Введение
Тема реферата «Анатомия культуры» по дисциплине «Культурология».
Цель работы – рассмотреть понятия трехмерной модели культуры, «духовной» и социальной культур.
1. Трехмерная модель культуры
1.1 Теории и модели в науке
В культурологии, как и в других науках, следует различать эмпирическое и теоретическое знание.
Основным средством добычи эмпирического знания в культурологии являются наблюдения. Данные наблюдений собираются в этнографических экспедициях, имеющих целью изучить малоизвестные этнические культуры, в опросах, беседах, интервью, в непосредственном изучении различных явлений культурной жизни общества – произведений искусства, обрядов, ритуалов и т.д. Большое значение в сборе фактического материала, образующего эмпирический слои культурологических знаний, имеет изучение исторических источников – архивных документов, мемуаров, археологических находок и пр.
Но научное знание на эмпирическом уровне дает, главным образом, лишь феноменологическое описание изучаемых явлений. Феноменологическое описание констатирует факты, не объясняет их. Чтобы понять сущность изучаемых явлений необходимо перейти на теоретический уровень познания. Характерной особенностью научных теорий является то, что в них создаются только схематические образы изучаемых явлений. В теории выделяются и описываются лишь их наиболее важные, существенные черты (например, «идеальный газ» в физике).
Учитывая сказанное, попробуем использовать в качестве вспомогательного средства описания культуры ее трехмерную «физико-геометрическую» модель, в которой она уподобляете «веществу», заполняющему «культурное пространство.
1.2 Трехмерная модель культуры
Культурное пространство – это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом.
Продолжая аналогию культурного пространства с физическим, выделим в нем три измерения – в соответствии с основными типами смыслов, содержащихся в социальной информации.
Этими типами смыслов являются:
1) знания,
2) ценности,
3) регулятивы.
Им соответствуют три взаимопересекающиеся «координатные оси»:
1) «когнитивная»,
2) «ценностная»,
3) «регулятивная».
В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Характерной чертой всех форм духовной культуры является то, что в них на первом плане находится сочетание знаний и ценностей. Это не значит, что регулятивные парадигмы в духовной культуре отсутствуют. Но нетрудно заметить, что конечной целью созидательной деятельности в области духовной культуры являются знания и ценности, тогда как регулятивы играют вспомогательную роль, выступая, главным образом, лишь как средства (способы, методы) создания духовных ценностей.
Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относятся нравственная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область культуры социальных отношений, или, короче, социальной культуры. Разумеется, в социальной культуре нельзя обойтись без знаний. Однако знания выступают здесь лишь как средства для выработки принципов и норм поведения людей в обществе, их совместной жизни, взаимодействия и деятельности. Главное же содержание социальной культуры – регулятивы, ценности и идеалы.
Наконец, в культуре существует еще одна область, технологической культуры. Последняя понимается здесь в самом широком смысле – как культура освоения и обработки любого материала, культура исполнения, изготовления, получения чего-либо. Знания и регулятивы являются необходимыми и важнейшими элементами технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план: ради каких ценностей создается и пускается в ход технология – этот вопрос технологическая культура сама по себе не решает. Он должен решаться вне ее. Ибо техника, если развитие ее становится самоцелью, может стать враждебной человеку силой.
X– «когнитивная» ось У – «ценностная» ось 2 – «регулятивная» ось
Духовная, технологическая и социальная культура – не обособленные друг от друга «секторы» или «части» культурного пространства. В абстракции мы можем рассматривать и анализировать их по отдельности.
В каждой часть культурного пространства присутствуют еще два слоя: житейских и логических, рациональных знаний.
1.3 Сфера житейских знаний
Житейские знания возникают в непосредственном взаимодействии людей с окружающей средой и отражают явления действительности в понятиях, имеющих простое, наглядное и конкретное значение. Житейскому познанию чужды абстракции и лишенные наглядности логические конструкции, уводящие человеческую мысль в мир «высоких материй», которые недоступны ощущению.
