Исскуство. Изобразительное искусство этрусков испытывало мощное воздействие соседних восточных и греческой культур. К самобытным явлениям этрусской скульптуры относится мемориальная пластика – погребальные урны-канопы и фигурные надгробия, украшенные скульптурными портретами ушедших из жизни. Этрусскую скульптуру и позднюю живопись отличало стремление передать характерные черты личности изображаемых людей. Позже это станет основой впечатляющих достижений реалистического римского портрета.
Высокий уровень исполнения отличал этрусское декоративно-прикладное искусство. Изделия из бронзы (пряжки, конская сбруя, домашняя утварь), золотые ювелирные украшения, выполненные в технике зернения, славились далеко за пределами Этрурии. Символом Рима стала выполненная этрусскими мастерами «Капитолийская волчица» (V в. до н.э.). Популярна была и их оригинальная керамика. Внешне эти изделия напоминали греческие сосуды, однако технология формовки и методы графического или живописного украшения были типично этрусскими. Гончары обжигали сосуды до черного тона, а потом полировали их и чаще всего процарапывали на поверхности рисунок. От этого керамика приобретала вид металлических изделий (стиль буккеро).
Достигнув зенита славы в VI в. до н.э., этруски к концу столетия стали терять свое могущество. Со второй половины V в. до н.э. постепенно приходили в упадок их города, непрерывно, но безуспешно воевавшие с Римом, под власть которого они и попали к III в. до н.э. В 89 г. до н.э. Рим объявил этрусков своими гражданами. Произошла окончательная ассимиляция самобытной культуры, ставшей своеобразным мостом между греческой и римской античностью.
1.3 Культура Древнего Рима периода Республики (510 – 30 гг. до н.э.)
Политика. В первой трети VI в. до н.э. Рим, город на берегу Тибра, имел уже достаточно давнюю историю. Согласно римским историкам, он был основан в 753 г. до н.э. Долгое время город находился под властью этрусков, но в 510 г. до н.э. восставший римский народ сверг последнего этрусского царя Тарквиния Гордого и провозгласил республиканскую форму правления, которая приобретала олигархические очертания.
Продолжая политику завоеваний, Рим в V в. до н.э. подчинил себе весь Апеннинский полуостров, а в III–II вв. до н.э. завоевал, Карфаген, Грецию, Восточное Средиземноморье. С этого времени начинается рост могущества государства, владения которого в скором времени простирались далеко на юг и север, на запад и восток.
Экономика. Указанные выше процессы оказали глубокое влияние на экономику Рима. Основным занятием римлян оставалось земледелие. Земля была для них самой большой ценностью. Ремесло развивалось в меньшей степени, торговля ориентировалась на сбыт товаров для знати, которая между тем считала ее делом грязным и низменным (ведь богатство часто доставалось с помощью беззастенчивого ограбления). Рабы, главная производительная сила римского общества, использовались во многих сферах жизни, обслуживали и развлекали своих господ.
Самым позорным явлением римской культуры стали бои рабов-гладиаторов. Первоначально (с 264 г. до н.э.) эти зрелища устраивались на похоронах знатных граждан Рима (обычай пришел от этрусков), но с I в. до н.э. стали обязательным атрибутом праздников. Кровавая резня на арене пришлась по душе жестоким римлянам, и в императорский период политики использовали ее для привлечения плебса на свою сторону.
Во II в. до н.э. экономика Древнего Рима претерпевала существенные изменения в направлении небывалого укрупнения рабовладельческих хозяйств.
Подчинение Римом новых плодородных территорий привело к тому, что производимое римскими крестьянами зерно оказалось неконкурентоспособным по отношению к дешевому привозному. Началась массовая продажа мелких земельных наделов, крестьяне перебирались в города, где пополняли ряды плебса. Ко II в. до н.э. ситуация стала критической. Метрополии грозила продовольственная зависимость от присоединенных земель. Но в результате завоевательных походов возник огромный рынок рабов – чрезвычайно дешевой рабочей силы. Римские аристократы скупали земли мелких крестьян, приобретали рабов и организовывали крупные рабовладельческие хозяйства – латифундии. Теперь именно там развивалась сельскохозяйственная специализация, расширялось ремесленное производство. Но описанные выше процессы не способствовали развитию конкуренции и рынка товаров. Напротив, рядом с торговлей товарами для привилегированной знати, «под надстройкой, которую представляло собою меновое хозяйство, оказывается все более и более расширяющийся фундамент натурального хозяйства, удовлетворявшего потребности без помощи обмена... Чем выше поднимается уровень потребностей высшего, рабовладельческого слоя и чем более расширяется сфера обмена, тем больше утрачивает обмен свою интенсивность, тем более он превращается в тонкую сеть, протянувшуюся поверх натурально-хозяйственной основы» (М. Вебер). Расцвет торговли, строительство многочисленных общественных сооружений, пышность церемоний и богатство патрицианского нобилитета не должны вводить нас в заблуждение. Уже к концу периода республики в римской экономике начались процессы аналогичные тем, которые позже привели к упадку культуры и цивилизации Древнего Рима. Рабство и плутократическая монополизация собственности незримо подтачивали материальные основы огромной державы.
