Во времена Ивана III, когда Кремль был заново построен, на Соборной площади появился Казенный дом, каменное здание, куда поступали самые ценные изделия и драгоценности. Были среди них вещи заморские, привезенные из далеких стран, были и сделанные в Москве, в мастерских, располагавшихся в каменных палатах Кремля. Одна называлась Золотой, другая — Серебряной, самая большая мастерская называлась Оружейной. Оружейники делали сабли, ножи, пики, кольчуги, пистолеты, шлемы, одним словом, оружие и доспехи для царя и его приближенных. В Золотой и Серебряной палатах делались царские венцы, кольца, серьги и другие украшения, драгоценная посуда... Оружейная палата, объединенная с другими палатами и Конюшенным приказом, стала хранилищем старого оружия, одежд, посольских даров, конского убранства.
Таким образом, анализ исторических фактов свидетельствует о том, что основы музейной деятельности начали формироваться уже в Древней Руси, а корни её уходят ещё дальше. Происходило собирание, хранение и демонстрация публике музейных предметов, в которых наряду с экономическими и эстетическими аспектами видели объекты изучения.
Первые домузейные собрания несли на себе отпечаток общественных отношений, отражали духовные, культурные и идеологические интересы правящей верхушки и нередко служили средством укрепления ее власти.
Тема музейного дела давно привлекала внимание исследователей, но несколько лет назад в 2001 году, после многолетних исследований в области истории и теории музейного дела, вышла в свет "Российская музейная энциклопедия", которая стала, пожалуй, самым значимым источником, использованным для раскрытия темы при работе над дипломной работой.
Это первое не только в России, но и в мире издание, дающее полную картину формирования и современного состояния музейного дела целой страны. Российская музейная энциклопедия РМЭ представляет собой 2-томник общим объемом 140 печатных листов. В работе над ним участвовали более 1000 авторов из научных центров и музеев России и стран ближнего зарубежья.
Разработка концепции и подготовка рукописи осуществлены сектором музейной энциклопедии Российского института культурологии МК РФ. Сектор - научно-исследовательское подразделение, созданное в 1986 г. для разработки концепции и подготовки к изданию первой отечественной музейной энциклопедии. Сектор занимается разработкой фундаментальных проблем теории и истории музейного дела, а также исследовательских и прикладных проектов в данной области.
Основным методом этого исследования стал историзм. Даже в кратких терминологических статьях авторы попытались не просто сформулировать то или иное понятие, но и выяснить, когда оно появилось и как трансформировалось в дальнейшем. Важным инструментом стал также системный подход к анализу и интерпретации фактов. Любая энциклопедия представляет собой информационную систему. Российская музейная энциклопедия – первое в мире издание, где объединены пять крупных блоков информации: исторический, теоретический, музеографический, биографический, прикладного музееведения.
1495 статей энциклопедии посвящены вопросам теории музейного дела, истории формирования музейных собраний, биографиям музейных деятелей, коллекционеров, реставраторов.
1700 цветных и черно-белых репродукций и фотографий превращают издание в каталог шедевров, хранящихся в российских музеях.
Музейный мир каждого из 89 регионов России представлен в энциклопедии картами и кратким очерком истории изучения и музеефикации культурного наследия, формирования музейной сети. Наиболее значимым музеям региона посвящены отдельные статьи.
Даже в кратких терминологических статьях виден системный подход к анализу и интерпретации фактов. А вообще здесь пять крупных блоков информации: исторический, теоретический, музеографический, биографический, прикладное музееведение. Это дает возможность воспроизвести картину музейного мира России во всей ее полноте.
Другим важным источником при разработке темы дипломной работы послужила книга "Музейное дело в России".Книга вышла в свет в 2003 году, написана авторскими коллективами специалистов Кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и Сектора музейной энциклопедии Российского института культурологии. Книга адресована в первую очередь музейным работникам и представляет цельную картину истории и современного состояния музейного мира России и основных направлений музейной деятельности.
Работа представляет собой фундаментальное, оригинальное, в своем роде уникальное междисциплинарное исследование, имеющее, несомненно, более чем значительную, теоретическую и практическую ценность.
