Смекни!
smekni.com

Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования (стр. 9 из 18)

В Шымкенте Владимир Семенович был дважды, оба раза — в 1970 году. Встречали кумира восторженно. К тому времени — после главных ролей в фильмах «Вертикаль», «Служили два товарища», «Опасные гастроли», а также в спектаклях Театра на Таганке — его слава гремела по всей стране.

В канун 70-летия Владимира Семеновича, в Московском государственном культурном центре-музее Владимира Высоцкого была презентация юбилейной выставки. На заместителя директора Музея Высоцкого в Шымкенте — единственного в Центральной Азии! — Марса Садыкова была возложена особая миссия. Он вручил поистине бесценный подарок — восстановленную магнитофонную 30-минутную запись концерта Высоцкого. После концерта 15 октября 1970 года в чимкентском кинотеатре «Мир» фонограмма пролежала в частном архиве 36 лет и находилась в ужасном полуистлевшем состоянии. Но благодаря кропотливой работе Марса Садыкова пленка обрела новую жизнь.

К директору Музея Высоцкого в Шымкенте Павлу Кузнецову раритет попал год назад. К слову, он считает, что эта запись, вероятнее всего, последняя из неизвестных прежде фонограмм Высоцкого.

Тогда было решено сохранить сюрприз до юбилейной даты, поэтому историю пленки и имя ее автора держали в секрете.[42]

Очень радует, что даже в самых отдаленных уголках нашей страны и в других странах знают, любят и хранят память о Владимире Семеновиче Высоцком не только в сердцах, но и восстанавливают историю его жизни и творчества для культурного обогащения.

Владимир Семенович Высоцкий не раз бывал в Татарстане. В 1974 году, на пике популярности, Владимир Высоцкий побывал в Набережных Челнах. Жил в гостинице «Кама», играл в спектаклях, пел для строителей КамАЗа, в том числе и на площадках литейного завода.

В Казани В. Высоцкий побывал — 17 октября 1977 г.

В дни казанских гастролей Высоцкий дал интервью журналистам газеты «Комсомолец Татарии» Владимиру Герасимову и Феликсу Феликсону. Удача, что его опубликовали. На вопрос о казанских впечатлениях артист ответил:

— Впечатления самые хорошие. Когда собирался сюда на гастроли, многие друзья говорили: «Не пожалеешь, хороший там народ». В Татарии я не впервые: был на КамАЗе и уже оценил гостеприимство. И сейчас выступаю с большим удовольствием. Думаю, это не последние наши встречи.

К сожалению, еще раз побывать в нашем городе Владимиру Семеновичу не довелось. Точнее, он не успел…[38]

В Набережных Челнах 25 января 1982 года благодарными поклонниками его таланта был проведён литературно-художественный вечер, посвященный дню рождения Высоцкого. 23 января 1988 года в действующей тогда гостинице «Кама» на стене возле 38-го номера была установлена мемориальная доска с барельефом поэта и надписью: «В этом номере в июне 1974 года жил поэт, актёр и гражданин Владимир Семёнович Высоцкий». Музею великого актёра в театре на Таганке одна из поклонниц подарила шестьдесят различных мемориальных предметов, в том числе и сорок три фотографии В. Высоцкого периода его челнинских гастролей.

25 января 2003 состоялось открытие памятника легендарному барду. Это событие было приурочено ко дню рождения поэта, который более 30 лет назад, в годы строительства «КамАЗа», побывал в Набережных Челнах и дал здесь несколько концертов. Монумент в виде гитары-колокола установлен на городской площади, которая уже десять лет носит имя Высоцкого. Памятник состоит из полутора десятков чугунных деталей общим весом более 10 тонн. Все они были сделаны на литейном заводе «КамАЗа». «Открытие памятника — только начало увековечивания имени барда», — заверили «Росбалт» в пресс-службе автозавода. В скором будущем вся площадь, носящая имя поэта, будет перестроена и по композиции станет напоминать зрительный зал. Все работы проводятся при спонсорской помощи «КамАЗа» и активном участии членов Клуба любителей бардовской песни, большинство из которых работают на предприятии.

Еще один поклонник В. Высоцкого в Набережных Челнах в собственной двухкомнатной квартире нашёл место и, собрав многочисленные экспонаты, создал Частный музей, официально названный домашним музеем «О творчестве Владимира Высоцкого». В фонде музея около трёх с половиной тысяч единиц хранения. Здесь представлено множество книг (поэта, о поэте, об окружении поэта), плакаты, афиши, календари, буклеты с изображениями В. Высоцкого. Сотни публикаций, статей из газет и журналов зарегистрированы и сброшюрованы в четыре объёмистых тома. В фонде музея десятки чёрно-белых и цветных фотографий и слайдов, фонограммы спектаклей и концертов, аудио- и видеокассеты, грампластинки, а также художественные и документальные фильмы о жизни и творчестве Высоцкого. Есть обширная коллекция значков, памятных медалей, открыток, эстампов по тематике музея. Стараниями челнинцев был создан и действует официальный интернет-сайт «Памяти В. С. Высоцкого в Челнах». По просьбе общественности экспозиция музея разворачивалась в профсоюзной библиотеке КамАЗа, в выставочном зале мэрии, во Дворце культуры «КамАЗ», в театре «Мастеровые», в Центральной городской библиотеке имени Мусы Джалиля.[39]

Очень радует тот факт, что любители творчества Владимира Семеновича любыми способами сохраняли каждую важную для них вещь, связанную с писателем. Но с сожалением так же заметим что ни в Набережных Челнах, ни в Казани так и не нашлось достойного места для настоящего крупного музея В. Высоцкому. В Набережных Челнах есть Музей истории города, возможно там и хранятся какие-либо источники о нем.

