Итак, полифоничная культура человечества, представляющая собой множество диалогизирующих культур, выступает в качестве обогащаемой исторической памяти, форм социального, национального наследия и образцов "научаемого поведения", привычек, общих для членов конкретных обществ, характерных для них предрасположенностей, паттернов, выделяющихся стереотипов, а также осваиваемых идей и интеллектуальных построений, художественных образов и послеобразов, целых кодирующих систем и знаковых концепций.
Любая эволюционирующая культура включает в себя репродуктивные и творческие механизмы, традиции и новации, находящиеся в неповторимом соотношении. В динамично развивающихся культурах вторые преобладают над первыми и в конечном счете подчиняют их себе.
Ретроспективно культуру человечества можно охарактеризовать как историческое творчество, временами усиливающееся, временами ослабевающее. Очевидно, поэтому А. Моль, рассматривая культуру в качестве информационной системы, подмечает явные перепады в ее историческом развитии: "Итак, мы будем определять культуру как сумму вероятностей ассоциаций всех порядков, существующих между элементами знания, причем мы будем отличать культуру обширную – с большим объемом, то есть содержащую большое количество элементов знания (например, древнегреческую культуру эллинистического периода, современную культуру. – И.Ш.), от культуры глубокой, для которой характерны большая частота и сила связей между элементами (например, от древнегреческой культуры классического периода, европейской культуры XV–XIX вв. – И.Ш.). При этом принимается, что объективно исследовать культуру можно путем выборочного изучения ее продуктов (проводя параллели между созвучными эпохами и периодами. – И.Ш.), понимаемых как множество всевозможных культурных сообщений, начиная от частных разговоров и кончая неиссякаемым потоком документов, художественных произведений и научных работ". Потоки социальной информации постоянно пополняются личностными вкладами. Творцы инноваций меняют облик элитарной культуры. Ее качественные приращения производят сдвиги в культуре массовой, представленной более или менее стандартизированными образованиями.
С учетом указанного обстоятельства следует конкретизировать взаимоотношение между индивидуальной и коллективной культурой. А. Моль представляет это так: "... множество индивидуальных культур, сплавляясь между собой, образует культуру соответствующей социальной группы – культуру, которая по объему, как правило, превосходит культуру индивидуума, но обычно уступает ей по богатству "творческих ассоциаций". Ясно в то же время, что культура индивидуума представляет собой субъективно "смещенную" выборку из совокупности знаний и идей тех социальных групп, членом которых он является". Культура личности, в соответствии с принципом обратной связи и согласно своему прямому предназначению, становится способом осмысленного творческого обогащения и известного преодоления культур социальных групп и более обширных общностей.
При рассмотрении общей коллективной культуры в определенном контексте допустимо выделять в качестве ее носителей и созидателей не только активные индивидуальные личности, но и самоопределившиеся социальные личности, образующие при объединении сплоченную органическую историческую общность, называемую народом. Внутреннее сплочение, культурная самобытность и ментальная стойкость социальных личностей особенно рельефно обнаруживаются в провинциальной глубинке. Трудно себе представить, например, выживание и рост белорусской национальной культуры без ассоциированных подвижников почвенного сельского и городского фольклора, традиционного прикладного искусства.
Известный русский философ Карсавин в труде "О личности" ввел само понятие "социальная личность" ("симфоническая личность") и произвел дифференциацию социальных личностей согласно иерархическому принципу, установив их сложную связь с индивидуальными личностями. При этом он специально подчеркивал противоположность стойких, постоянных социальных личностей, с которыми индивидуальные личности сущностно идентифицируют себя, сменяющимся как в калейдоскопе периодическим социальным личностям, при устремлении к пределу переходящим в социальные эфемериды, когда деиндивидуализируемые человеческие особи временно соединяются случайными хаотическими связями (толпа, стихийный митинг, "шоу-шабаш" и пр.). Функционально устойчивые социальные личности, характеризуемые им не совсем точно как статичные, являются постоянными органами "для выражения сознания и воли высшей социальной личности", под которой подразумевается человечество. "Такие социальные личности (например, семью, род, сословие, правящий строй, народ) можно назвать еще органическими. Они не просто сосуществуют, но являют некоторую иерархию, так что, если низшая из них непосредственно актуализируется в индивидуумах, высшие осуществляют себя в них же лишь через посредство низших. Таким образом можно говорить о социальных личностях первого, второго, третьего и т.д. порядков. Однако всякая социальная личность, даже такая, как человечество, конкретна только в индивидуумах; и любой индивидуум иногда актуализирует в себе свою семью, иногда свой народ, иногда (например, в акте знания) человечество", – констатировал Карсавин.