В книге ясно и последовательно прослеживается принцип историзма. Само изложение материала и его анализ на протяжении всей монографии выстраивается в стройную и ясную картину, где настоящее, сопр... далее ""икасаясь с прошлым, позволяет наметить контуры будущего.
Авторы вполне справились с задачей, о которой они сказали в Заключении - осмыслить генерацию культуры будущего как "миссию музея в современном обществе".
В книге подкупает то, что она создана на базе обширной литературы и на основе личной деятельности и опыта ее авторов, т.е. это не взгляд со стороны, а результат труда заинтересованных в развитии своей науки специалистов. Именно это делает труд интересным монографическим исследованием, которое полезно не только для профессионалов в области музейного дела, но и добротным учебным пособием.
Анализ источников позволяет сделать вывод о довольно хорошей изученности темы отечественными исследователями.
Данная дипломная работа посвящена истории музейного дела в дореволюционной России XVIII – начала XX веков, в работе музей будет показан хранителем великой истории некогда великой культурной державы, хранителем памяти наших славных предков, лучшего их того, что было создано предыдущими поколениями и бережно сохранено нашими предшественниками. Хранителем, имеющим свою историю. Причем именно в XVIII – начале XX веках музейное дело переживало период бурного развития и становления, что в полной мере отражало динамику культурного развития России.
Следовательно, целью данной дипломной работы является исследование истории развития музейного дела на фоне культурного развития России XVIII – начала XX веков, поскольку именно тогда была заложена прочная культурная основа развития государства. И именно в тот период музеи взяли на себя миссию хранителей культурных сокровищ, хранителей бесценного духовного наследия России.
В сегодняшний период кризиса российской духовности обращение к истории музейного дела чрезвычайно актуально, ведь именно в руках российских музеев находится мощный инструмент, отпора, огромной скрытой силы действия орудие - культурное достояние нации: овеществленная память минувшей славной истории, наследие российских гениев и героев, самые убедительные свидетельства прошлых побед и завоеваний, лучшие, заповедные земли России, архитектурные жемчужины, художественные сокровища, археологические реликвии, святые образа и знамена, поднимавшие некогда на подвиг.
Изучение исторического развития музейного дела особенно актуально на постсоветском пространстве в силу возрастающего интереса к истокам национальных культур, переосмысления их содержания и форм. Знание истории становления и развития музейного дела, особенностей каждого из ее этапов имеет и чисто практическое значение, так как формирование политики в сфере музейного дела, прогнозирование его дальнейшего развития возможно лишь в историческом контексте. Всякий реалистический взгляд в будущее требует исторической ретроспективы, использования положительного опыта прошлого и, наконец, осознания допущенных ошибок.
Следовательно задачами дипломной работы будут являться:
- рассказать об истории музейного дела, этапах развития в период XVIII – начала XX веков в России;
- привести историю возникновения наиболее значительных музеев России, а также рассказать о людях – важных участниках развития и становления музейного дела в выбранный период времени;
- параллельно проследить историю возникновения различных методов музейного дела в России в XVIII, XIX, начале XX века;
- показать историческое значение музейного дела для культурного развития страны XVIII – начала XX веков.
Структура дипломной работы будет строиться соответственно. Во введении кратко характеризуется выбранная тема дипломной работы, в общем виде обозначаются цели и задачи всей работы, проводится анализ историографии по теме.
Первая глава дипломной работы посвящена началу развития российского музейного дела в XVIII веке.
Во второй главе дипломной работы будет дана историческая характеристика дальнейшего развития и становления музейного дела в 1-й половине XIX века.
Истории музейного дела во 2-й половине XIX - начале XX века в нашей стране, как отражению культурного, научного, а также политического и экономического состояния России того времени будет посвящена третья глава работы.
В заключении подводятся итоги всей дипломной работы, делаются выводы.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В XVIII ВЕКЕ В РОССИИ
музейный экспонат коллекция искусство культура
Важнейшее значение для понимания музея имеет изучение причин и механизмов его появления и развития. Возникновение музеев нередко связывают с изначально присущей человеку потребностью собирательства. Крайнее выражение этой точки зрения – "биологическая" теория коллекционирования, выводящая собирательство из инстинкта, близкого инстинктам животных. Действительно, большинство музеев в прошлом возникали из коллекций, однако эта теория не дает ответа на вопрос, в какой момент и почему коллекция превращается в музей.