Хотелось бы надеяться, что все же к следующему юбилею мы найдем в столице Татарстана значительную часть истории жизни и творчества выдающегося писателя, актера и певца Владимира Семеновича Высоцкого.

Нам бы очень хотелось, что бы память о народном поэте имела место и в нашем городе, поэтому мы и решили создать этот музей. Наш музей должен быть индивидуален и интересен своей экспозицией и фондом.

Первым делом необходимо помещение для размещения музея. Если библиотека обладает достаточным помещением, то существование музея вполне возможно.

Помещение музея в библиотеке, в нашем случае, возможно, не будет соответствовать каким-либо определенным законодательным нормам, которые предъявляются к обычным музеям. Для нашего виртуального музея нужно просторное, светлое помещение, для размещения в нем стендов, в которых будут находиться музейные экспонаты.

Музей В. Высоцкого будет включать следующие экспонаты:

- Фотографии;

- Переписки с друзьями и близкими;

- Рукописи и воспоминания его друзей;

- Фонотека и фонограммы певца;

- Фильмотека;

- Пластинки с песнями;

- Сборники песен;

- Книги, журналы, газеты, печатные материалы, касающиеся жизни и творчества Владимира Семеновича;

- Его книги с автографами;

- Копии рукописей — Владимир Высоцкий практически не писал стихотворений. Большинство произведений были или песнями, или — набросками. Сохранившиеся рукописи можно считать законченными — а можно и нет, в зависимости от вкуса читателя. Его воспоминания;

- Видеозаписи и интервью снятые при жизни Высоцкого.

Практически в каждой категории коллекционирования (книги, открытки, значки, настольные медали и т. д.) найдётся масса предметов, посвящённых Высоцкому. Мы постараемся рассказать о наиболее интересных, предметах в каждой категории.

1. Книги.

Первые собрания сочинений Высоцкого выходили… в самиздате. Известно, например, как исследователи творчества Высоцкого Б. Акимов и О. Терентьев подготовили к 40-летию поэта двухтомник его стихов и песен и подарили его автору. (Специалисты знают даже фонограмму, на которой Высоцкий читает тексты из этого двухтомника и тут же комментирует их).

Обычно самиздатовские сборники стихов Высоцкого представляли собой сброшюрованные листы, напечатанные на машинке. Было, однако, как минимум, одно самиздатовское издание, выпущенное типографским способом. Как писал санкт-петербургский коллекционер Г. Кацев, в его собрании есть этот сборник, датированный 1976 годом. В него включено 250 текстов Высоцкого. По непроверенным данным, сборник, тираж которого неизвестен, был напечатан либо в типографии многотиражки ленинградского завода ЛОМО, либо в типографии объединения «Светлана».

После смерти Высоцкого почитатели его творчества из украинского города Бердянска В. Чернев и В. Гулянский издавали свой самиздат три раза — дважды в виде огромного однотомника (в 1982 и 1985 годах), а в 1989 г. сделали семитомник. Каждое издание делалось в трёх экземплярах — по одному для каждого составителя, а третий — предполагалось хранить в создаваемом тогда усилиями энтузиастов музее Высоцкого.

Первое официальное издание стихов Высоцкого называлось «Нерв». Выпущено оно в издательстве «Современник» в 1981 году. Понятное дело, что 55 тысяч экземпляров было количеством не просто недостаточным… Это была капля в море. Не забудем также, что немалая часть тиража сразу ушла за рубеж, где продавалась за валюту. Так же поступили и со вторым изданием, вышедшим через год тиражом 50 тысяч… (В мою библиотеку это издание пришло из Франции, — в Москве достать не удалось).

Практически одновременно с «Нервом» в Нью-Йорке в издательстве «Литературное зарубежье» вышел первый том издания «Владимир Высоцкий. Песни и стихи» (Гл. редактор Б. Берест, составитель А. Львов).

До конца 1987 года, когда Высоцкому посмертно была присвоена Государственная премия СССР «за исполнение роли Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен и баллад в фильмах», книги Высоцкого на родине не издавались, за исключением вышедшей в 1987 г. в «Библиотеке журнала «Огонёк» брошюры «Кони привередливые». О Высоцком-киноактёре было лишь одно издание (И. Рубанова. «Владимир Высоцкий», 1983 г. Напомним, что этому же автору удалось ещё в 1977 г. «пробить» буклет о Высоцком).

Тем временем на Западе раз в год — с 1981-го по 1983-й — появляются книги Павла Леонидова, дальнего родственника Высоцкого, объявившего себя его двоюродным братом. При всех их недостатках следует сказать, что это первые издания, содержащие воспоминания о Высоцком. Наибольшую известность получила книга «Владимир Высоцкий и другие», увидевшая свет в 1983 г. Менее известны две другие — «Операция «Возвращение»« (1981 г.) и «Переулок Лебяжий» (1982 г.). Все три книги вышли в издательстве «Нью-Йорк».