Вскоре художественные музеи открылись в Риге, Дерпте (Тарту), Феодосии и других городах как учреждения просветительского и учебного характера. Профиль их не всегда был строго выражен, некоторые музеи имели археологические, этнографические, нумизматические и иные материалы. Последнее относится к церковно-археологическим музеям, основу которых составляли ценные коллекции церковной живописи и предметов декоративно-прикладного искусства. Во второй половине XIX — начале XX века церковно-археологические музеи при духовных академиях и семинариях, церковно-археологических комитетах и обществах были открыты почти во всех православных епархиях Российской империи. К наиболее значительным музеям данной группы необходимо отнести музеи Тверской (1866), Киевской (1872), Петербургской (1879), Ростовской (1883) духовных академий, а также Троице-Сергиевой лавры (1880).
§ 3. Природоведческие музеи
С середины XIX в. происходит процесс специализации природоведческих наук — ботаники, зоологии, минералогии и антропологии. Этот процесс, а также открытие сущности жизненных процессов при помощи экспериментальных исследований и учения Чарльза Дарвина непосредственно повлияли на музейную деятельность. После выхода в свет дарвинского "Происхождения видов" (1859) в качестве главной в биологии стала рассматриваться задача не систематизации живых организмов, а построения филогенетической (отражающей эволюционные связи и близость происхождения) системы животных и растений, изучения среды обитания животных и их взаимодействия с внешними условиями. На этой основе сформировалась идея музея собственно биологического или общебиологического, иллюстрирующего "те общие законы и явления, что раскрываются при изучении животных форм, и те теории, которые направлены к истолкованию последних" (А.Ф. Котс).
Раньше общие природоведческие музейные собрания по своему составу удовлетворяли требованиям проведения всех типов исследований в области природы. В XIX веке стали развиваться специализированные собрания. Для новых, специфических исследований в области различных природоведческих дисциплин понадобились иные научно-исследовательские учреждения, которые не зависели от музейных коллекций. Только таксономические (систематические) исследования по-прежнему имели потребность в более специализированных собраниях природных объектов, которые не могли быть использованы в просветительских целях в полном объеме. В конце XIX в. началось отделение части природоведческих музейных фондов, предназначенных для экспозиционных целей, от основных исследовательских фондов, значительно больших по своим масштабам, чем экспозиционные.
Начиная с последней трети XIX в. проводилась большая работа по описанию видов предметов природы в мировом масштабе. Гигантское увеличение собраний этих предметов в музеях Европы обусловило новые подходы к их изучению. Это в свою очередь в число первостепенных задач поставило задачу совершенствования ботанической, зоологической, антропологической и палеонтологической систематики.
В соответствии с этим развивались новые собирательские методы и номенклатурные упорядочения, уточнялся принцип составления сопроводительной и собирательской документации. За международным упорядочением в ботанике (с 1863 г.) началось подобное урегулирование в зоологии (с 1904 г.), анатомии и других науках. Это означало введение в практику объективных методов определения типов предметов в таксономии. Последняя устанавливает названия видов предметов, в том числе и предметов музейных собраний.
Углубление специализации привело как к международному сотрудничеству хранителей крупных природоведческих музеев, так и к преобразованию последних в международные центры, которые позволяли с максимальной полнотой проводить сравнительные исследования. Возникали новые способы консервации музейных предметов, их интерпретации в экспозициях.
Научное описание коллекций природоведческих музеев стало главной задачей для их сотрудников. Новые открытия и находки останков не известных до этого времени видов животных ставили перед ними новые задачи. Дальнейшее развитие природоведческой исследовательской и собирательской работы на исходе XIX в. обусловило появление новых музеев.
В России в 1901 г. был открыт новый природоведческий музей в Петербурге. Его экспозиция, расположенная в здании таможенного пакгауза на Васильевском острове, привлекала внимание посетителей интересными биогруппами. Пополнялись коллекции растений, семян, гербариев Петербургского ботанического сада, который в рассматриваемый период стал ведущим центром развития ботаники в России.
Ботанический музей основан в Томске в 1885 году при Томском университете ботаников П.Н. Крыловыми. основные его функции – учебные и научные исследования, в музее имелась небольшая экспозиция, проводились экскурсии.
