Федеральное агентство по образованию
Развитие знаний о живой природе в период эллинизма
Реферат
Саратов-2007
Содержание
Введение
1. Историческая справка
2. Мыслители периода эллинизма
2.1 Герофил
2.2 Эразистрат
3. Мыслители Древнего Рима
3.1 Лукреций Кар
3.2 Гай Плиний Старший
3.3 Клавдий Гален
Заключение
Список литературы
Введение
римский памятник эллинизм мыслитель
Период от смерти Александра Македонского до завоевания Греции и Ближнего Востока Римом принято называть периодом эллинизма. Этот период характеризуется установлением греческого господства на Ближнем Востоке и взаимодействием двух культур: греческой и восточной. Центром научной мысли сделался Египет, правитель которого Птолемей II основал в Александрии библиотеку и музе. Этот «александрийский период» в развитии науки продолжался три последних столетия до н.э. Александрийская библиотека сгорела, и до нас дошли только небольшие фрагменты из произведений двух ученых того времени – Герофила и Эразистрата.
После этого первенство в изучении живого мира переходит к Риму.
1. Историческая справка
После его смерти. В 323г. Умирает Александр. После его смерти начинается жестокая междуусобная война между наследниками Македонской монархии, во время которой множество греческих ученых бежит в Египет, где упрочивается династия Птолемеев, царствовавшая в течение 300 лет: с 301 г. до нашей эры - это год окончательного распада «Великой македонской империи» - по 29 год нашей эры. Первые три Птолемея – Лаги, Филадельф и Эвергет – продолжают завоевательную политику Александра: стремление к экспансии, развитие внешней, по преимуществу морской, торговли и торговли караванной в пределах Африки и Аравии, занимают в этой политике первостепенное место. Но вместе с развитием экономики идет и развитие культуры как материальной, так и духовной – особенно при первых трех Птолемеях, оказавших не только приют, но и покровительство представителям греческой философии, как науки и искусства. Египет эллинизируется, а Александрия, как впоследствии Рим, становится на долгие годы главным центром распространения античной культуры на весь тогдашний цивилизованный мир: здесь были созданы две знаменитые библиотеки. Установка причинной взаимосвязи между явлениями природы, изучение их закономерности рассматривается как основной постулат научного исследования. Естествознание направляет все свои усилия на изучение конктретных данных и выводов, непосредственно вытекающих из этих данных. Исследование, носившее до тех пор по большей части случайных характер, направляется теперь по определенному руслу в зависимости от той конкретной задачи, которую ставит себе исследователь. На помощь наблюдению для большей точности и для проверки его приходят измерительные и иные инструменты, дающие возможность производить и кое-какие эксперименты.
Александрия, столица Египта, была основана в 332-331 до н.э. Динократом Родосским по приказу Александра Македонского. Это был крупнейший город эллинистического мира. В период расцвета численность населения в нем достигала миллиона человек. Значительного развития достигло в Александрии изготовление книг, чему способствовала монополия Египта на папирус. В начале 3 века до н.э. ученик Аристотеля Деметрий Фалерский основал в Александрии Музейон (храм муз) - один из главных научных и культурных центров античного мира. Это был древнейший университет, в котором обучалось одновременно несколько сот студентов. В Музейоне работали ученые многих областей знания, приглашенные из различных стран средиземноморья.
Там же была Александрийская библиотека – крупнейшая библиотека древности, насчитывавшая до 700 тысяч томов. В библиотеке работали многочисленные переписчики. Кроме произведений древнегреческой литературы и науки, составлявших ее основу, имелись и книги на восточных языках. В период Александрийской войны в 47 году до н.э. библиотека пострадала от пожара, однако позднее она была восстановлена и пополнена за счет Пергамской библиотеки. В 391 году н.э. при императоре Феодосии I большая часть Александрийской библиотеки была уничтожена христианами-фанатиками. Последние ее остатки погибли во время завоевания Египта арабами.
В отличие от афинского периода развития науки, для которого характерно доминирование философии, александрийский период характеризуется развитием конкретных наук – математика, механика, астрономия.
После превращения Египта в Римскую провинцию Александрийская медицинская школа просуществовала несколько столетий, но утратила свой прогрессивный характер. Известные успехи были достигнуты лишь в области медицинской ботаники.
