Вычеканенные растительные мотивы, изображения птиц и фантастических животных - все это несет следы заклинательной магии, многозначной по своему содержанию (рис.7,8). Тема плодородия была в центре внимания древнерусского художника, с ней связывалось представление о счастье, благе, добре. Образ вечно живого и возрождающегося мира возникает в композиции, где изображены сплетающиеся звери, птицы и даже человеческие фигуры. Формы, линии, ритмы словно продолжаются без конца и без края. Их хитрый узор удивителен по своей фантастичности и крепкой пластике.
Древнерусский мастер был универсалом. Если он ковал, лил металл, то обязательно умел его чеканить и гравировать, чернить, покрывать орнаментом рукоятки, ножны мечей, шлемы воинов, женские украшения, посуду….
Декоративное искусство несло на себе печать двоеверия на Руси. Христианское вбирало в себя языческое. Языческое растворяло христианское. Сирины по сторонам древа встречаются в белокаменной резьбе соборов, сохраняя смысл древней заклинательной магии, эти изображения несли и новые христианские представления, являлись символом Блага и Света.
Наиболее широко и целостно скульптурная резьба проявилась в Владимиро-Суздальской земле. Владимирщина в древние времена славилась превосходными "древоделами". Участие их в скульптурной работе было настолько значительным, что работавшие у князя Андрея Боголюбского иноземные мастера подчинились русской народной традиции, имевшей глубокие корни. Цельность мышления отличает общий замысел скульптурного декора, его стиль, содержание образов церкви Покрова на Нерли (рис.9), Дмитриевского собора во Владимире (рис. 10) и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. И именно скульптурные элементы этих памятников архитектуры я взяла за основу узора стенок ларца, как яркие образы народной культуры, воспевающие гимн всему живому: птицам, зверям, растениям.
Русские мастера корнями своего творчества были соединены с глубокими пластами народной культуры, они принесли в каменную храмовую скульптуру образы древней языческой символики, широко бытовавшей в то время в декоративно-прикладном и народном искусстве. И это не удивительно, поскольку в ту пору на Руси и время считали по "русальным неделям", совершая ритуальные моления русалкам, охранительницам вод, дающих плодородие.
В скульптурных рельефах владимирских соборов изобилуют мотивы "древа жизни", образы птиц, львов, грифонов…Их древний заклинательный смысл был неразрывно слит с народным чувством красоты, которая отождествлялась с добрым началом. Белокаменную резьбу и произведения декоративно-прикладного искусства объединяет общность мотивов и художественных приемов.
Я брала за основу образцы русского прикладного искусства до середины XIII века, так как в XIII-XIV веках монголо-татарское нашествие нанесло страшный удар Руси. Развитие ремесел приостановилось, многие мастера были увезены в плен, некоторые виды прикладного искусства исчезли на долгое время. Конечно, со временем искусства возродились, но форма выражения изменилась, вместо отвлеченного, умозрительно-символичного в художественном изображении вступили в действие живая непосредственность чувства и в то же время материальность, конкретность, целесообразность. Раньше тематика декоративно-прикладного искусства была в своей основе космологической, далее в искусстве разрабатываются большие темы человеческого мира.
В основу формы ключа (детали ларца) положен деревянный резной крест, называемый Людогощинским (рис.11). Скульптурный по форме, с четким силуэтом, этот крест выразителен контрастом крупных членений и мелких деталей.
Узор стенок сундучка символичен. Я постаралась использовать в декоре наиболее емкие образы, читаемые без слов и остановилась на тематике "древа жизни".
Модель мира ассоциируется с "древом жизни" или "мировым деревом". Часто рядом с вершиной располагают птиц, орлов и фантастические птицы. Две птицы рядом с древом жизни, как бы дублируют солнце и месяц.
Мировое дерево в мифологической модели мира универсальный символ, объединяющий все сферы мироздания. Может воплощаться в виде собственно дерева, крона которого достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, ствол ассоциируется со срединным миром (земля), и других символов - мировая гора, мировой столп, первочеловек и т.д. В древнерусской традиции дерево также символ познания - "мысленна древа". В симметрических композициях, связанных с мировым деревом, воплощаются фундаментальные для мифологии различия между правым и левым, жизнью и смертью. Мировое дерево связывает все основные пространственно-временные координаты: русская загадка говорит о дереве, имеющем 12 сучьев, на каждом - по 4 гнезда, в каждом - по 7 птенцов (год с 12 месяцами). На древе жизни в славянских апокрифах обитают души и сам бог.
