Смекни!
smekni.com

Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков (стр. 8 из 19)

В Москве проекты публичного российского художественного музея разрабатывали историк М.П. Погодин (1831), художник А.С. Добровольский (1836), коллекционер Е.Д. Тюрин (1849). Однако они не были поддержаны московскими властями.

§ 2. Природоведческие музеи

В XIX веке происходило выделение из состава музеев комплексного профиля природоведческих музеев, что объяснялось становлением естественнонаучных дисциплин. В результате накопления и осмысления все большего количества новых научных фактов углубились научные знания. Происходило дробление широких отраслей знаний на более мелкие. Природоведческие музеи были призваны удовлетворять потребность человека в изучении природного мира, в котором он живет, служить научным и просветительским целям. В отличие от художественных музеев, экспонаты которых являлись результатом творчества человека, в природоведческих музеях широко представлялись произведения самой природы – чучела животных, анатомические препараты, отшлифованные образцы металла и минералов.

В XIX в. природоведческие музеи, а также ботанические сады и зоопарки стали ведущими исследовательскими центрами в области геологии, палеонтологии, ботаники, зоологии, почвоведения и других наук. Они завоевывали большую популярность у публики, которую охватил интерес к чудесному миру природы.

В России, как и в других странах, происходил процесс специализации музеев как результат развития науки от энциклопедичности в сторону узкой специализации. В 1823 году из Санкт-Петербургской кунсткамеры по ходатайству ботаника К.А. Триниуса выделился ботанический музей, в 1831 г. — зоологический музей, а в 1836 г. — анатомический кабинет. Под эти музеи, а также под выделенный позже из кунсткамеры минералогический музей было отведено новое здание вблизи старого. Значительный по содержанию минералогический кабинет находился тогда в другом санкт-петербургском музее — Румянцевском. В Московском университете в результате специализации кабинета натуральной истории (основан в 1791 году) постепенно сформировался Зоологический музей. В Казанском университете в 1838 году был организован Музей позвоночных животных, в 1845 – зоотомический кабинет беспозвоночных.

Комплектование фондов зоологических музеев и кабинетов происходило за счет дарений и приобретения частных собраний поступления образцов, полученных научными экспедициями. Московскому университету подарил свои собрания П.Г. Демидов (1804) и Н.Н. Демидов (сразу после войны 1812), Семятический кабинет – император Александр I, коллекцию, собранную во время кругосветного плавания – В.И. Исаев и др. Музей зоологии в Петербурге за 1832-1882 получил пожертвования от 306 человек. Осуществлялись целенаправленные закупки коллекций в России и за рубежом. Происходили изменения и в развитии ботанических садов России. Так, в 1801 г. Императорский ботанический сад был преобразован в "медицинский огород" в Санкт-Петербурге. С этого момента он приобрел характер научного, а не вспомогательного аптекарского учреждения. Через год здесь построили 25 оранжерей общей площадью 1500 кв.метров, где выращивались растения, привезенные из Бразилии, Персии и других южных стран. Основу фондов собственно ботанического музея составляют гербарии, коллекции специально собранных и засушенных растений, используемых в научных или учебных целях. Растения для них монтируются на листах плотной бумаги и указанием названия вида, места и даты сбора. В гербарии виды располагаются по алфавиту или систематическому признаку, семейства – по систематическому признаку. Гербарии бывают общими и специальными. Систематизация и хранение гербариев соответствует требованиям ботанической науки и целиком ориентированы на научно-исследовательскую деятельность. Экспозиция музейная подчинена иным требованиям, главное из которых наглядная и эффективная пропаганда ботанических зданий, включающая представления о разнообразии растений, об их строении, об их способах размножения, о физиологических и биохимических особенностях растений и об их роли в биосфере, о характерных растительных сообществах, об эволюции растительного покрова Земли и др. Создание экспозиции – сложная и трудоёмкая задача, не связанная напрямую с объемом и научной ценностью фондов, поэтому многие большие гербарии (Московского университета) функционируют исключительно как научно-исследовательские и учебные коллекции. Накопление растений в садах и гербариях не только давало прекрасный материал для описания разнообразия растений, но и стимулировало их изучение, вызвав бурное развитие систематики, морфологии и экологии растений, флористики и т.д. Ботанические сады и гербарии в XIX веке стали основными центрами ботанических исследований. В первой половине XIX века появились первые ботанические кабинеты в университетах (1808, Вильно; 1825 Харьков), университетский устав 1835 предусматривал их организацию наряду с другими кабинетами. Первый ботанический музей в России создан в 1824 году по инициативе академика К.А. Триниуса. Ботанические сады в 1-й половине XIX века также часто основывались при университетах: Юрьев, 1803; Харьков, 1804; Казань, 1806; Киев, 1835. Особое значение имело создание ботанических садов в южных районах России как центров интродукции субтропических растений (Никитский в Крыму, 1812; Сухумский, 1840; Тифлисский, 1845).

