Вместе с тем дальневосточная живопись не заняла бы в мировой истории искусств столь важного места, если бы не имела другого, более широкого смысла, делающего ее доступной и понятной людям, мало знакомым с восточной символикой. Чрезвычайно обостренное и непосредственное чувство природы, переданное с огромной искренностью и убедительностью, умение запечатлеть её красоту и изменчивость – вот качества, прославившие в веках традиционную восточную живопись, наделившие ее общечеловеческим смыслом.
Как всякое большое древнее искусство, дальневосточная живопись дает простую радость от ее созерцания. Вся система средневекового мышления с ее сложной символикой отступает на второй план, когда перед глазами зрителя появляются удивительные картины природы.
Символизм и олицетворение сакуры
Двадцать дней счастья
Я пережил, когда вдруг
Вишни зацвели.
Традиционно, на протяжении многих веков японской истории сложились различные формы взаимодействия человека и природы, в которых человек созерцал красоту и величие мира – любовался падающим снегом, полной луной и цветущими весенними деревьями. Издавна в Японии было принято говорить о созерцании красоты как об одухотворенном восприятии мира. «Зимой – снег, весной цветы, осенью – луна».
В традициях дзэн – буддизма, основном теологическом учении в Японии, состояние просветления, т.е. гармонии с миром, к которой необходимо стремиться, передается, как правило, двумя образами – Луны как символа просветленного ума и цветка – как символа вечного обновления и цветения жизни.
Сакура – национальный символ Японии. Наверное, именно этим объясняется, что аллеи из деревьев сакуры высаживались перед храмами, за цветением сакуры с повышенным вниманием следят все мыслимые средства массовой информациии, ежедневно сообщая, куда – с юга на север – сегодня продвинулся ее цветущий пенно-розовый фронт. Кстати, сакура не только символ Японии, но и когда-то священное дерево. Цветы сакуры считались обиталищем душ предков. «Любование» цветением было призвано умиротворить их и обеспечить процветание живущим. Ибо смотреть на цветы – это смотреть на предков, вспоминать их и помнить. И тогда они тоже тебе помогут.
Как известно, большая часть всей площади японских островов занята высокими и крутыми горами. Самая высокая гора – потухший вулкан Фудзияма.
Почти все население Японии живет на узкой полосе плодородных равнин и занимается выращиванием риса. Цветение сакуры дает сигнал крестьянам, что земля достаточно прогрелась, и можно начинать высаживать рис. Рис. – это не только основной продукт питания, но и путь к преуспеванию. Для японских крестьян сакура – это символ благополучия.
В другом сказании вишня предстает в образе кормилицы. Ее цветки ассоциируются с сосками женской груди, наполненной молоком.
Как видим, у каждого японца в сердце хранится свой образ сакуры. Сакура – символ чистоты, благополучия, женственности, жизни. Они верят, что в дереве теплится душа. Заботясь о сакуре, японцы учатся уважать старость, традиции своей семьи.
Не случайно и то, что в календаре японца существует особый праздник – ханами. Традиция любования сакурой возникла в эпоху Хэйан. Аристократы, любуясь цветением сакуры, размышляли о смысле жизни и ее быстротечности, задумывались о чистоте.
Ханами не является государственным праздником. Это день, когда вся семья собирается полюбоваться цветением сакуры в саду или в парке. Если праздник приходится на рабочий день, то наблюдать за цветением сакуры отправляются все сотрудники фирмы в окружении босса. Японцы покупают журналы, в которых сообщается время и место начала цветения сакуры. Они стремятся побывать на празднике любования сакурой и не пропустить его.
В некоторых районах Японии организуют торжественные шествия по центральной улице. В других – парад костюмов эпохи Хэйан. А во многих районах Японии проводятся вечера сакуры, на которых устраиваются «танцы вишен». Белоснежные облака цветущей сакуры окутывают в это время страну.
Именно в это время поэты слагают свои хокку, художники рисуют картины, а родители вспоминают детство.
1.2 Описание изделия
Мое изделие представляет собой панно с подсветкой, которое называется «Сакура». Оно состоит из: литых накладок в виде барельефа дерева и иероглифа, изготовленных из литейной латуни ЛЦ30А3, легированной алюминием, который обеспечивает хорошую жидкотекучесть, прочность и коррозионную стойкость. Они накладываются на деревянную раму и на витражное стекло, на котором изображены цветки дерева. Под раму прикрепляются люминесцентные лампочки, они имеют тонкую вытянутую форму и хорошо подсвечивают витраж. Размер изделия 600×400 мм.
