В русле традиций русской живописи художник нашел пластику, которая является выражением внутренней страсти и умонастроения художника, избегает бессмысленной фактографии, не следует за моделью, а творит нечто новое[79].
Петров-Водкин был весьма последователен в своих колористических симпатиях и антипатиях и шел в своей живописи от тонко нюансированного и сгармонированного локального цвета.
На материале конкретного явления Петров-Водкин как бы выводил пластическую формулу, в которой не могло ничего остаться от случайности конкретного факта, от переменчивости натуры[80].
Он искал формулы века, а не года или десятилетия, проникал сквозь сегодняшнее, чтобы познать всеобщее. Откликаясь на поспешное, стремительное движение времени, но откликом сложным, опосредованным, многоступенчатым[81].
Ни один большой художник не соревнуется с другим в достижении подобия жизни. В этом соревновании каждый из них остался бы сзади, а впереди оказалась бы жизнь, которой в искусстве до конца уподобиться невозможно.
В живописи Петров-Водкин был максимально свободен в истолковании действительности: коренным образом преобразовывая то, что видел вокруг себя, художник творил картины с тем, чтобы создать единство своего видения мира с впечатлением зрителя, полученным от его картин[82]. Поражал ошеломительной глубиной постижения мира и богатством живописных решений[83].
1. Адаскина Н. Диалог с натурой. Проблема натюрморта в творчестве К.С. Петрова-Водкина// Советская живопись. 1978./Под ред. В.А. Тиханова. – М.: Советский художник», 1980. – С.238.
2. Богемская К.Г. Развитие жанров в советской живописи (некоторые тенденции). – М.: Знание, 1993. – 47 с.
3. Водонос Е. Художники Саратова 1885-1985//в кн. Пространство картины: сборник статей/Сост. Н.О. Тамручи. – М.: Советский художник, 1989. – С.336.
4. Выставка произведений заслуженного деятеля искусств РСФСР К.С. Петрова-Водкина. Каталог/ Вступ. статья Е. Н. Селизаровой, М.–Л., 1966, С. 9–10.
5. Галушкина А.С. К.С. Петров-Водкин. – М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1936. – 80 с.
6. Грабарь Н.Э. О колорите в живописи// Русская советская художественная критика. 1917-1941: Хрестоматия. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – С. 785.
7. Хлебникова З. Демиург эстетической революции//Наука и жизнь. – 1991. - № 3. – С. 27-34.
8. Дмитриев В. Купание красного коня// Аполлон. – 1915. - № 3. – С.15.
9. Иогансон Б.В. Цвет и тон// Русская советская художественная критика. 1917-1941: Хрестоматия. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – С. 774-779.
10. Кайсарова Т. Сферическая перспектива//Искусство. – 1983. - № 2. – С. 15.
11. Костин В.И. Петров-Водкин. - М.: Советский художник, 1966. – 168 с.
12. Крымов Н.П. О живописи// Русская советская художественная критика. 1917-1941: Хрестоматия. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – С. 769-773.
13. Лазуко А. Эпоха "канунов" накануне XXI века//Искусство. – 1990. - № 7. – С. 11-14.
14. Левашов В. Восток в творчестве московских художников//в кн. Пространство картины: сборник статей/Сост. Н.О. Тамручи. – М.: Советский художник, 1989. – С.338.
15. Львова Е. Документальная проза художников//в кн. Пространство картины: сборник статей/Сост. Н.О. Тамручи. – М.: Советский художник, 1989. – С.279.
16. Мочалов Л. Мир, в котором еще все возможно//в кн. Пространство картины: сборник статей/Сост. Н.О. Тамручи. – М.: Советский художник, 1989. – С.225.
17. Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – 768 с.
18. Письма. Статьи. Выступления. Документы. – М.: Искусство, 1991. – 240 с.
19. Пушкарев В. Выставка, которой могло не быть// Наше наследие. - №. 6 – С.25-29.
20. Ростиславов А. Петров-Водкин К.С.//Аполлон. - 1916. - № 4. – С. 14.
21. Русаков Ю. Петров-Водкин и его автобиографическая проза// В кн. Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – 768 с. – С. 29.
22. Русакова А. Символизм в русской живописи. - М.: Искусство, 1995. - 452 с.
23. С веком наравне: Рассказы о картинах. Т.2/Сост. В.И. Порудоминский - 2-е изд., испр. - М.: Молодая гвардия, 1989. –382 с.
24. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х годов. - М.: Искусство, 1971. –143 с.
25. Сокровища Иркутского художественного музея. Альбом/Авт. сост. Огородникова Т.П. – Л.: Аврора, 1989. – 151 с.
26. Черлинка Г.К. Натюрморт в советской живописи. – М.: Знание, 1988. – 56 с..
27. Шагинян З.К. С. Петров-Водкин (эскизы к монографии).//Русское искусство. – 1923. - № 1. - С. 14–15.
28. Якимович А. О построении пространства в современной картине//в кн. Пространство картины: сборник статей/Сост. Н.О. Тамручи. – М.: Советский художник, 1989. – С.8.
29. Якимович А. Поколение 70-х перед лицом художественного наследия// Советская живопись. 1978./Под ред. В.А. Тиханова. – М.: Советский художник», 1980. – С.114.
[1] Галушкина А.С. К.С. Петров-Водкин. – М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1936. – С. 39.
[2] Русаков Ю. Петров-Водкин и его автобиографическая проза// В кн. Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – 768 с. – С. 29.
[3] Русаков Ю. Петров-Водкин и его автобиографическая проза// В кн. Петров-Водкин К. ПространствоЭвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 30.
[4] Адаскина Н. Диалог с натурой. Проблема натюрморта в творчестве К.С. Петрова-Водкина// Советская живопись. 1978./Под ред. В.А. Тиханова. – М.: Советский художник», 1980. – С. 238.
[5] С веком наравне: Рассказы о картинах. Т.2/Сост. В.И. Порудоминский - 2-е изд., испр. - М.: Молодая гвардия, 1989. -С. 180.
[6] Иогансон Б.В. Цвет и тон// Русская советская художественная критика. 1917-1941: Хрестоматия. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – С. 774-779.
[7] Грабарь Н.Э. О колорите в живописи// Русская советская художественная критика. 1917-1941: Хрестоматия. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – С. 785.
[8] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 559-560.
[9] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 561.
[10] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 562.
[11] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 563.
[12] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 563.
[13] Русаков Ю. Петров-Водкин и его автобиографическая проза// В кн. Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 31.
[14] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 565.
[15] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 566.
[16] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 565.
[17] Галушкина А.С. К.С. Петров-Водкин. – М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1936. – С. 12.
[18] Крымов Н.П. О живописи// Русская советская художественная критика. 1917-1941: Хрестоматия. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – С. 769-773.
[19] С веком наравне: Рассказы о картинах. Т.2/Сост. В.И. Порудоминский - 2-е изд., испр. - М.: Молодая гвардия, 1989. -С. 184.
[20] Русаков Ю. Петров-Водкин и его автобиографическая проза// В кн. Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 34.
[21] Кайсарова Т. Сферическая перспектива//Искусство. – 1983. - № 2. – С. 15.
[22] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 315.
[23] Петров-Водкин К.С. Письма.- С. 296// цит. по кн. Русаков Ю. Петров-Водкин и его автобиографическая проза
[24] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 734.
[25] Львова Е. Документальная проза художников//в кн. Пространство картины: сборник статей/Сост. Н.О. Тамручи. – М.: Советский художник, 1989. – С.279.
[26] Костин В.И. Петров-Водкин. - М.: Советский художник, 1966. - С. 61.
[27] Галушкина А.С. К.С. Петров-Водкин. – М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1936. – С.15.
[28] Якимович А. О построении пространства в современной картине//в кн. Пространство картины: сборник статей/Сост. Н.О. Тамручи. – М.: Советский художник, 1989. – С.8.
[29] Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х годов. - М.: Искусство, 1971. -С. 34.
[30] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – - 469.
[31] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – 470.
[32] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – 472-475.
[33] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 473.
[34] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 474.
[35] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 603.
[36] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – 471
[37] Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 472.
[38] Костин В.И. Петров-Водкин. - М.: Советский художник, 1966. - . С. 81.
[39] Галушкина А.С. К.С. Петров-Водкин. – М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1936. – С.40.
[40] Костин В.И. Петров-Водкин. - М.: Советский художник, 1966. - 78
[41] Костин В.И. Петров-Водкин. - М.: Советский художник, 1966. - . С. 82.
[42] Костин В.И. Петров-Водкин. - М.: Советский художник, 1966. - . С. 83.
[43] Галушкина А.С. К.С. Петров-Водкин. – М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1936. – С. 57.