§ 3. Музеи науки и техники

В ряде музеев России отделы науки и техники существовали уже в конце ХVIII века. Развитие некоторых областей производства в первой половине XIX века рождало инициативу создания специализированных научно-технических музеев в отдельных промышленных центрах, как, например, в Барнауле — центре рудного Алтая. В музее экспонировались минералогические, фаунистические, этнографические и археологические коллекции, но главными в экспозиции были модели рудников, заводов и машин, орудия труда и готовая продукция; модели паровой машины Ползунова, механиков К.Д. Фролова и т.п. сопровождались текстовыми пояснениями, рассказывающими, "кем и когда машина устроена, долго ли существовала и кем модель сделана". Основными посетителями музея были горные инженеры, ученые, чиновники и путешественники. Дальнейшая судьба Барнаульского музея достаточно типична – после отъезда его организатора, доктора Ф.В. Гублера, коллекция рассеялась по многим учреждениям разных городов.

К научно-техническим музеям можно отнести "кабинеты", где публике показывались автоматы действия (движения) людей и заводные музыкальные инструменты.

В России еще в феодальную эпоху начиная с 1829 г. под покровительством правительства начали регулярно устраиваться всероссийские мануфактурные выставки для поощрения отечественной промышленности и оживления торговли. Вначале они проводились в Петербурге и Москве, а затем и в губернских городах.

Первая Всероссийская промышленная выставка была открыта в 1829 г. в Санкт-Петербурге, а всего с 1829 по 1861 г. в стране состоялось 11 Всероссийских промышленных выставок в Санкт-Петербурге, Москве и столице Царства Польского Варшаве – трех наиболее важных экономических центрах Российской империи. Промышленные выставки имели торговые цели и способствовали улучшению промышленного производства.

Состав экспонатов на выставках свидетельствовал о техническом прогрессе российской промышленности. Увеличивалось количество экспонентов — крестьян, создавались ценные каталоги выставок, которые давали представление о промышленности по отдельным областям с оценкой предоставленной промышленной продукции.

После реформы 1861 г. подобные выставки организовывались на новых основах и значительно реже. Возникла потребность в научно-просветительских учреждениях, которые бы действовали на постоянной основе.

В России в XIX в. продолжали развиваться сельскохозяйственные музеи. В 1803 г. на базе коллекции Вольного экономического общества было решено создать "собрание музейных предметов", которое позже развивалось бы в "модельный музеум".

Вскоре пример Вольного экономического общества переняли в других местах: в Московском обществе сельского хозяйства (1818), в обществе сельского хозяйства южной России в Одессе (1828), а также в Ярославле, Казани, Пензе.

Сельскохозяйственные музеи создавались и при сельскохозяйственных учебных заведениях (при школе Московского общества сельского хозяйства (1828), школе сельских хозяев графини Строгановой (1825—1844), при земледельческом училище в Санкт-Петербурге (1834) и др. Определенное значение в развитии музейного дела в России имели сельскохозяйственные выставки, которые организовывались начиная с 40-х гг. XIX в.

В эти годы предпринимались активные попытки повысить доходность помещичьих хозяйств путем модернизации сельскохозяйственной техники. Именно музеи и были призваны выполнять эту задачу. Помимо научных и учебных музеев появились музеи, специально предназначенные для более широкого распространения сельскохозяйственных знаний среди помещиков и крестьян, пропаганды усовершенствованной техники, более урожайных культур и удобрений. Эти музеи находились в ведении казенных палат, позднее палат государственных имуществ.

Сельскохозяйственные музеи и выставки отражали общее состояние сельского хозяйства. Знакомя посетителей с достижениями передовых хозяйств, выставки широко распространяли полезные практические сведения. Однако приобретение лучших образцов сельскохозяйственных машин и инструментов, представленных на выставках и в музеях, было не по карману задушенным повинностями крестьянам, а помещик, который имел бесплатную крестьянскую силу и инструменты, не имел нужды тратиться на их приобретение. То есть экономическая европейская мотивация в России того времени не могла прижиться.

§ 4. Исторические музеи

В начале XIX века музеи впервые начали выполнять определенную роль в пробуждении национального самосознания у этносов, которые находились под чужеземным гнетом или подвергались агрессии со стороны сильных соседей. Одновременно пришло признание того, что музей является наиболее удобной формой хранения материальных свидетельств исторического прошлого этноса.