Смекни!
smekni.com

Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков (стр. 1 из 19)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Развитие музейного дела в XVIII веке в России

§ 1. Коллекции живописи, музеи изобразительного и прикладного искусства

§ 2. Естественно-научные (природоведческие) коллекции и музеи

§ 3. Научно-технические коллекции и музеи

§ 4. Исторические коллекции и музеи

Глава 2. Музейное дело в первой половине XIX века в России

§ 1. Художественные музеи

§ 2. Природоведческие музеи

§ 3. Музеи науки и техники

§ 4. Исторические музеи

§ 5. Начало организации охраны памятников истории и культуры

Глава 3. "Золотой век" музеев во второй половине XIX – начале XX века в России

§ 1. Общие тенденции развития музейного дела

§ 2. Художественные музеи

§ 3. Природоведческие музеи

§ 4. Музеи науки и техники

§ 5. Исторические музеи

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Музей (греч. muséion - место, посвященное музам, храм муз, от músa - муза) – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом, как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, - музейных предметов.

В настоящее время сложился ряд определений понятия "Музей", что объясняется как неустоявшимся состоянием языка музееведения, так и сложностью феномена музея. Большинство исследователей определяют музей как социальный институт через выполняемые им социальные функции. В сфере международного общения часто используется определение, данное в Уставе международного совета музеев (ИНКОМ) (1974): "Музей – постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей.

Другие исследователи определяют музей через музейный предмет. Важнейшим для понимания сущности музея в этом случае становятся понятия "музейная потребность" (стремление человека сохранить предметы, имеющие не связанную с текущими утилитарными функциями духовную, эстетическую, научную, мемориальную и т.п. ценность) и "музейность" (музеальность, свойство предмета, обладающего такой ценностью и поэтому подлежащему помещению в специальные условия хранения, изучения и репрезентации).

Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в музеях хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность).

История возникновения музеев как своеобразных общественных институтов, удовлетворяющих потребности политического, научного, культурного, экономического характера, уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и общественной жизни, стали сохраняться не в утилитарных хозяйственных целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетической ценности.

Музеи сегодня являются общедоступными научно-просветительными учреждениями и пользуются популярностью среди различных слоев общества. Нетрудно заметить, что музей как специфический социокультурный институт, формирование которого началось уже на ранних этапах цивилизации, у большинства народов характеризуется относительно ровным поступательным движением. Это объясняется стабильной объективной потребностью человечества в сохранении и трансляции культур прошлого.

Обзор исторического пути, пройденного музеями мира может включать большой период, охватывающий несколько тысяч лет. Начальная граница периода просматривается очень слабо, если она вообще может быть точно определена.

Истоки искусства народов Восточной Европы теряются в истории восточного славянского народа "антов", который еще в VI веке образовывал первые большие союзы в Поднепровье и совершал набеги на Византию. Со второй половине XI века Восточная Европа вступает в период феодальной раздробленности. И так же, как и на Западе, средневековое славянское искусство обрело свое самостоятельное неповторимое лицо уже тогда, когда была нарушена неустойчивая централизация государственной власти. До этого культура Восточной Европы была высокой, но еще не вполне самобытной. Приняв в конце Х веке христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян. Славяне знали литье и чеканку, керамику и вышивку, владели тонким мастерством эмалей. Они производили искусные ювелирные изделия — бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья), усыпанные "зернью", увитые сканью.

Киевское, Полоцкое, Новгородское княжества быстро выдвинулись в ряд передовых стран средневекового мира. Время княжения Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Всеслава Брячиславовича осталось как время процветания и славы этих земель. Князь Ярослав был выдающимся государственным деятелем, который "книгам прилепса... и собра писце многы и перекладаше от грек на словеньское письмо, и списана книг многы...". Киев, Полоцк и Новгород, помимо Византии и Скандинавии, сообщались со славянскими странами, с Францией, Германией, Англией, что оказывало влияние на торговые отношения и развитие их культур. В XI веке широко и богато обустраивались города, были заложены храмы Софии, начали составляться летописные своды.