1.4 Особенности житейского знания
Житейское знание не систематизировано. Оно включает в себя необъятную массу сведений, многие из которых получены случайно, логически между собою никак не связаны и зачастую противоречат друг другу.
модель культура духовный мораль
1.5 Особенности рационального и иррационального мышления
– Рационалист считает, что человеческое познание основывается на опыте и разуме. Он стремится решать проблемы, обращаясь к фактам и логике, а не к страстям, эмоциям, инстинкту и т.п.
– Рационалист придает большую ценность научному знанию
– Рационалист отказывается считать без всякой проверки истинными сведения, полученные неизвестными или необъяснимыми путями.
– Рационалист считает возможным критическое обсуждение любого вопроса, расположен выслушивать критику и под влиянием ее готов пересматривать свои представления.
Иррационализм – это антирационалистическая позиция.
Мышлению иррационалиста свойственны следующие черты:
– Иррационалист убежден, что в мире действуют недоступные человеческому разумению, непонятные, но могущественные силы, определяющие судьбы людей и вообще все происходящее.
– Иррационалист полагает, что разум не является высшей познавательной способностью человека.
– Иррационалист скептически, а подчас даже с пренебрежением относится к науке, ее достижениям и возможностям.
– Иррационалист считает, что все действительно важное и значительное в человеческой жизни – выше разума.
2. О смысле понятия «духовная культура»
2.1 Некорректность противопоставления духовной и материальной культуры
Вошло в традицию разделять культуру на «духовную» и «материальную». Однако это разделение далеко не столь очевидно, как это могло бы показаться с первого взгляда.
Одни относят к «духовной» культуре то, что удовлетворяет духовные потребности людей, а к «материальной» – то, что удовлетворяет их материальные потребности. Но существует множество вещей, которые могут одновременно служить удовлетворению и тех и других потребностей: изделия прикладного искусства, поездка на курорт и пр.
Другие называют «духовной культурой» созданные человеком духовные ценности, а «материальной культурой» – изготовленные человеком вещи, материальные предметы «Памятники материальной культуры» можно было бы с не меньшим правом именовать также и «памятниками духовной культуры»: ведь они вообще являются предметами культуры только потому, что представляют собою «тексты», из которых археолог извлекает содержащуюся в них социальную информацию.
Третьи понимают под «духовной культурой» сферу духовной жизни общества – религию, искусство, философию и т.д., а под «материальной культурой» – сферу материальной жизни, производства и потребления материальных благ. Специфика культуры теряется. А она состоит в том, что культура есть закодированная в разнообразных знаковых формах социальная информация, т.е. «информационное обеспечение» жизни людей, а вовсе не вся их жизнь.
Итак, разграничить и противопоставить друг другу «духовную» и «материальную» культуру как две особые области культуры невозможно.
Область духовной культуры следует отделять не от «материальной» культуры, а от культурных форм, ориентированных на практическую регуляцию поведения людей, т.е. от технологической и социальной культуры. Область духовной культуры обретает более или менее определенные контуры, когда к ней относятся лишь такие культурные формы, которые ориентированы, главным образом, на выработку знаний, ценностей и идеалов, будучи менее других нацелены на непосредственное обслуживание практических нужд человека. Мифология, религия, искусство, философия – вот основные формы духовной культуры.
Духовная культура обладает некоторыми важными чертами, отличающими ее от других областей культуры.
1. В отличие от технологической и социальной культуры духовная культура неутилитарна.
2. В духовной культуре человек по сравнению с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества.
3. Творческая деятельность в духовной культуре ведет к тому, что она становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли.
4. Духовная культура – наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры.
Миф – зародыш всей духовной культуры.
Характерные черты мифа:
1. Отождествление фантазии с реальностью;
2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме;
3. Эмоциональная насыщенность;
4. Связь с магией.
Существуют определенные принципы, в соответствии с которыми человеческая мысль рождает миф.
– Первый из этих принципов – принцип антропоморфизма («человекоподобие»).