Рим – было грандиозное, мировое государство, простершее свою руку далеко на Запад и Восток и создавшее свою территориальную мощь непрерывными войнами. Но ни эти непрерывные войны, ни восстания рабов не остановили роста латинской культуры, оплодотворенной культурой Эллады. Памятники научной литературы эпохи Римской республики немногочисленны. Древних римлян мало интересовала философия, популярностью пользовались труды, посвященные практическим вопросам. В биологии римлян интересовали вопросы сельского характера и медицины. В ботанике римлян занимает разведение растений, полезных в различных отраслях экономики, житейского обихода и врачебного искусства. То же и в зоологии. Тут больше всего уделялось место животным, участвующим в цирковых представлениях и триумфальных торжествах, а затем бойцовым и охотничьим птицам и наконец всякой съедобной твари, имеющей прямое отношение к поварскому искусству, - голубям, павлинам, фазанам, оленям и др.
Выдающиеся люди этой эпохи – Цицерон и Плиний Старшний – склонялись к стоицизму. А в числе крупных по уму и таланту эпикурейцев на самом видном месте надо поставить Лукреция, Горация и Плиния Младшего.
2. Мыслители периода Эллинизма
2.1 Герофил
Герофил (ок. 300 до н.э. – неизв.) – врач Птолемея II. Герофил изучал строение человеческого тела и сравнивал анатомическое устройство человека и животных. Ему обязаны анатомия, а частью и физиология человека. Он дает название двенадцатиперстной кишке, отличает легочную вену от остальных вен, именуя ее артериальной веной, открывает подъязычную кость, устанавливает разницу между связками и сухожилиями, с одной стороны, и нервами – с другой, дает довольно подробное описание головного мозга и недурное для его времени исследование о глазе; он наконец отмечает синхроничность между биением сердца и пульсацией крупных артерий и, что особенно важно, высказывает предположение о специальной функции нервов как аппаратов движения и ощущения. Особенно тщательно он изучал нервные центры и нервы, при чем последние подразделялись им на починенные воле и воле неподвластные. Герофил установил, что мозг является центром нервной системы, и рассматривал его как место сосредоточения умственных способностей. Герофил считается первым греком, который начал практиковать вскрытие человеческих трупов.
2.2 Эразистрат
Наряду с Герофилом, ведущим представителем Александрийской медицинской школы был Эразистрат (304-250 до н.э.) – ученик Теофраста и, по свидетельству Плиния, потомок Аристотеля. Эразистрат в своем понимании жизнедеятельности тела исходил из представления, что каждый орган является системой, состоящей из трех элементов – вен, артерий и нервов. В александрийскую эпоху и еще долго спустя считали, что нервы имеют вид трубок и что в их полости циркулирует некоторое вещество, гипотетический нервный флюид, подобно тому, как кровь циркулирует в артериях и венах. Эразистрат установил различие между большим и малым мозгом (мозжечком). Он обратил внимание на извилины мозга человека и животных и связал их большую сложность у человека с его более развитым интеллектом. Полагают, что Эразистрату было известно различие между передними и задними корешками спинно-мозговых нервов: связь передних корешков с работой мышц, а задних с восприятием ощущений. Ему же приписывают открытие трехстворчатого клапана. Он считал, что в организме имеются две системы сосудов: одна – венозная, «кровяная», связанная с правой половиной сердца и заключающая в себе кровь, а другая – артериальная, «воздушная», несущая в себе воздух и пневму, которые поступают из легких в левую половину сердца. Подобно Герофилу, он производил вскрытие человеческих трупов, а также делал живосечения на преступниках (нередко в присутствии сирийского царя, придворным врачом которого он долгое время являлся).
Труды анатомов Александрийской школы не сохранились и известны лишь по изложению в трудах Галена и Целия Аврелиана.
3. Мыслители Древнего Рима
3.1 Лукреций Кар
Блестящим представителем античного материализма, не только пропагандировавшим, но и развивавшим идеи Демокрита, был римский поэт и философ Лукреций Кар (99-55 или 95-51 до н.э.). Он является автором поэмы «О природе вещей» (Dererumnatura). Поэма состоит из шести книг; последняя из них не закончена.
Созданная под тройным влиянием – Эмпедокла, Демокрита и Эпикура – философия Лукреция не может считаться оригинальной; автор «О природе вещей» несмотря на выдающийся ум был не столько самобытным мыслителем, сколько блестящим и многосторонне образованным популяризатором, что не мешало ему по целому ряду вопросов иметь много своих собственных соображений.