Смекни!
smekni.com

Понятие цивилизации (стр. 3 из 4)

В 2007 г., согласно Докладу о развитии человека за 2009 г. (в который включены Программы развития, подготовленные комиссиями ООН), первые три места по рейтингу ИРЧП заняли Норвегия, Австралия, Исландия. Как следует из того же Доклада, лидирующие позиции по рейтингу ПРВЖ (показатель расширения возможностей женщин) заняли Швеция, Норвегия, Финляндия (страны зрелого субсидиарного капитализма), продемонстрировав самое большое богатство и разнообразие возможностей для женщин участвовать в экономической и политической жизни.

Перефразируя известное высказывание К. Маркса, можно сказать, что уровень благосостояния и общей культуры конкретного общества определяется степенью возможности участия женщин в его прогрессивных преобразованиях; гуманность общества зависит от торжества в нем женского начала, традиционно чтимого в славянском мире.

«Ментальная матрица» и сама культура белорусского общества способствуют его поступательной органической перестройке изнутри. Республика вступила в период стабильного экономического роста и ускорения социального прогресса. Беларусь способна осуществить системное преобразование экономики, стимулировать развитие науко- и технологоемких производств и создать процветающую общенациональную цивилизацию с неуклонными ориентирами на реальный социальный гуманизм. Последний предусматривает решение ключевых социально-экономических, культурных, демографических, экологических, тендерных проблем на основе демократизации собственности и всех общественных отношений.

Чтобы в полной мере реализовать свои ментальные, коммуникационные и прочие преимущества, богатый творческий потенциал, Беларусь должна и далее развиваться по «третьему пути», минуя крайности и деформации олигархического капитализма и «казарменного» социализма. Этот «третий путь» проходит от рубежа конвергенции демократического постсоциализма — государственного капитализма — субсидиарного капитализма до рубежа конвергенции государственного капитализма — корпоративного социабелизма — субсидиарного капитализма. Преемственность в новом направлении и структурная перестройка — таковы лозунги сегодняшнего дня.

Для формирования и полноценного развития региональной и суперрегиональной (например, индоевропейской) цивилизаций особое значение приобретают такие выявленные Н.Я. Данилевским в книге «Россия и Европа» (1869) факторы, как родство языков внутри обширного лингвокультурного семейства, сохранение политической самостоятельности (общенациональных цивилизаций, а также этнического и культурного разнообразия на базе объединяющих их культурно-исторических типов. Политические и экономические союзы, заключаемые между данными цивилизациями, должны обеспечивать их равноправие. Вывод Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера о якобы неизбежном, фатальном умирании любых локальных цивилизаций относится к ряду пессимистических заблуждений.

Общенациональная цивилизация Беларуси развивается на границе евразийской и среднеевропейской региональных цивилизаций, при этом все более обнаруживается кровная заинтересованность в их дальнейшем сближении, идентификации и установлении действительно равноправных отношений с гетерогенной западноевропейской цивилизацией. Выживание, прогрессивная эволюция отечественной цивилизации в единстве с полинациональной культурой во многом зависят от успешного выполнения ими функций своеобразных посредников, коммуникаторов, проводников «транзитных линий» во встречных торгово-экономических и информационных процессах в результате проведения поливекторной геополитики. Республика Беларусь развивается в русле альтер-глобализации.

В ближайшие столетия сохранится ЕС, но выйдут из моды широковещательные декларации о прозападной «единой Европе» и «монолитной Евро-Америке». Европейский мир и другие культурно-цивилизационные круги вступят в полосу дивергенции и регионализации, рекомбинирования межкультурных и межцивилизационных союзов различного масштаба. История свидетельствует о том, что в разнородной Европе время от времени вспыхивали конфликты между национальными, региональными цивилизациями (в «Постижении истории», главном труде А. Дж. Тойнби, есть фрагмент, названный «Западный мир против Скандинавии»), Сегодня можно говорить о скрытом вызове со стороны отдельных Скандинавских стран англо-саксонскому и германо-романскому великодержавию, вызове, который выражается в противоположности субсидиарного и социально-компромиссного капитализма олигархическому капитализму. Понятно, почему для самостоятельной Беларуси становится актуальным лозунг «Смотри на Север!».

