Смекни!
smekni.com

Анатомия культуры (стр. 2 из 3)

– Второй принцип мифологического мышления – это «закон сопричастности».

Социокультурные функции мифа:

– Функция стереотипизации;

– Функция компенсации;

– Функция символизации.

Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они часто не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют характерную для мифов наглядность, простоту, доступность для обыденного сознания.

В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм:

– «Старые» мифы.

– «Новые» мифы.

– «Обновленные» мифы.

– Мифологемы.

– Идеологические мифы.

2.2 Мифология и религия

Основные элементы религии:

1. Вера в Бога

2. Эмоциональное отношение к Богу.

3. Вероучение.

4. Религиозный культ.

5. Организация верующих.

Функции религии:

– «душеспасительная функция» (по отношению к личности) – религия отрывает человека от повседневности, напоминает ему о высших идеалах, требует обращения к вечному и бесконечному.

– «духовная функция» (по отношению к культуре) – религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры.

– «мирская функция» по отношению к обществу – религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка.

Искусство – в современных толковых словарях это слово употребляется в трех разных смыслах:

1. любое занятие, требующее определенных знаний и умений (военное искусство, искусство вязания, искусство вождения автомобиля);

2. мастерство, искусность в каком-либо деле (можно проявить искусство в колке дров, написании шпаргалок, ведении переговоров);

3. сфере художественной деятельности и ее продукты – художественные произведения.

2.3 Искусство на заре человечества

Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит в эпоху верхнего палеолита (45–40 тыс. лет от современности). В современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство возникает в первобытном обществе как социально обусловленная форма человеческой деятельности, с помощью которой люди стремились решать какие-то практические задачи своей жизни.

Следуя Кагану, можно указать три аспекта первобытного искусства:

1) его мифологическую основу;

2) его вплетенность в практику как деятельности;

3) его ритуально-магический характер.

Первобытное искусство было синкретичным.

Рассматривая эволюцию искусства как развертывание первоначально слитых воедино аспектов художественной деятельности (мифологического, практического и игрового), можно заметить что в ходе своей истории оно расчленяется на три потока.

Первый – это «чистое», «свободное» искусство, произрастающее из потенций, заложенных в мифе.

Второй поток – это прикладное искусство.

Третьим потоком является самодеятельно-развлекательное искусство.

Выделяется еще один тип искусств – синтетические искусства.

Варианты классификации искусств:

– пространственные и временные;

– авторское и исполнительское;

– изобразительное и неизобразительное.

2.4 Функции искусства

Функции искусства:

1. Рекреативная функция – искусство служит для отдыха и развлечения. В нем ищут средство психологической разрядки, отвлечения от напряжения и забот будничной трудовой жизни. На эту функцию ориентируется массовое искусство.

2. Воспитательная функция – художественное произведение рассматривается как «учебник жизни».

3. Идеологическая функция – в художественном произведении находят выражение определенные взгляды на жизнь, характерные для той социальной группы, к которой принадлежит автор.

4. Познавательная функция – из художественных произведений мы многое можем узнать: история, люди, быт, одежда, нравы.

5. Эмотивная функция – воздействие искусства на сферу человеческих эмоций. Произведение искусства должно быть интересным.


2.5 Художественный образ

Только тогда есть подлинное произведение искусства, когда в нем содержатся художественные образы.

Характерные особенности художественного образа:

– эмоциональность;

– условность;

– символичность;

– многозначность.

2.6 Философия

Подобно религии и искусству, философия родилась из мифологии. Первыми философами стали те, кто осмеливались подвергнуть критике содержание мифов и пытались понять устройство окружающего мира. Философия зародилась примерно три тысячи лет назад в древних культурах Индии, Китая, Греции. Философами в древности стали называть людей, занятых познанием, поисками истины.