Фонарь - сосуд священного огня. Свет и тьма - одно из основных противопоставлений мифологии, соотносящееся с главными элементами мироздания - небом, огнем (солнцем) и водной стихией, преисподней, луной, в конечном счете - с добром и злом. И светильник, как несущий свет призван рассеять тьму, отринуть зло. Фонарь перед входом призван оградить дом, служит своеобразным оберегом от сил тьмы.
Изображение любой фигуры, орнамента опирается на подробный анализ формы и контуров, поверхности и размеров.
Джанпаоло Ломаццо:". Для искусства необходимо очень многое, и потому только свободные и сильные люди могут достичь похвал в занятиях им, так как живопись это как бы свод из большинства свободных искусств, а, следовательно, им невозможно заниматься без знания и помощи многих из них, как геометрии, архитектуры, арифметики и перспективы. Ибо без знания линий, поверхностей, глубины, объема и геометрических фигур, что может сделать живописец, когда это и есть главный фундамент его искусства? Без знания архитектуры как сможет он передать глазу дома, дворцы, храмы и другие здания? Без арифметики как сможет он понять пропорции человеческого тела, построек и других предметов в искусстве и природе?"
Технический смысл и красота предмета.
Когда мы рассматриваем изделие, проверяем, как оно работает, и любуемся его формой, то между нашей оценкой "пользы" и "красоты" четкую границу провести нелегко. Иногда практическая польза, конструктивная слаженность и осмысленность вызывают не только практическую удовлетворенность, но и эстетическое переживание.
"Напряжение, выраженное в мосте, - это главное в нем, а не орнамент, которым украшены его перила,." сказал как-то известный режиссер В. Мейерхольд.
В предметах обихода нас радует само конструктивное их строение, соотношение несущих и несомых частей. Но сами типы конструктивного строения предметов далеко не одинаковы. Самый распространенный из них, когда стенки предмета самонесущие (сами себя несут). Но часто стенки только закрывают внутреннее содержание это должно быть ощутимо извне, так как влияет на трактовку поверхности предмета.
индивидуальное оригинальное художественное изделие
Внешний вид изделия может говорить о его тонкости или жесткости, о том, что это не монолитный предмет, а оболочка, в которую заключено что-либо, или просто полезное пространство.
Чтобы ощущать работу конструкции, нужно иметь представление, о материале, о присущих ему механических свойствах. Если бы мы не знали свойств материала, то нас не восхищали бы тонкие изящные металлические конструкции, а сама мера их сечений была бы неощутима.
Человека радует целесообразность предмета, качества, способные вызывать некоторое эстетическое переживание. Как минимум вещь должна внешне соответствовать своему смыслу.
Внешняя форма предмета.
Рассмотрим, прежде всего, характеристики формы изделия как таковой, исключив всякое практическое и эстетическое его содержание. Самые простые - это известные нам основные геометрические формы: параллелепипед, призма, цилиндр, конус. Возможны и соединения этих геометрических тел, врезка и пересечение их в разных комбинациях. Огромное число предметов имеет еще более сложную форму: с очертаниями двоякой кривизны, вхождением внешнего пространства в пределы этого предмета.
Объемно-пространственное строение ларца - это замкнутый объем, состоящий из двух геометрических фигур, параллелограмма и лежащей на нем треугольной призмы. Этот объем мы можем легко очертить, почувствовав его замкнутость по отношению к внешнему пространству. Ножки и кольцо с ключом усложняют пространственную структуру. Ножки, намечая пределы предмета, как бы охватывают некоторое пространство, дают дополнительную плоскость членения. Кольцо с ключом задают устремление вверх, вытягивают форму предмета, объединяют и завершают композицию, являются ее кульминацией.
Для того чтобы просто описать форму предмета, дать словесный эквивалент увиденного, его объективный портрет, нужны какие-то дополнительные признаки, уточняющие общее описание. Форма предмета может быть симметричной и асимметричной.
Известно два основных вида симметрии - зеркальная и осевая.
При зеркальной симметрии относительно средней линии обе половины предмета находятся как бы в зеркальном отражении. Это случай симметрии относительно плоскости, называемой плоскостью симметрии.
Осевая симметрия характерна равноудаленностью точек относительно оси (а не плоскости, как в первом случае). Симметричная фигура как бы вращается вокруг оси, оставаясь в пределах описывающей ее кривой.
"Ларец" обладает зеркальной симметрией (рис.12).
Соотношения.
Каждый предмет характеризуется и своими внутренними соотношениями. Рассматривая его, мы сознательно или подсознательно воспринимаем соотношение этих его величин. Человеческий глаз сопоставляет величины отдельных частей между собой и по отношению к целому. Рассматривая светильник, мы соотносим величину его стенок, крышки, кольца, ключа и ножек, чтобы добиться гармоничного сочетания.