Смекни!
smekni.com

Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования (стр. 6 из 18)

Направление фондовой работы, целью которой является юридическая охрана музейных фондов и права музея на полученные, в результате изучения предметов, научные данные о них, называется учетом музейных фондов, а складывающаяся в процессе учета музейных фондов документация — учетной документацией.

Учет музейных фондов — деятельность, связанная с закреплением принадлежности предметов к данному музею, а так же гарантирования юридических прав на них. Кроме того, учет необходим для юридического оформления положения предмета в фондах музея: его принадлежности к музейным предметам или научно — вспомогательным материалам, фиксации предметов за определенными научными сотрудниками музея — материально ответственными хранителями. Важно подчеркнуть значение учета предметов для оформления перемещения предметов внутри и вне музея, а так же возможности, которую он дает для быстрого получения сведений о наличии и местонахождении того или иного предмета.

Реставрация — восстановление облика предмета максимально приближающегося к первоначальному, посредством устранения искажений предмета, происшедших в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений.

Работа по консервации и реставрации очень ответственна. Ошибочно поставленный «диагноз», неправильные методы устранения повреждений могут привести к гибели музейного предмета. Применение новых средств и методов консервации и реставрации требует большой осторожности и тщательной экспериментальной проверки.[27]

В экспозиционно выставочную деятельность входят: музейная экспозиция, музейные выставки.

Музейная экспозиция — визитная карточка любого музея.

Экспонирование — создание различных выставок и экспозиций, информационное сопровождение организации выставок и тематических экспозиций, рекламных и других мероприятий музея.

Библиотекарь искренне любящий свое дело, без труда сумеет соединить книги и экспонаты, которые давно соседствуют на выставках и воплотить в жизнь идею создания мини-музея при библиотеке.

Музейная экспозиция является научно-организованной совокупностью предметов, но совершенно иной, нежели музейное собрание или коллекция, которая определяет содержание музейной экспозиции, принцип отбора экспонатов, общее художественное решение.

Музейные предметы, организованные в определенном логическом построении, служат для раскрытия тех или иных тем. При отборе музейных предметов для экспозиции проводится их дополнительное изучение. Это необходимо, для того чтобы определить возможность экспонатов передавать информацию и действовать на посетителей музея эмоционально.

Часто экспозиция представляет одно целое из археологических экспонатов, исторических экспонатов, культурных ценностей. Все они в совокупности отражают конкретный исторический процесс. В результате углубляется восприятие искусства, понимание философских, религиозных, политических и этических воззрений какого-либо народа.

Существуют общие принципы построения экспозиции. К ним относятся:

• принцип идейности или принцип соответствия экспозиции, определенной музейными специалистами-авторами экспозиции, идеи;

• принцип предметности, которая исходит из предметной сущности экспозиции любого музея, поскольку музейный экспонат является как доказательством фактов развития природы и общества, так и носителем эмоционально окрашенной информации;

• принцип доходчивости и универсальности, т. е. принцип построения экспозиции с учетом восприятия ее различными группами посетителей.

Среди библиотечных форм работы наиболее популярными являются выставки: видимо, они от части заменяют музейную экспозицию, которую молодежь выбирает, как наиболее действенный метод приобщения к прекрасному.

Музейная выставка — публичная демонстрация достижений в области материальной и духовной человеческой деятельности.[5]

Если для полноценной экспозиции материалов не достаточно, оптимальным вариантом может стать виртуальный музей. Виртуальный музей позволяет представить разнообразные варианты экспозиции, удобен для подготовки печатной продукции. Таким образом, удастся сочетать привычные традиционно библиотечные организации, с возможностями современных компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Формы, выполняющиеся в рамках виртуального музея:

- Библиотечные: книжные выставки остаются одним из самых важных видов указательной деятельности.

- Музейные: подобно музейной работе библиотекари занимаются сбором и изучением информации.

- Клубные формы.

- Учебные: регулярно в музее высококвалифицированными профессионалами должны проводиться мастер - классы на разные темы.

Помимо постоянных, музей создает и временные экспозиции — музейные выставки. Выставки стационарные и передвижные, посвященные актуальным вопросам современности — значительным политическим событиям, культурным явлениям, юбилеям, важным проблемам, интересным событиям прошлого и настоящего. Они повышают доступность, общественную значимость музейных коллекций, оперативно вводят в оборот научные достижения музея и его библиотеки.

