Смекни!
smekni.com

Культуры территориальных общностей (стр. 2 из 5)

А як бы Янка, Тодор и Матвей Да и шли бы чистым тором, То Бог любиу бы нас, як дяцей,

А у душах наших нет Его и слуху. И знали б мы, что есть грехи и сором.

Главной характеристикой этнической культуры является стиль – устойчивая конфигурация взаимно согласованных частей и элементов, находящихся в отношении изоморфизма.

Как уже отмечалось ранее, специфической формой этнонациональной белорусской культуры, ее структурным основанием является стиль творческого традиционализма, корреспондирующийся ныне с методом постмодернистской реконструкции. Этот стиль давно превратился в способ внутренней организации и внешнего выражения коренной культуры, субъекты которой нацелены на продолжение и видоизменение прошлого в настоящем. Новое – это усовершенствованное, переформированное старое. Новации – формы развития традиций. В представлении жителей Беларуси, культурный и цивилизационный прогресс естественным путем преобразовывает жизнеспособные преемственные результаты исторического творчества. Говоря словами немецкого философа Н. Гартмана, «...естественный путь – это органическая перестройка изнутри». Эволюционный путь показался привлекательным коллективным субъектам отечественной культуры и цивилизации. Их совместный выбор – преемственность в новом направлении.

Национальная и общенациональная культуры

Национальные культуры развиваются из этнических и перенимают от них способность к структурообразованию самобытных устойчивых стилей соответственно исходным ментальным и жизненным установкам коллективных субъектов, «социальных личностей». В то же время национальные культуры целенаправлены на совершенствование, исходящее из предпосылок и оснований, заложенных в прошлом, и склонны к более или менее динамичному (ускоренному) внутреннему изменению. Каждая национальная культура стремится к обогащению собственного стиля. Реформируя свое содержание и свой стиль, она по закону обратной связи вносит взвешенные изменения в этническую культуру. В этом непрекращающемся многомерном процессе обновления стиля в каждой ментально детерминированной культуре и цивилизации ведущую роль играет гуманитарная интеллигенция.

Итак, национальная культура возникает на основе этнической, вбирает, концентрирует ее содержание, а затем преобразует в новое качество, опираясь на национальный дух, совершенствуя и обогащая обобщенную модель, картину мира (мифологическую, языковую, художественную, религиозную, научную, философскую). Преемственное сохранение и обогащение многослойной аутентичной национальной картины мира составляет первое условие выживания титульной нации и ее культуры, является важным фактором восходящего развития всей полинациональной культуры Беларуси. Проиллюстрируем способы преломления белорусской этнической культуры в национальной.

Наверное, самым впечатляющим способом отображения этнической культуры в национальной является художественная (художественно-философская) рефлексия типичных проявлений этнической культуры и психологии народа, традиционных черт его характера.

В «Камедыi» К. Марашевского, написанной в конце XVIII в., есть сцена исповеди главного героя. Он кается в неуемном бражничестве в компании с деревенскими пьяницами, «гульцяйстве», безверии, нечестности, алкогольной расхлябанности и тому подобных грехах, печально сетуя на то, что не послушался наказов своего мудрого отца. Из общего контекста данного произведения вырисовываются простые и ясные требования народной практической этики: соблюдай меру, будь бережлив и трудолюбив, ласков с женой и почтителен в общении с окружающими, не теряй головы после выпитого, проявляй сдержанность и осмотрительность во всех житейских делах, бойся соблазнов черта.

Видимо, вышеперечисленных положительных качеств где-то не хватает тем нашим сегодняшним селянам и горожанам, которые оказались частью зараженными «бациллами» этномаргинальности. В городах формируется среда неустойчивых хаотических скоплений внутренне разобщенных «человеко-единиц», ущербленных профанными обессмысленными формами «массовидной» культуры. В этих условиях оздоровление социума невозможно без упорной и длительной ментальной и культурной «терапии».

Не теряют актуальности философско-публицистические, философско-теоретические, научно-культурологические формы критического переосмысления белорусской этнонациональной культуры и ее ментальных основ. В душевно-духовном складе белорусов миролюбие и вера в доброе начало в человеке сочетаются с внутренним спокойствием и самообладанием. Это вовсе не закрепощает традиционное фольклорное творчество и не мешает разгуляться постязыческому празднику, для которого не характерны эмоциональные перехлесты или деструктивные выходки.