Путеводной нитью философии стало представление, что за наблюдаемыми, чувственно воспринимаемыми явлениями скрывается невидимая, постигаемая лишь разумом сущность, что у многообразных вещей окружающего мира есть единая, общая первооснова, из которой все они образуются. Это представление вылилось в постановку начальных проблем философии – проблемы сущности явлений и проблемы единства мира.

Тематика философских размышлений не имеет границ. Наряду с преходящими, временными зонами философского интереса есть и «вечные» проблемы, которые всегда составляют предмет философии: смысл жизни, соотношение материи и духа, тайна бесконечности, перспективы ожидающего человечество будущего, идеалы добра, справедливости, гуманизма и др. Нет ничего, что когда-либо не было вовлечено в сферу философских размышлений, так же как нет ничего, что когда-либо исключалось из ее компетенции.

Принципиальная особенность философского мышления – в том, что оно никогда не останавливается на достигнутом.

Поиски ответов на указанные вопросы привели к формированию трех ветвей философского знания:

1) о людях и обществе, о жизни человека и делах человеческих,

2) о природе, об окружающем людей мире,

3) о познании, мышлении.

В результате образовались три главных отрасли философии, в которых речь идет об исходных, наиболее общих принципах объяснения:

а) жизни человека и общества (сюда относятся социальная философия, философская антропология, этика и др.).

б) познания (теория познания, которую называют также гносеологией или эпистемологией).

в) бытия (теория бытия, или онтология).

Чтобы очертить место, занимаемое философией в современной культуре, рассмотрим ее соотношение с наукой, религией и искусством.

2.6.1 Философия и наука

Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет черты сходства с ней. Их объединяет то, что и философия, и наука представляют собою теоретический тип знания. Особенность такого знания состоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях. Философия и наука – это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания.


2.6.2 Философия и религия

В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Фундаментальные религиозные идеи – о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. – по своему характеру сходны с философскими. Но они в рамках религии не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. Философия же стремится аргументировать все свои утверждения. В отличие от религии, она постоянно подвергает критике свои собственные выводы.

2.6.3 Философия и искусство

Отличие философии от искусства заключается в том, что философия есть область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт – художественными образами. Первый доказывает и объясняет, второй показывает и описывает. В искусстве главное – эмоциональный контакт автора с читателем, слушателем, зрителем.

2.6.4 Функции философии

Функции философии:

1. Мировоззренческая;

2. Социальная;

3. Методологическая.

3. Социальная культура

3.1 Особенности социальной культуры

Социальная культура (культура социальных отношений) определяется регулятивами, ценностями и идеалами, обусловливающими поведение людей в обществе и их социальные взаимоотношения.

Основными формами социальной культуры являются нравственная, правовая и политическая культура.

3.2 Соотношение социальной культуры с духовной

Социальную культуру объединяет с духовной то, что обе они ориентированы на «ценностную» ось. Высшие ценности обеих этих областей культуры имеют финальный, «самоценный» характер. Они нужны не как средства для достижения чего-то, а как конечные цели. Социальные ценности, как и духовные, нужны сами по себе. К достижению последних человек может стремиться в одиночку, независимо от других людей. Иной характер имеют ценности социальной культуры. Они не могут достигаться в одиночку.

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта:

1) ценности и

2) регулятивы.

3.3 Типы морали

Существуют различные этические идеалы и, соответственно, различные типы морали. Рассмотрим несколько типов морали, группируя их попарно – по лежащим в основе них противоположным принципам:

1) гедонизм – ригоризм,

2) эгоизм – альтруизм,

3) индивидуализм – коллективизм,

4) этика борьбы – этика сотрудничества,

5) мужская этика – женская этика.

Гедонизм и ригоризм

(а) Гедонизм – этика удовольствия. Она провозглашает высшим благом для человека удовольствие, наслаждение. Стремление к наслаждению заложено в человеке от природы и является движущей силой его поведения. Добро – это то, что доставляет удовольствие.

(б) Ригоризм – этика долга. Высший принцип нравственности – долг.

Эгоизм и альтруизм

(а) Эгоизм – этика жизни для себя.