Села Полхов-Майдан и Крутец (Нижегородская обл.): расписные игрушки из древесины (матрешки, птички-свистульки, коробки, шары, похожие на яблоко).
Сюжеты: растения, пейзаж. Особенность: черный контур рисунка, выполненного анилиновыми красками
Архангельская, Томская области и Якутия специализируются на изделиях из бересты. Основными изделиями являются: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения меда и сметаны. Бересту заготавливают на рубеже весны и лета.
Предыстория берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. У каждого народа были свои почитаемые деревья. У живших в так называемом таёжном поясе Земли, чаще всего среди священных и любимых деревьев встречается, береза. Береза привлекала своей ослепительно белой корой - берестой и зеленью. Лекарственные свойства березового сока, листвы, бересты тоже были известны человеку с древности. Ну а практическое применение березы настолько широко, что стоит остановиться только на бересте, которую относят к области древнейшего способа первобытного использования дерева для домашних надобностей. Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге.
В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту. В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили шумящим оберегом и развивали мышление. В дальнейшем его окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки: мячики, лодочки и другие - ребенок мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная колыбель, которая была переносной. Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек.
В музейных коллекциях Петербурга, Архангельска, районных центров Архангельской, Вологодской и других областей хранится много берестяных туесов, собранных в различные годы на Русском Севере. Особым качеством исполнения отличаются туеса с реки Уфтюги и окрестностей Красноборска. Именно в этом районе существовал до недавнего времени туесовый промысел. Широко известна Верхнеуфтюжская роспись берестяных изделий. Многие исследователи народного искусства посвятили свои работы этому виду росписи. Занимались на Уфтюге, кроме росписи берестяных туесов, еще и тиснением. В Российском этнографическом музее хранится 8 туесов мастера Трапезникова В. В. с прекрасным тиснением. Доставлены в музей они были в 1940 г, экспедицией музейных сотрудников. В музее народного искусства (г. Москва), в В. Устюге, Сольвычегодске тоже есть уфтюжские туеса с тиснением.
В Тобольской и Томской губерниях известны берестяные промыслы туесов и "кисок". Киска - это своеобразный ковер, который использовался для защиты от дождя.
Село Унцукуль в Дагестане (проживают авары). Методом насечки из древесины ореха, кизила, абрикоса изготавливают трости,
шкатулки, декоративные вазы, курительные трубки, портсигары. Самые распространенные образы на изделиях - вода и солнце.
Подольский край: токарные игрушки.
Крупное производство деревянной игрушки, сосредоточенное на Подольском объединении игрушек в городе Климовске и деревне Бабенки, является преемником и продолжателем знаменитого традиционного народного промысла токарной игрушки Подольского края.
Большую роль в жизни промысла играл Кустарный музей Московского губернского земства. При его содействии у местных токарей появились новые, «улучшенные образцы» изделий: бирюльки, наборы кукольной посуды, кегли, шахматы, лото, матрешки. Классическими стали предметы шаровидных, овальных и цилиндрических форм. В дальнейшем на их основе возникли типично подмосковные виды игрушек: многоместные яйца, шары, матрешки, репки, пирамидки, грибки и многое другое.
Постепенно сложился художественный облик подольской токарной игрушки, особая технология ее производства. Материалами для работы мастеров служит древесина лиственных и хвойных пород: осина, липа, ольха, береза, а также можжевельник, дуб, карельская береза, пальма. Формы изделий точат из сырого материала с последующей сушкой. Подчеркнуто декоративное оформление предметов создается особыми красителями: мягкими порошковыми литографическими красками, в состав которых добавляется анилиновый порошок. К отличительным особенностям подольской игрушки относится её окраска и полировка прямо на станке, а также полупрозрачность лакокрасочного покрытия, сквозь который просвечивает поверхность древесины.
В 1899г. бабенские токари участвовали совместно с художником С.В.Малютиным в изобретении знаменитой куклы – «матрешки».
В промысле используется используется метод творческого варьирования при изготовлении каждого изделия, а развитая система наставничества позволяет сохранять и развивать уникальный опыт мастерства.
Украина:
Художественная обработка дерева развита в западной части Украины, особенно в Закарпатье, есть в Полтавской области.
Основное изделие: посуда, например солонки. Изделия в Закарпатской области инкрустируют перламутром, бусинами и металлическими пластинами. Рисунок в основном представляет симметричную геометрическую композицию. Материал: древесина ореха, бука, явора, граба и груши.
Белоруссия:
В Белоруссии развиты многообразные виды обработки дерева, но изделия слабо декорированы.
Основные центры: Брест, Пинск, и Жлобин. Основные изделия: сундуки, столы, фигуры птиц и коней. Особенности: фон темнее росписи, часто черный. Многие изделия декорированы соломкой.
3. Виды резьбы по дереву.
Художественная резьба по дереву - один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Резьба применяется в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек. Резьба различается по видам - плоскорельефная резьба, ажурная резьба, объемная резьба и корнепластика.
3.1 Плоскорельефная резьба по дереву
Плоскорельефная резьба по дереву - один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5-20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы — растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста. Резные украшения наносятся на заранее подготовленное изделие. Первоначально острым предметом прочерчивается контур рисунка, затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и выбирает стамесками фон. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение — прожилки листьев, гривы коней, мелкие детали. От сложности рисунка зависит набор инструмента, в некоторых случаях резчики используют до 60 резаков и стамесок разного профиля и размеров.
Плоскорельефная резьба подразделяется на разновидности: резьба с заоваленным контуром — края вырезанного по контуру рисунка слегка закругляются, а фон обычно не выбирается совсем; резьба с подушечным фоном — фон подрезается очень отлого, образуя полукруглую выпуклость, напоминающую взбитую подушку; резьба с подборным фоном — вокруг оконтуренного рисунка фон выбирается на равную глубину, что делает изображение более рельефным.
Плоскорельефная резьба применялась в первую очередь в домовом декоре и была известна на территории России с допетровского времени, получив распространение в Поволжье, на Русском Севере, на Урале. Большое влияние на развитие поволжской резьбы оказала «корабельная резь», на основе которой выработался особый барочный тип резьбы. В конце 19 в. в подмосковном Абрамцеве стараниями художников и коллекционеров возник промысел абрамцевско-кудринской резьбы, продолжающий древнерусские традиции рельефной резьбы.
3.1.1 Рельефная резьба
Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Различают барельефную и горельефную резьбу. Барельефная резьба - Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента до половины собственного объема. Горельефная резьба - Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.