Как на Западе, так и на Востоке церкви богато украшались, были своего рода культурными центрами. Софии Киевская, Полоцкая и Новгородская были украшены мозаиками и фресками работы выдающихся мастеров. Эти мозаики достойны стоять в ряду лучших творений византийского искусства, но в них есть и нечто новое: печать характера молодых мужественных народов, для которых культура Византии была отправной точкой, а не предметом слепого подражания.

Древнее восточнославянское искусство развивалось в общем русле средневековой культуры. Оно, так же, как и современное ему искусство Западной Европы, оставалось преимущественно церковным, преломляло впечатления жизни через призму христианской мифологии и соблюдало установленную иконографию. Оно также было и делом рук ремесленников, делом коллективным, артельным, его художественные принципы складывались как приемы искусного, "хитрого" ремесла, поэтому оно естественно входило в окружение и быт человека и составляло основу будущих собраний восточнославянских князей и царских династий.

В Средневековье подобные сокровищницы расценивались как необходимый атрибут власти. Их имели многие восточнославянские князья в своих резиденциях. Здесь проводили собрания, приносили жертвы богам, сюда привозили дань, торговали. Они становились местом хранения княжеских сокровищ, подробные сведения о которых, к сожалению, до нас не дошли.

Если начало собирательства, а точнее, процесс накопления предметов, на киевских, новгородских и полоцких землях прослеживается фрагментарно, то факт существования сокровищницы Великого княжества Литовского в историографии бесспорен. В ней находились архив Великого княжества Литовского, канцелярские книги, важнейшие государственные документы, военные трофеи, дары, другие вещи. Одновременно она выполняла функции главного арсенала. До середины XVI в. сокровищница, тесно связанная с великокняжеской канцелярией, была подчинена непосредственно канцлеру, затем подскарбию земскому (министру финансов).

С богатством светских правителей по красоте содержащихся в них сокровищ могли соперничать некоторые средневековые церкви. Коллекции церквей имели как экономический, так и идеологический характер. В их составе были многие реликвии, которые пользовались уважением верующих и связывались с именами Христа, Матери Божьей, апостолов, святых и мучеников. Большинство реликвий были украшены золотом, серебром и драгоценными камнями. В храмах хранились также рукописи в роскошных обложках, дорогие восточные ткани.

Так, известная белорусская просветительница Ефросинья Полоцкая вместе с составлением церковных акафистов и переписыванием книг заботилась о пополнении художественными реликвиями основанных ею храмов. Она решила украсить Богородицкий мужской монастырь иконой Матери Божьей Эфесской — одной из трех икон, которые, согласно христианской традиции, евангелист Лука написал с девы Марии. Намерения Ефросиньи помогли осуществить император византийский Эммануил Комнин и патриарх Лука Хрисоверг, и вскоре икона Матери Божьей была доставлена из Эфеса в Полоцк. Ефросинья же "внесше в церковь богородицы и постави ю... и украси ю златом и камением многоценным".

Построенная по приказу Ефросиньи Полоцкой Спасо-Преображенская церковь также хранила в своей ризнице весьма ценные дары. Принявшая монашество сестра Ефросиньи, Звенислава пожертвовала монастырю свое приданое, "принеся всю утварь златую и порты многоценные".

Наконец, нельзя обойти молчанием такой шедевр белорусского декоративно-прикладного искусства, как крест, сделанный в 1161 г. полоцким мастером Лазарем Богшей для Спасского монастыря. Крест выполнял роль ковчега: в нем хранились полученные Ефросиньей из Иерусалима и Константинополя христианские святыни — капли крови Иисуса Христа, части креста Господня, камень гроба Богородицы, мощи св.Пантелеймона, св.Стефания и т.д.

Первое летописное упоминание об Оружейной палате относится к 1547 г. (здание построено в 1844—1851 гг. архитектором Константином Тоном).