяна Гроян. М., 1996. С. LXXIII.

[173] Мысль о гневе Божием на Россию за непочтение к Его имени, безусловно, заимствована из письма о. Антония (Булатовича) к Императору от 25 марта 1914 г.

[174] Сведения о принятии в церковное общение изгнанных монахов встречаются также и в дневнике архиеп. Арсения (Стадницкого): «Митрополиты Московский и Киевский беспрепятственно принимают их в свои епархии, как хороших монахов» (См.: Арсений (Стадницкий), архиепископ. Дневник.). Но в апреле 1914 года канцелярия Киевского митрополита официально заявила, что 17 сентября 1913 года в Киеве состоялось заседание миссионерского совета «который, в ряду других вопросов, рассматривал и ходатайство последователей имябожнического заблуждения о принятии их в монастыри Киевской епархии. […] На совете было выяснено, что многие просители держатся имябожнического заблуждения исключительно по недостатку богословских познаний, почему и во внимание к бедственному положению их и бесприютности при предстоящей зиме, а также в надежде на вразумление и раскаяние их, совет признал возможным проживание их в странноприимницах при монастырях епархии, но без разрешения Святого Причащения» (См.: Иларион (Алфеев), епископ Керченский. Священная тайна Церкви. Т.2. С. 29).

[175] Цит. по: Послесловие. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Издание четвертое, исправленное. Воскресение. СПб., 1998. С. 917.

[176]Иларион (Алфеев), епископ Керченский. Священная тайна Церкви. Т.2. С. 25.

[177] Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление Иеросхимонаха Свято–Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня. 8 ноября 1918 г. // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 176.

[178]Иларион (Алфеев), епископ Керченский. Священная тайна Церкви. Т.2. С. 32.

[179]Арсений (Стадницкий), архиепископ. Дневник. Не издан. Предоставлено Православным Свято–Тихоновским Богословским институтом.

[180]Половинкин С.М. Хроника Афонского дела. С. 25.

[181] «Причина этого решения Конторы ясна: царь потребовал от Церковной власти освобождения Булатовича и прочих имябожников от суда и наказания церковного и Контора захотела угодить этому требованию» (См.: Василий (Зеленцов), епископ Прилукский. Общая картина отношений Русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением об Имени Божием // Богословские труды. 1997. № 33. С. 174).

[182] Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление Иеросхимонаха Свято–Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня. 8 ноября 1918 г. // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 176.

[183]Василий (Зеленцов), епископ Прилукский Общая картина отношений Русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением об Имени Божием // Богословские труды. 1997. № 33. С. 174.

[184]Арсений (Стадницкий), архиеп. Дневник.

[185]Василий (Зеленцов), епископ Прилукский. Общая картина отношений Русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением об Имени Божием // Богословские труды. 1997. № 33. С. 195.

[186]Иларион (Алфеев), епископ Керченский. Священная тайна Церкви. Т.2. С. 41.

[187]Василий (Зеленцов), епископ Прилукский. Общая картина отношений Русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением об Имени Божием // Богословские труды. 1997. № 33. С. 196.

[188]Иларион (Алфеев), епископ Керченский. Священная тайна Церкви. Т.2. С. 99–100.

[189]Булатович А.К. С войсками Менелика II. С. 30.

[190]Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 189.

[191]Шавельский Георгий, протопресвитер. Воспоминания. Т. 2. С. 147–148.

[192]Климент, святогорский монах. Имебожнический бунт или плоды учения книги: «На горах Кавказа» (Краткий очерк Афонской смуты).

[193]Василий (Зеленцов), епископ Прилукский. Общая картина отношений Русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением об Имени Божием // Богословские труды. 1997. № 33. С. 180–199.

[194] Епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии Василий (Зеленцов Василий Иванович) (1870 – 4.04.1930) – священник на приходе в Полтаве (1920), организатор христианского общества молодежи (нач. 1920), уклонялся в обновленческий раскол (1922), принес покаяние, хиротонисан во епископа 12.08.1925, арестован и приговорен к смертной казни, помилован и освобожден по амнистии (1925), сослан на 3 года в Соловецкий лагерь (1926), выразил несогласие с церковной политикой митр. Сергия (Страгородского) (1927), выслан в Иркутскую обл. (1928), 9.12.1929 г. арестован, приговорен к расстрелу.

[195] Прошение в адрес «Всероссийского съезда духовенства и мирян» // Забытые страницы русского имяславия. С. 294–295 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 34–38об.).

[196] Открытое письмо М.А. Новоселова к А.Г.К. // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 217.

[197] Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление Иеросхимонаха Свято–Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня. 8 ноября 1918 г. // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 179.

[198] Там же.

[199] Там же. С. 180.

[200] Там же. С. 181.

[201]Антоний (Булатович), иеросхимонах. Копия с моих писем Государю Императору по поводу Афонского дела. С. 181.

[202] Стационар «Донец», на котором в 1913 г. на Афон прибыли командированные Св. Синодом архиеп. Никон, С.В. Троицкий и др. с целью усмирения бунта и организации депортации русских иноков–имяславцев.

[203]Антоний (Булатович), иеросхимонах. Копия с моих писем Государю Императору по поводу Афонского дела. С. 180.

[204] Новомуч. митрополит Владимир Богоявленский (1848 – 1918). 1898 – 1912 митр. Московский, 1912 – 1915 митр. Петербургский, 1915 – 1918 митр. Киевский и Галицкий. В январе 1918 г. по благословению Патриарха Тихона митр. Владимир оставил Поместный Собор и направился в Киев для усмирения церковной смуты и защиты единства Русской Церкви на Киевском Соборе. В результате интриг церковных сепаратистов и киево–печерских монахов был взят под стражу красноармейцами. После пыток и издевательств расстрелян недалеко от стен лавры. День его мученической кончины, 25 января, стал днем празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

[205] Павел Дометич Григорович, ближайший сподвижник о. Антония (Булатовича) на Афоне, в монашестве Пантелеймон, после 20 лет монашества, как и множество имяславцев, был направлен на войну 1914 г. После ее окончания поселился на Кавказе.

[206] Имеется в виду определение Синода № 3479 от 22–25 апреля 1914 года, в котором имяславцам разрешалось участие в таинствах и священнослужение при условии письменного или устного свидетельства «точного следования Православной Церкви и послушания Богоустановленной иерархии, веруя так, как учит Св. Церковь, от себя ничего не прибавляя, не убавляя, в частности, при почитании Имени Божия Имя Его не считать за сущность Божию, не отделять от Бога, не почитать за особое Божество, не обоживать букв и звуков и случайных мыслей о Боге» (См.: Василий (Зеленцов), епископ Прилукский. Общая картина отношений Русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением об Имени Божием // Богословские труды. 1997. № 33. С. 168)

[207]Капитанчук В. Имяславие // Царь–Колокол. 1990. № 6, С. 36–37.

[208] В последнее время подобная работа проделана епископом Иларионом в книге «Священная Тайна Церкви».