Вселяет надежду устойчивость (вопреки негативным явлениям духовного кризиса) позитивной исходной провинциальной культуры исторических белорусов, подпитавшей высокую культуру. Американский культур - антрополог Рут Бенедикт дала общую характеристику усредненного носителя «золотосерединного», аполлонического психотипа, которая вполне подходит к носителям исконно белорусской культуры: «Если... необычные переживания (аффекты, угрожающие психологическим и жизненным дисбалансом. – И.Ш.) выпадут на долю человека аполлонического типа, он отнесется к ним с недоверием, стараясь сделать все возможное, чтобы это с ним больше не повторилось. Ему ведом лишь один закон, одно измерение – в этом он подобен эллину. Он всегда придерживается срединного пути, остается в пределах известного, сохраняет контроль над деструктивным психологическим состоянием». Стиль души белорусской нации отражается в стиле ее культуры, которую отличают простота и внутренняя уравновешенность форм, развитие преемственных традиций, тяготение к исторически отобранным и проверенным на прочность материальным и духовным устоям жизни.

Происходящие в мире процессы глобализации, взятые в своем позитивном проявлении, не отменяют и не умаляют уникальность и неповторимость каждой национальной культуры, своеобразие веками складывавшейся в ней иерархии (и конфигурации) ценностей и идеалов, отвечающей стилю души и образу жизни народа-творца. «Говоря об определенном равновесии, а не об абсолютной высоте (слагаемых конкретной культуры и цивилизации. – И.Ш.), – заключал уже цитировавшийся Й. Хейзинга, – мы тем самым сохраняем за собой право'оценивать в качестве культуры также и ранние, более неразвитые либо примитивные стадии, не впадая таким образом в одностороннее предпочтение высокоразвитых культур или в одностороннюю переоценку отдельно взятого культурного фактора, будь то религия, искусство, право, государственный строй или нечто другое. Состояние равновесия заключается, прежде всего, в том, что различные сферы культурной деятельности реализуют, каждая в отдельности, но все в рамках целокупности, возможно, более эффективную жизненную функцию. Если есть такая гармония культурных функций, то она неизбежно проявится в порядке, мощном сочленении частей, стиле, ритмической жизни данного общества». Двуединый прогресс определенной культуры и цивилизации предопределяется целостным развитием ее стиля. А сам стиль в данном случае представляет собой динамичную конфигурацию и взаимную согласованность составляющих материальной, духовной культур и базовой для них цивилизации, нуждающуюся в бережном сохранении и усовершенствовании.

Следует иметь в виду, что духовная и материальная жизнь народа регулируется посредством уникального соотношения традиций и новаций. Например, любовь современных ирландцев к пабу, ритуальному винопитию, старинным музыкальным балладам органично уживается в их менталитете и повседневной жизни с увлечениями передовыми образовательными и компьютерными технологиями, окрепшей волей к экономическому и социальному прогрессу, что опять же не колеблет авторитета национального католицизма. Последний сыграл важную роль в духовном объединении и консолидации различных социальных слоев ирландского общества, которое уверенно набирает ускорение на пути реформ, демонстрируя высокий показатель индекса ускорения социального прогресса (ИУСП). Ирландия, когда-то бедная страна, в 2007 г. вышла на 5-е место по рейтингу индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), пропустив вперед Норвегию, Австралию, Исландию, Канаду. Ирландия обрела и качественно обогатила свой стиль и стала на путь развития субсидиарного капитализма, завершая стадию капитализма социально-компромиссного.

Стиль души, искусства, хозяйства, способ мыслечувствия народа духовно формируются гешталътом – интегральным структуро-порождающим смысло-образом. В нем заключаются «душа» культуры, идея существования, достоверность судьбы народа, ценностные ориентиры его исторической жизни. Любая национальная картина мира, детализирующая гештальт и поддерживающая подвижное и динамичное равновесие проявлений материальной и духовной культур, исторически преемственна; она отображает унаследованное прошлое, настоящее и возможное будущее. Искомое оптимальное равновесие данных проявлений, их целостное единство внутренне определяется реалиями и возможностями гуманизма.

Человеколюбие играет ведущую роль в формообразовании белорусского национального духа. Требование человеколюбия внутренне уравновешивает и возвышает культуру до уровня выполнения ею первостепенных задач, одной из которых, считал Й. Хейзинга, является достижение гармонического равновесия духовных и материальных ценностей. Как уже неоднократно отмечалось, парадокс состоит в том, что данное равновесие достигается благодаря приоритетности акцентированных духовных ценностей и идеалов. Отстаивая их приоритеты во всех областях общественной жизнедеятельности, наша национальная культура ориентирует отечественные социальные и экономические институты на духовно-нравственное преображение производственных отношений в духе социального партнерства, трудового товарищества и коллективной взаимопомощи, что необходимо предполагает поливариантную социализацию и демократизацию собственности, а также формирование институционально сбалансированного гуманитарного рынка.