Осуществлялись целенаправленные закупки зоологических коллекций: для музея в Петербурге – у Филиппи (Неаполь, 1851), Лагоды А.И. (1871), Э.А. Эверсмана (Казань, 1877), С.М. Сокольского (1879) и др. Значительную часть поступлений составляли экспедиционные сборы научных обществ (Московского общества испытателей природы, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Русского географического общества), Комиссии по исследованию фауны Московской губернии, Академии Наук и университетов. Центрально место занимали научные коллекции; в музее Московского университета были выделены экспозиционный фонд и учебные коллекции; экспозиции были систематическими. Во второй половине XIX века животных в них показывали в естественной обстановке, использовали биогруппы и диорамы. Высокого уровня достигло искусство таксидермии (А.М. Быков, И. и П. Ивановы, К. Приходько, П. и Ф. Девятовы и др.).
Зоологические музеи играли важную роль в подготовке специалистов-естественников, являлись основной базой научных исследований. Вокруг них группировались выдающиеся ученые: Г.И. Фишер, А.Л. Ловецкий, К.Ф. Рулье, А.П. Богданов, В.М. Шимкевич, Н.М. Кулагин, Н.Ю. Зограф, Г.А. Кожевников, Ф.Ф. Брандт, В.В. Заленский и др. В конце XIX – начале XX века для зоологических музеев в Москве и Петербурге были построены специально оборудованные здания.
§ 4. Музеи науки и техники
Очевидная нехватка общедоступных музеев науки и техники (в сопоставлении с масштабами страны и ускорением социально-экономического развития) начала восприниматься с середины XIX века путем создания частных, главным образом коммерческих музеев искусств и знаний: М.А. Шульце-Беньковской в Москве, К. Гаснера в Петербурге и др. Наряду с этим Русское техническое общество во всех провинциальных отделениях организовало музеи, а при Постоянной комиссии по техническому образованию – Подвижной музей наглядных пособий в Петербурге. Главным в их деятельности было обучение и просвещение, пропаганда передового опыта. Те же функции выполняли музеи учебных заведений, отраслевые промышленные музеи и фабрично-заводские музеи (так называемые заводские магазины).
Толчком к созданию технических музеев послужила Большая Лондонская выставка 1851 г. Она способствовала развитию европейской промышленности и торговли, также послужила примером для последующих всемирных выставок.
Одной из особенностей промышленных выставок являлся показ всех этапов производства предметов массового потребления, начиная с исходного материала и заканчивая действующими перерабатывающими машинами, которые производили конечную продукцию в присутствии публики. Это был только первый шаг к участию посетителей в управлении механизмами.
Толчок же к созданию первого промышленного музея в России дала 14-я Всероссийская мануфактурная выставка 1870 г. в Санкт-Петербурге, которую организовало Министерство финансов. Организаторы стремились к тому, чтобы выставка стала международной по своему значению — по образцу Парижской выставки 1867 г., которая широко отражала жизнь колоний. В ней впервые приняли участие почти все территории империи, в том числе Кавказ и Туркестан. Количество экспонатов втрое превышало их количество на предшествующей выставке 1861 г.
Экспонаты выставки отражали промышленное развитие России в первое послереформенное десятилетие. Было широко представлено железнодорожное строительство, судостроение, показана замена древесного угля каменным в тяжелой промышленности.
С деятельностью Русского технического общества и Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии связана организация в 1872 Музея прикладных знаний в Петербурге и Политехнического музея в Москве. После закрытия выставки в здании было решено разместить коллекцию Русского технического общества, Военно-педагогического музея и музея Общества популярных художников под названием "Общий музей прикладных знаний". В 1880 г. из этого музея выделился Художественный промышленный музей с большим техническим отделом, который существовал до 1917 г.
В 1872 г. по инициативе профессоров Московского университета А.А. Богданова и Г.Я. Щуровского в Москве была организована Всероссийская политехническая выставка. Вокруг них объединилась группа инженеров, изобретателей, владельцев крупных предприятий. Финансировали организацию выставки предприниматели, и уже 11 декабря 1872 г. она преобразовалась в Политехнический музей.
Согласно замыслу Г.Я. Щуровского, первого секретаря комитета по организации Политехнического музея, он создавался как научное учреждение с широкой программой распространения знаний через экспозицию и лекторий. В лектории музея читали лекции известнейшие деятели науки. Многие из них принимали участие и в его практической деятельности: А.А. Богданов являлся заведующим отделом прикладной зоологии, Г.Я. Щуровский — минералогического. А.А. Богданов и Д.Н. Анучин организовали в 1878 г. Антропологическую выставку и на ее основе Антропологический музей Московского университета.