Смекни!
smekni.com

Культурные сценарии деятельности (стр. 3 из 3)

Игра старше культуры.Она есть разновидность биологического поведения. По мнению Хейзинги, культура возникла из игрового поведения наших далеких предков. Уже у животных она выходит за рамки простого удовлетворения инстинктов. Голодным животным не до игры — животные играют, когда у них есть избыток сил, которые можно расходовать "просто так", без пользы. Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит, мы более чем просто разумные существа, ибо игра есть занятие внеразумное. Отсюда и начинается рост человеческой культуры. Культура возникает в форме игры, она первоначально "разыгрывается".

Роль игры в человеческом обществе: игра дает разрядку напряжения и отдых, обеспечивая тем самым обновление физических и интеллектуальных сил человека; в том, что игра позволяет в условной, "невзаправдашней" и потому облегченной форме накапливать жизненный опыт личности, тренировать тело и ум; в том, что она дает выход излишку энергии, не находящему себе иного, практически полезного применения.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что роль игры в обществе исторически изменяется, но игра остается и поныне фактором развития культуры.

4.2 Культура досуга. Соотношение работы и досуга

Потребность в отдыхе — это биологическая потребность организма. Досуг есть средство удовлетворения этой потребности. И вместе с тем он проводится всегда в какой-то культурной форме, представляет собою определенную форму культуры. Как и всякая культурная форма, досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и функцию культурную.

4.3 Досуг как условие развития культуры

- В первобытном обществе духовная культура формируется как продукт досуговой деятельности людей, т. е. деятельности непроизводительной, совершающейся в свободное от производительного труда время.

- Первыми людьми, частично или полностью освобожденными от производительного физического труда и живущими за счет труда других, были вожди, шаманы, жрецы. Они получили, таким образом, время для духовной деятельности. Они и становились основными хранителями архаической культуры, блюстителями ее традиций.

- С переходом к классовому обществу темпы роста культуры значительно возрастают. Ибо расслоение общества на бедных и богатых привело к тому, что небольшая верхушка состоятельных собственников, живя за счет эксплуатации труда массы рабов и бедноты, получила возможность иметь много досугового времени.

- В последующие эпохи духовное производство стало превращаться во все более обширную область приложения труда. В наши дни трудом, связанным с созданием, сохранением, распространением духовных ценностей, живет в развитых странах значительная часть населения (30-50%).

Для людей, профессионально занятых духовным творчеством, работа есть то, что у других является досугом.

Профессиональный труд в сфере культуры возможен только при условии, что в обществе есть на него спрос.

Но для потребления продуктов духовного производства опять-таки нужно время, свободное от других занятий. Такое время есть у тех, кто имеет достаточно средств, чтобы не обременять себя изнурительным трудом, — например у аристократии.

Можно выделить несколько типичных сценариев досуга в современном обществе:

1. Отсутствие отдыха. Это крайняя, "вырожденная" ситуация, в которой время досуга приближается к нулю. Работа занимает столько времени и отнимает столько сил, что человек едва успевает хотя бы немного поспать.

2. Будничное безделье. После работы — бездумное, беззаботное и бесцельное времяпрепровождение.

3. Домашняя работа. У людей семейных — обычно неизбежное дополнение к их профессиональному, служебному труду.

4. Праздник. В широком смысле слова — это не только государственный, национальный, религиозный или семейный праздник; праздником может быть любая форма проведения досуга, которая резко нарушает обычный, повседневный, изо дня в день повторяющийся порядок жизни и создает приподнятое настроение.

5. Смена занятий. Досуг заполняется какими-то делами, которые нравятся человеку и удовлетворяют его интересы, лежащие вне его служебных обязанностей на основной работе. Неоценимые возможности для полноценного отдыха открывает приобщение к миру искусства.

6. Сочетание отдыха с работой. Этот сценарий досуга типичен для людей, чья трудовая деятельность протекает в условиях "ненормированного" рабочего дня (самостоятельный предприниматель, менеджер, исполнитель, имеющий возможность распоряжаться своим рабочим временем по собственному усмотрению).


Выводы

В процессе выполнения работы мы ознакомились с культурными сценариями деятельности, а именно:

- понятием о культурном сценарии;

- культурой мышления и общения;

- видами общения;

- культурой труда и учебы;

- культурой игры и досуга и др.


Литература

1. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов –н/Д, Феникс, 1997 – 640с.

2. Гуревич В.С. Культурология: Учебник – М., Гардарики, 2003 – 280 с.

3. Матвєєва Л.Л. Культурологія: Курс лекцій: Навч. посібник – К..Либідь, 2005 – 512с.

4. Культурология. Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Д.А. Чекалова – Ростов н/Д, Феникс, 2004 – 352с.

5. Розин В.М. Введение в культурологию – М., Международная педагогическая академия, 1994 – 104 с.