Музейные выставки значительно повышают образовательно-воспитательную роль библиотек и музеев при них, резко увеличивают количество посетителей. Организация выставки — комплексная работа людей различных специальностей: музееведов, психологов, дизайнеров, архитекторов, художников — специалистов, которые применяют свои знания, чтобы экспозиция раскрывала обозначенные, в основной научной концепции проблемы, а так же отвечала современным запросам посетителей.

Принципы расположения музейных предметов не сводятся к чисто декоративному их размещению, они возникают, как эстетическое выражение определенной темы, где продумано каждое сопоставление, аналогия.

Коллекции музеев собираются, сохраняются и демонстрируются не ради них самих, они рассчитаны на зрителя и должны исходить из его интересов. Времена меняются, меняется и зритель. Модернизация экспозиций — это их реконструкция или полная замена. Задача состоит в осмыслении и определении необходимости перестраивать частично или полностью устаревшие экспозиции. Некоторые экспозиции прошлого, интересны тем, что они сами являются экспонатами, свидетелями конкретных исторических событий, и могут передавать информацию и о своих создателях, и об эпохе, в которой те жили.

В экспозиционно-выставочной деятельности используется научная концепция, структура:

1. Общие положения. Идеология экспозиции. Профиль музея и экспозиция. Роль и место музея в социокультурной ситуации региона Уровень науки о писателе.

2. Музейная коммуникация: экспозиция — исследователь — экспозиционер — музейный педагог — посетитель музея.

3. Виды экспозиции. Особенности литературной экспозиции.

4. Виды экспозиционных материалов. Критерии отбора музейных предметов для экспонирования.

5. Структура экспозиции. Способы организации экспонатов в музейном пространстве.

6. Тематико-экспозиционный план. Этапы проектирования экспозиции.

7. Архитектурно-художественное решение экспозиции.

8. Выставочная деятельность музея: типология временных выставок; принципы организации; формы, методы и приемы показа; отбор экспонатов; основные этапы научной и художественной подготовки выставок. Координация выставочной деятельности с другими подразделениями (филиалами) ЦБС.

9. Оборудование для экспозиционной и выставочной деятельности.

10. Условия сохранности музейных предметов в экспозиции и на временных выставках.

11. Документы, регламентирующие передачу музейных предметов из фондов для показа в экспозиции и на временных выставках.[16]

Культурно-образовательнаядеятельность — это понятие появилось на рубеже 1980—90-х гг. на новом этапе отношения общества к музею и культурному наследию, когда происходит переосмысление модели музея на основе коммуникационного подхода и складывается образовательная модель музея. Музей рассматривается как важное средство развития творческого потенциала человека, формирования его ценностных ориентаций.

Формы культурно-образовательной деятельности музеев разнообразны к традиционным относятся экскурсии и лекции, сложившиеся ещё в конце 19 в. С середины 1980-х гг. распространяются такие жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др. Понятие клубные формы музейной работы объединяет лектории, музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, музейные праздники, кружки и музейные клубы. Обязательным условием функционирования музейных клубных форм является связь с собранием конкретного музея. Значение клубных форм музейной работы, превращающих музей в центры общения, возрастает в современной ситуации господства новых информационных технологий в постиндустриальном обществе. Люди, живущие в виртуальном пространстве интернета, восполняют дефицит общения, объединяясь по интересам в реальном пространстве музея.[26]

Для успешной реализации образовательных программ и разработки методик и содержания конкретных форм в музее осуществляется изучение музейной аудитории и, соответственно, дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудитория делится по возрастному признаку на детскую и взрослую; а также по социальному, профессиональному, национальному и другим признакам (семьи, групповые или одиночные, студенты, пенсионеры, посетители с ограниченными возможностями т.д.) Образовательные программы учитывают специфику конкретного музея и особенности его музейного собрания.

Современная образовательная ситуация в музее требует от посетителя достаточной активности в овладении им ценностным потенциалом, заложенным в музейных предметах. Большое внимание уделяется развитию воображения и чувств, путем применения нестандартных решений в построении экспозиции и формах работы с посетителем. Главная цель образовательного процесса в музее — включение индивида в единое историко-культурное пространство. Для достижения этой цели необходимо решить ряд таких задач, как формирование ценностного отношения к предметной стороне действительности, развитие ассоциативного воображения, способности к самостоятельному суждению, творческой деятельности и самоанализу, внутреннее стремление к межкультурному диалогу. Эти задачи реализуются только в специфически организованном музейном образовательном процессе.