Исторические типы цивилизаций. Среди исторических типов цивилизаций можно выделить:

а) сохранившиеся, внутренне трансформировавшиеся цивилизации (Индии, Китая, Западной Европы, России и др.);

б) погребенные историей ассимилированные цивилизации (Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима и др.).

В основу приведенной Н. Я. Данилевским первой классификации исторических типов цивилизаций (надо сказать, весьма усеченной) положено понятие культурно-исторического типа — психологической, нравственной, культурной, государственно-политической, экономической общности исторически сблизившихся народов. В данной классификации выделяются 10 положительных «деятелей истории»:

1) египетская,

2) китайская,

3) ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская (или древнесемитическая),

4) индийская,

5) иранская,

6) еврейская,

7) греческая,

8) римская,

9) новосемитическая (или аравийская),

10) германо-романская (или европейская) цивилизации.

Кроме того, упоминаются непроясненные, неточно названные мексиканская и перуанская цивилизации, погибшие и не успевшие развиться. К числу недостатков приведенной классификации следует отнести смешение в ней (общенациональных и региональных цивилизаций, а также необоснованное крайне пессимистичное заключение о неизбежном распаде культурно-исторических типов.

Другая (также неполная) известная классификация английского историка А. Дж. Тойнби, данная в «Постижении истории», охватывает 21 цивилизацию: «Если семь из них — живые... общества, то остальные 14 — мертвые». Гибель большинства исчезнувших цивилизаций, по мнению автора, была ускорена изнурительными войнами и внешними завоеваниями. В отличие от Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера, он в принципе допускал возможность перманентного выживания территориально локализованных культур и цивилизаций, но приводил ограничения, делал пессимистические оговорки и допускал непоследовательные высказывания.

Например, в статье «Повторяется ли история» А. Дж. Тойнби склоняется к выводу о том, что в будущем шансы выжить, «... придать истории новый, не имеющий прецедента поворот...» имеет только западная цивилизация при условии создания мегагосударственных органов управления (« кооперативного мирового правительства»), нахождения компромисса «между свободным предпринимательством и социализмом» и появления новой «Универсальной» религии. Как видно, западноцентризм, выдворенный в «Постижении истории» в дверь, в статьях середины 1940-х гг. просунулся в окно в виде неоглобалистской утопии, в которой некоторые верные догадки затушевываются реставрацией мифа о неизменном господстве, об исключительном праве на выживание «центральной» цивилизации.

А. Дж. Тойнби делит цивилизации на независимые и связанные.

Независимые цивилизации: египетская, шумерская, минойская, китайская, майянская, андская.

Связанные цивилизации имеют (весьма условные) подразделения:

- связанные внешним пролетариатом: индская, хеттская, сирийская, эллинская (сильнейший отпечаток на ход их развития и процессы распада оказали завоеватели и разрушительные войны);

- аффилированные внутренним пролетариатом (производящим блага большинством населения) и имеющие чужой творческий источник: дальневосточная (основная), дальневосточная (в Корее, Японии), западная, православно-христианская (основная), православно-христианская (в России);

- аффилированные внутренним пролетариатом и имеющие свой творческий источник: индуистская, иранская, арабская;

- связанные господствующим меньшинством (авторитарно правящей квазиэлитой): вавилонская, юкатанская, мексиканская.

Любые классификации исторических типов цивилизаций носят ограниченный характер. Важно фиксировать внимание на признаках живучести одних цивилизаций (их историческое время практически не ограничено) и причинах угасания других. Культура и цивилизация выживают, если сохраняют порыв к ментальной идентификации и духовному самоопределению, способность сберегать и обогащать свой стиль как «некое движущееся целое», «общую конфигурацию и взаимоотношение отдельных частей» (А. Крёбер). Преемственность и прогрессивное развитие стиля творческого традиционализма составляют важнейшее условие самосохранения отечественной культуры и цивилизации. Умирают культуры и цивилизации, которые утрачивают способность к проявлению подобных стремлений, тогда, когда процесс разложения становится необратимым.

Гибнут или ассимилируются такие цивилизации, внутри которых катастрофически совмещаются следующие отрицательные факторы (отмеченные А. Дж. Тойнби в трудах «Постижение истории», «Цивилизация перед судом истории»):