Религия. Римская религия периода республики испытала на себе сильное влияние этрусков и греков. Строились храмы, появилось антропоморфное представление о богах. Возникло множество жреческих коллегий. Религия по-прежнему оказывала значительное влияние на политическую жизнь. Так, народное собрание могло состояться только при благоприятной погоде и после совершения гаданий. Неблагоприятными знаками считались, к примеру, внезапная молния, гром, дождь, припадок падучей болезни у кого-то из жителей и т.п. Доклады по религиозным вопросам зачитывались в сенате первыми. Вступление в должность сопровождалось строго регламентированными ритуалами и религиозными обрядами.
Архитектура и искусство. Ведущую и объединяющую роль в римском искусстве этого периода играла архитектура. Основу достижений римской архитектуры следует искать в художественном наследии греков (прежде всего, эллинистического периода) и этрусков. Так, римляне активно использовали в преобразованном виде греческие ордера и создали композитную капитель. Однако римские архитекторы отводили ордеру скорее декоративную роль. Конструкцию здания определяли заимствованные у этрусков и качественно усовершенствованные арка, свод и подпорная стена. Новое конструктивное решение произвело переворот в строительстве.
Обобщая сложившийся идеал архитектуры республиканского периода, наиболее известный римский зодчий Bumpyвий в I в. до н.э. сформулировал основные требования к архитектурному сооружению: польза, прочность, красота. Изящество, роскошь, целесообразность и монументальность – черты, которые отличают большинство построек римских архитекторов, создавших новые типы частных домов и общественных сооружений.
Наиболее интенсивное строительство велось в то время в столице. Центром города стал Форум Романум – главная площадь, на которой размещались не только сенат, суд, архив, тюрьма, храмы, но и статуи, триумфальные колонны, арки в честь прославленных граждан и важных событий.
Облик центральной части города не оставался неизменным. В разное время его дополняли (отразившие вкусы правителей) форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна. Отсюда – асимметричность планировки и некоторая эклектичность композиции комплексов римского Форума, отличающие его от афинского Акрополя, который славился гармонично согласованными между собой постройками.
В ансамблях форумов эпохи Республики значительную роль играли Храмы. Их облик сложился под влиянием этрусской и греческой храмовой архитектуры. Основными типами римских храмов были псевдопериптер со входом в здание с одной стороны (храм Фортуны Вирилис в Риме, I в. до н.э.) и круглый храм-ротонда (храм Весты в Тиволи близ Рима, I в. до н.э.).
Псевдопериптер представлял собой прямоугольное здание, в котором портик с колоннами помещался только со стороны фасада, а три глухие стены украшались выступающими полуколоннами – пилястрами. Храм-ротонда имел вид круглой постройки, обычно небольших размеров, обнесенной колоннадой по всей окружности.
Своеобразно преломив традиции греческого и этрусского зодчества, римские мастера периода республики разработали новые типы построек, которые в дальнейшем активно использовались в измененном виде в европейской архитектуре: амфитеатры, термы, мавзолеи, виллы, ,акведуки, дворцы и т.п. Римляне строили хорошие дороги, начали применять бетон (уже во II в. до н.э.) и железобетонные конструкции при строительстве культовых и общественных сооружений. Своеобразие римской архитектуры выразилось также в богато декорированных частных жилищах в несколько этажей.
Римские амфитеатры представляли собой арену в форме эллипса с повторяющими ее форму рядами зрительских мест. Они служили в основном для проведения гладиаторских боев (амфитеатр в Помпеях, 70 г. до н.э.).
Римские термы – это комплекс построек для отдыха, занятий спортом, развлечений. Термы выполняли как бытовую, так и общественно-культурную роль. В них ходили не только для мытья и гимнастических упражнений, но и для занятий в библиотеке, прогулок в саду, бесед с друзьями в комнатах отдыха. Самыми известными и большими были термы Каракаллы и Диоклетиана, построенные уже в императорском Риме.
Для обеспечения городов водой был создан водопровод, протянувшийся на десятки километров. Большая его часть находилась под землей, но на некоторых наземных участках вода поднималась на высоту до 10 м над землей. С этой целью строились большие одноуровневые (редко двухуровневые) каменные или кирпичные мосты на арках – акведуки. По ним прокладывались желоба для подачи воды, имевшие сверху перекрытие, препятствовавшее испарению и загрязнению воды (акведук Аква Марция, 144 г. до н.э.).