Индивидуальная личность обнаруживает свою постоянную связь с той или иной органической социальной личностью через национальный характер, дифференцированные менталитеты и ментальность. Некоторые великие индивидуальные личности (например, Платон, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, И. Кант, И. Гете, А. Швейцер, В. Хлебников, Д. Андреев, Н. Рерих), глубоко переживая и отчетливо представляя свою причастность к "симфонической" личности – человечеству и всеобщей ментальности, строили планы его развития, связывали свое творчество с созиданием общечеловеческого благоденствия, порой называя себя "гражданами мира".
Вопреки мнению Карсавина о том, что всякая социальная личность рождается, достигает апогея и погибает, мы считаем, что умеющие своевременно менять содержание и форму крупные устойчивые социальные образования (этнос, нация, общенациональная общность, региональная группа народов или лингвокультурное семейство, полиэтническое или многонациональное объединение) способны сохранять себя и свои разномасштабные культуры на всем протяжении существования человечества. Метафизическое внушение себе и другим Н. Я. Данилевским, О. Шпенглером, Карсавиным, их современными подражателями обманчивого представления о фатальной гибели любых культур, культурных миров и их коллективных носителей коренится в некорректном отождествлении индивидуальных и социальных (органических) личностей. Индивид смертен – народ может быть бессмертным.
1.2 История формирования понятия "культура"
Первоначально для выражения понятия "культура" применялись разные слова и словосочетания, вызывающие богатые образные ассоциации.
Древнегреческая пайдейя, например, обозначала единство воспитания, обучения, мастерства, рационального и одновременно искусного, художественно совершенного выполнения какого-либо вида материальной и духовной деятельности, а также Управление поступками посредством всеумеряющего разума.
Древние римляне употребляли несколько терминов:
- cultura agri, coler – означали правильное интенсивное возделывание земли и душевное отношение к ней (Катон Старший), искусственное преобразование, очеловечивание осваиваемого в естественной природе, целенаправленное преодоление хаоса, явлений моральной деградации в социальном мире (Тацит);
- culte, cultus – имели разные, но в чем-то совпадающие значения: высокое напряжение творческих сил человека; приближение создаваемых предметов к произведениям искусства; подавление аффектов; предупреждение враждебных столкновений; уход за наружностью; физическое и духовно-нравственное самосовершенствование; следование в индивидуализированном стиле одежды, общении, украшении быта принципам благородной сдержанности и изысканной простоты; наконец, само искусство любви, которым должен руководить разум (Овидий).
Цицерон связывал с понятием культуры соединение социальных сил общества. С его точки зрения, оно обеспечивается сохранением и разумным совершенствованием созданного предками порядка, соблюдением философски осмысленных общегражданских и правовых норм, подкрепляемых обрядами и ритуалами. Под культурой он понимал также возделывание души, "выпалывание" из нее порочных наклонностей и приготовление ее к принятию посева теми зернами, "которые, вызрев, приносят обильный урожай" ("Тускуланские беседы").
В эпоху Нового времени (XVII–XVIII вв.) в условиях господства буржуазного практицизма и индивидуализма доминировало одностороннее понимание культуры как инструмента сугубо внешней преобразовательной активности, сводимой к уровню утилитарного, "рационально-хищного" поглощения и индустриального "переваривания" природных ресурсов и материалов. Формировалась парадигмальная трактовка культуры, основанная на чрезмерном противопоставлении искусственной природы естественной природе в категориях господства и подчинения.