Смекни!
smekni.com

Культурные сценарии деятельности (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

1. Понятие о культурном сценарии

2. Культура мышления и общения

2.1 Культурная обусловленность сценариев мыслительной деятельности

2.2 Современное мышление

2.3 Культура общения

2.4 Виды общения

3. Культура труда и учебы

3.1 Историческое развитие культуры труда

3.2 Культура умственного труда

3.3 Культура учебы

4. Культура игры и досуга

4.1 Культура игры

4.2 Культура досуга. Соотношение работы и досуга

4.3 Досуг как условие развития культуры

Выводы

Литература

Введение

Тема реферата "Культурные сценарии деятельности" по дисциплине "Культурология".

Цель работы – ознакомится с понятиями о культурном сценарии, особенностями культуры мышления и общения, культуры труда и учебы, культуры игры и досуга.

1. Понятие о культурном сценарии

Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет ее способы (приспособленные к условиям общественного бытия, соответствующие общественным потребностям). Каждая отдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь и деятельность по программам, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками. Будем называть программы такого рода сценариями. Сценарий — это развертывающийся в определенном социокультурном контексте план действий личности. Можно различать в таких сценариях два слоя, или уровня:

- культурный сценарий. В пространстве культуры существуют эталонные сюжеты культурных сценариев, определяющие их общие контуры и инвариантные, не зависимые от конкретных жизненных ситуаций принципы построения.

- индивидуальный сценарий деятельности. В нем основной сюжет приобретает своеобразие, характерное именно для данной личности.

Понятие "сценарий", взятое из театрального языка, удачно выражает, по крайней мере, три существенные черты культурного программирования человеческой жизнедеятельности:

Во-первых, театральный сценарий — это текст, существующий на бумаге или в уме до начала действия.

Во-вторых, сценарий, который разыгрывают в театре актеры, обычно пишется не ими.

В-третьих, сценарии в театре никогда не предусматривают всего, что должны выполнить актеры.

2. Культура мышления и общения

Эффективность мышления человека зависит:

- от природной интеллектуальной одаренности индивида;

- от воспитания, обучения, самообразования, жизненного опыта, т. е., в конечном счете, от его приобщения к культуре.

Личность, осваивая культуру вообще, повышает и свой уровень культуры мышления, а следовательно, и его эффективность.

2.1 Культурная обусловленность сценариев мыслительной деятельности

Культура мышления людей первобытного общества соответствовала условиям их жизни. Обусловленные ею сценарии мыслительных процессов позволяли им ориентироваться в окружающем мире и добывать средства существования.

2.2 Современное мышление

В каждой области деятельности есть свои сценарии мышления, специфические для нее правила, приемы и способы решения умственных задач: мысль художника движется иначе, чем мысль ученого, гуманитарное мышление отличается от естественнонаучного или технического, методы медицинского диагноза одни, а методы аудита в экономике — совсем другие. Есть субкультурные различия в мышлении людей, принадлежащих к разным социальным, возрастным, профессиональным группам.

Требования, предъявляемые современной культурой к мышлению и находящие отражение в сценариях мыслительной деятельности современного человека:

Рефлективность. Мышление о самом процессе мышления.

Аргументированность. Мысли, не обоснованные аргументами, должны считаться не более чем гипотезами.

Профессионализм. Наряду с общими законами логического мышления существует множество специальных методов и методик, с помощью которых решаются задачи в различных областях знания.

Стратегическое управление. В наше время существуют многообразные формы стратегического управления мышлением, позволяющие наиболее рациональным образом организовать весь мыслительный процесс в целом. Они делятся на два основных типа.

Первый — это алгоритмические и полуалгоритмические методики, с помощью которых решаются стандартные задачи.

Другой тип стратегии мышления — это эвристические стратегии, или, как их короче называют, эвристики. Известны такие эвристики, как метод аналогий, методика "гирлянд ассоциаций", эвристические приемы "мозговой штурм".

2.3 Культура общения

В культуре общения есть два взаимосвязанных аспекта: внешний, ритуальный, "этикетный" и внутренний, социально-психологический.

Первый аспект — выражается в выполнении общепринятых ритуалов общения, правил этикета, предписывающих, что и как надлежит во время общения делать.