Витраж изготавливается по технологии Фьюзинг. Она также известна как техника спекания. Изделия и детали декора, изготовленные в технике фьюзинг, являются оригинальным дополнением интерьера дома. Эту технику можно использовать как для исполнения отдельных элементов интерьера. Эта технология идеально подходит для изготовления витража моего изделия.
На панно представлено стилизованное дерево сакура. Композиция изображения заключена в прямоугольную форму. На первый план к нам в виде барельефа выходит ствол дерева и японский иероглиф. На втором плане из разноцветного стекла собраны цветы дерева на серенево-голубоватом фоне. Эта плановость нам даёт ощущение пространства. Согласно древнему японскому учению Фэн-шуй, которое учит нас находить гармонию даже в самых мелких деталях, важную роль в оформлении различных предметов декора могут сыграть иероглифы. Именно поэтому я решила использовать в своей композиции один из древних иероглифов «Сакура», который помогает найти и сохранить яркую и глубокую любовь.
Дерево занимает левую и верхнюю часть композиции, а в правом нижнем помещён иероглиф, тем самым соблюдается равновесие между элементами. Изогнутые ветви и ствол дерева добавляет динамику композиции.
Цветовой колорит витража построен на нюансе, т.е. на тонком различии едва заметных переходов в цвете, так, как именно это ассоциативно-образное средство передаёт лиричность изображению. На витраже преобладают пастельные тона: розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности; лиловый – замкнутый, изолированный; светло-голубой и т.д.
Хорошо в эту цветовую гамму вписывается медный блеск дерева, который оживляет колорит изделия.
Символика синего исходит из очевидного физического факта – синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего – божественность. Сопряженные с ним значения – таинственность, мистицизм, святость, благородство и чистота, постоянство, совершенство, высокое происхождение, правосудие.
Фиолетовый: он выделяется из всех спектральных цветов своей сложностью, балансирует между красным и синим, а также между синим и черным. Отсюда его семантика и символика. Основные значения: траур, страх, печаль подавленного духа, таинственность, старость, угасание жизни, трагизм, болезненность, грустные обстоятельства, любовная страсть.
Фиолетовый, склоняющийся к синему, называют лиловым, а разбеленные его оттенки – сиреневыми. Это цвета меланхолические, таинственные, грустно-романтические:
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь…
2. Разработка технологического процесса
Разработанное художественное изделие состоит из нескольких элементов: металлические накладки, витраж и деревянная рама. Металлические накладки будут отливаться из литейной латуни ЛЦ30А3 литьем в формы, изготовленные вакуумно-пленочной формовкой. Витраж выполняется техникой Фьюзинг. Габаритные размеры изделия 600×400 мм.
японский живопись панно сакура
2.1 Выбор металла
Для литейных латуней характерны хорошие литейные свойства. Отливки из литейных латуней обладают высокой герметичностью и способны выдерживать давление до 30–40 МПа. Литейные латуни применяют для изготовления фасонных отливок, которые нельзя выполнить или невыгодно изготовлять из деформированных полуфабрикатов, Для фасонного литья применяют сложнолегированные латуни; простые латуни используют сравнительно редко.
По механическим свойствам ряд многокомпонентных латуней превосходит оловянные бронзы и почти не уступает безоловянным бронзам. Отливки из латуней имеют более однородные свойства в разных сечениях, по сравнению с отливками из оловянных бронз. Латуни дешевле большинства литейных бронз.
Для изготовления металлических накладок я выбрала литейную латунь ЛЦ30А3, так как она легирована алюминием, который обеспечивает хорошую жидкотекучесть, прочность и коррозионную стойкость. получаемые, отливки имеют небольшую пористость в сосредоточенную усадочную раковину.
Таблица1. Химический состав
Марка латуни | Основные элементы | Сумма определяемых примесей | |||||
Cu | Al | Fe | Mn | Si | Pb | ||
ЛЦ30А3 | 66–68 | 2–3 | - | - | - | - | 2,6 |
Таблица 2. Технологические свойства
Свойство | ЛЦ30А3 |
Жидкотекучесть, мм | 570 |
Линейная усадка, % | 1,55 |
Обрабатываемость резанием, % | 30 |
Таблица 3. Механические свойства
Марка латуни | Механические свойства, не менее | ||
σв, Н/мм2 | δ, % | НВ | |
Лц30А3 | 392 | 15 | 90 |
Таблица 4. Физические свойства латуни ЛЦ30А3
Плотность, кг/м3 | 8500 |
Температура плавления, °С | 995 |
Коэффициент линейного расширения α 106, 1/°С | - |
Теплопроводность, Вт/ | 113,0 |
Теплоемкость, кДж/ | - |
Удельное электрическое сопротивление, мкОм*м | 0,08 |
2.2 Альтернативные способы изготовления барельефа.