Характер этих отношений образует второй, более глубокий слой культуры общения — ее социально-психологический аспект. Его обычно имеют в виду, когда говорят о "внутренней культуре" человека.

К основным нормам "внутренней культуры" относятся следующие требования:

1) поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это так называемое "золотое правило нравственности.

2) выполняй свои обещания, договоренности и обязательства.

3) будь доброжелателен, старайся по возможности делать людям добро, выполнять их просьбы.

2.4 Виды общения

М. С. Каган выделяет такие его виды и разновидности:

1) общение человека с реальным партнером. Его разновидностями являются:

- Практическое общение — в процессе совместной практической деятельности,

- Духовное общение — межличностная интеллектуально-эмоциональная связь, наиболее отчетливо проявляющаяся в дружеских отношениях.

- Представительское общение, в котором индивиды выступают не как свободные, суверенные личности, но как представители каких-то групп или социальных институтов.

- Групповое общение — взаимодействие групп, каждая из которых выступает как единое целое. Например, между классами, нациями, партиями, государствами, культурами (а может быть, когда-нибудь — между человечеством и внеземными цивилизациями, если они существуют).

2) общение человека с иллюзорным партнером. Таким партнером может быть "очеловеченный", представляемый в качестве одухотворенного объект.(например: животное природа);

3) общение человека с воображаемым партнером. В отличие от иллюзорного партнера, который вполне реален, но наделен кажущейся одухотворенностью, здесь имеется в виду мнимый, живущий лишь в воображении партнер.

4) общение воображаемых партнеров — художественных персонажей. Здесь речь идет о моделировании отношений общения средствами искусства.

Если принять во внимание цели общения, то, согласно Кагану, можно выделить 4 типичные ситуации:

- Цель общения находится вне его самого (общение является средством организации какого-либо вида предметной деятельности — производственной, научной, политической и т. д.).

- Цель общения заключена в нем самом (общение ради общения: "Приходи, хочется пообщаться").

- Цель состоит в приобщении другого к своему духовному миру (например, посредством научения, образования и воспитания).

- Цель состоит в приобщении себя к духовному миру партнера (симметричная по отношению к предыдущей ситуация).

В социальной психологии принято различать формальное (анонимное, функциональное) и неформальное (приятельское, интимное) общение. Эта классификация тоже в значительной мере условна, а к тому же еще и неполна: она охватывает только живое межличностное общение. Однако ею удобно пользоваться для рассмотрения особенностей сценариев общения в различных ситуациях повседневной жизни.

Анонимное общение

Это кратковременный контакт между незнакомыми людьми, например, на улице, в городском транспорте.

Функциональное общение

Оно имеет место тогда, когда люди вступают в контакт как исполнители определенных функций, связанных с их социальными ролями.

Интимное общение

Основой этого общения являются личностная эмоциональная заинтересованность друг в друге и глубокая душевная близость.

Основные типы отношений, с которыми связано интимное общение, — это дружба и любовь.

Дружба

Дружба во все времена и во всех культурах почиталась как величайшая ценность.

Любовь.

В первом послании апостола Павла к Коринфянам (гл. 13) изложен своего рода "канон любви" — система правил, которыми должна руководствоваться всякая любовь, в том числе и половая:

1. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится.

2. Не гордится.

3. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.

4. Не радуется неправде, а сорадуется истине.

5. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

6. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

В реальной жизни, однако, любовные отношения редко строятся в полном соответствии с этим "каноном". Как выразился знаменитый остроумец XVII в. Ларошфуко, "истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел".

Наиболее развернутая типология любви была предложена в 1970-х гг. Дж. Ли. В ней выделяются шесть "стилей любви" — три "первичные" и три "вторичные", образованные сочетаниям трех "первичных". Эти стили обозначены древнегреческими словами:

- Эрос — страстное увлечение, стремление к физической близости;

- Людус — любовная игра, доставляющая наслаждение, но без глубокого чувства, допускающая возможность измены;

- Сторге — спокойная, теплая, надежная любовь-дружба;

- Прагма — из смеси сторге и людуса, рассудочная, поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

- Мания — смесь эроса и людуса, одержимость, непреодолимая страсть, иррациональная зависимость от объекта;