Содержание
1. Введение
1.1 Народное творчество (истоки)
1.2 Основные мотивы в орнаменте
2. Семантика цвета в народном орнаменте:
2.1 Красный / белый/ черный
2.2 Желтый / зеленый
3.Отдельные ремесла
3.1 Борецкая роспись
3.2 Шенкурская роспись
Введение
В современных научных исследованиях философов, культурологов, психологов, лингвистов отмечается, что задача познания национальных особенностей продолжает оставаться одной из важных самопознаний каждого народа, а также для взаимопонимания народов в процессе их межкультурной коммуникации.
В условиях современности, характеризующейся процессами глобализации культур, актуальной является проблема изучения и сохранения основ традиционной культуры.
В декоративно-прикладном искусстве видное место занимают народные художественные промыслы. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры.
Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы происходят от древних ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а не редко охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки»- работа в помещичьих мастерских. Иные родились из городского ремесла.
Целью курсовой работы: Анализировать семантическую связь цвета в народном орнаменте дохристианской Руси. Проследить связь орнамента с обрядами, которые являлись неотъемлемой составляющей жизни наших предков.
Задачей курсовой работы является предостеречь от неоправданной стилизации цвета и орнамента, показав смысл, частично или даже полностью утраченный, но не исчезнувший из «духовного поля» культуры по сей день.
К сожалению, данная тема настолько обширна, что полностью раскрывать ее в данной работе мы не станем. В первой части мы рассмотрим орнаментальный мотив, и его связь с культами древних. Во второй главе мы рассмотрим семантику цвета в народном орнаменте (красный / белый / черный и желтый/зеленый). И в третьей главе мы рассмотрим самых ярких представителей народного творчества, таких как Холмогорская роспись, Борецкая роспись, Шенкурская роспись.
семантика творчество цвет орнамент быт
1.1 Народное творчество (истоки)
Прежде чем приступить к осмыслению вопроса о народном творчестве, нужно проследить и рассмотреть этапы его развития. В этой главе я буду отмечать важнейшие этапы развития славянской народности, мировоззрение, верования, обряды идущие из глубины тысячелетий.
Народные сказки, хороводы и песнопения , былины и думы, красочные и глубокие по смыслу свадебные обряды, народные вышивки, художественная резьба по дереву- все это может быть исторически осмысленно только с учетом древнего языческого миропонимания.
Расставим этапы славянского язычества в хронологическом порядке:
1. Славяне первоначально «клали требы упырям и берегиням»,
2. Под влиянием средиземноморских культов славяне «начинали трапезу ставши Роду и Рожаницам»,
3 .Выдвинулся культ Перуна (возглавлявшего список древних богов),
4. По принятию христианства « Перуна отринута» но «оттай» молились как комплексу богов, возглавляемому Перуном, так и более древним Роду и Рожаницам.
1. Первая эпоха- поклонение и принесение жертв упырям и берегиням. Все это разные формы моления о плодородии, о своевременных дождях, которыми очевидно ведали вилы-берегини. Берегини-русалки, но только не в том позднем понимании их, какое отражено в фольклоре в художественной литературе XIX в.(зловредные и коварные утопленницы), а в том, которое сохранилось в болгарском фольклоре о вилах, красивых крылатых девах, заботящихся о посевах и о дожде для нив.
Упыри и берегини - древние, архаичные наименования олицетворений двух противоположных начал - злого и доброго, враждебного человеку и оберегающего человека. Позднейшие сирены с птичьим или рыбьим обличьем, вероятно, являются уже некоторым видоизменением первоначальных представлений; об этом говорит и двойственность образа (девушка- птица и девушка- рыба), что являлось попыткой выразить, с одной стороны, родство со стихиями воды и воздуха, с другой - родство с самим человеком.
2. Нарушая хронологическую последовательность, рассмотрим не Рода и рожаниц, культ которых идет за культом упырей и берегинь, а третью, последнюю стадию славянского язычества, непосредственно предшествовавшую принятию христианства- поклонению Перуну. При описании языческой реформы Владимира на первом месте среди шести важнейших богов поставлен Перун. С другой стороны, в поучениях против язычества XI-XII вв. мы наблюдаем очень спокойное отношение к Перуну: авторам- церковникам культ Перуна не представлялся главным среди различных языческих заблуждений; Перун расценивался на равнее с другими богами. Разгадку этого противоречия нашел Е.В. Аничков, показавший, что «культ Перуна - дружинно-княжеский культ киевских Игоревичей », прямо связанный с рождением государственности и в силу этого культ молодой, недавний.
В трехступенчатой периодизации славянского язычества мы рассмотрели первую стадию, неизмеримую по ее хронологической протяженности, длившуюся, вероятно, десятки тысячелетий, и последнюю, третью стадию, длительность которой исчислялась всего лишь десятилетиями или одним- двумя столетиями. 3. «Вопрос о почитании рода и рожаниц принадлежит к самым темным и запутанным». По не понятной причине исследователи полностью уравняли Рода с рожаницами, не обращая внимания на то очень важное обстоятельство, что Род всегда, во всех источниках упоминается в единственном числе, а рожаницы - всегда во множественном.
В результате укрепился взгляд на рожаниц и Рода как на мелких демонов человеческой судьбы, жизненной доли одного человека. Роду отводилась роль домового. Славянское понятие, обозначенное этим словом, было значительно шире античного (которому точнее соответствовали слова «доля» «среча» «судьбина» и др.) и включало в себя идею плодородия, урожая (слова с корнем «род»- «рож»). Для славян - земледельцем было совершенно естественно сочетать одним словом понятии судьбу и урожай, долю как предназначенное жизненное место человека и его долю в жизненных благах. Культ рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению чего- то или кого-то, должен был быть многозначным, в нем могли проявляться и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и культ божеств помогавших рожаницам, и аграрно-магические представления земледельцев о богинях и урожае. Учитывая давнее повсеместное уподобление женщины, рождающей нового человека, земле, рождающей урожай нового хлеба, необходимо и в рожаницах учитывать этот аграрно-магический аспект, возникший еще в земледельческом неолите и энеолите.
1.2 Основные орнаментальные мотивы
В предыдущем параграфе мы частично рассмотрели основные этапы славянского язычества. В этом параграфе мы рассмотрим, как культы и обряды поклонения повлияли на орнаментальный мотив.
Произведем при помощи этнографических загадок (взятых из большого числа им подобных) три хронологических зондажа в археологическую глубину тысячелетий.
Объекты должны быть выбраны из области изображений, так или иначе связанных с ритуальной стороной народного быта. Первым примером для нас послужит один устойчивый элемент узора свадебного наряда невесты; вторым – один из загадочных сюжетов на пасхальных яйцах ‑ писанках; третьим примером будет широчайшим образом распространенный ромбический узор на полотенцах, являющихся, как известно, предметом ритуальным.
1.На свадебных «молодецких» паневах, на вышитых рукавах женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест‑ накрест на четыре маленьких квадрата или ромба.
В центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка. Так как квадрат есть частный случай ромба, то назовем эту композицию «ромбо‑точечной». Обычно эта композиция не заслоняется другими элементами. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут полосой в один ряд, соприкасаясь лишь углами. Иногда встречается сплошной тканый узор, состоящий только из таких фигур, но тогда между ромбами оставляют просветы, благодаря чему зритель всегда воспринимает основной элемент этого узора – фигуру из четырех сомкнутых ромбов с точками.
Связь ромбо‑точечного узора со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины заставляет нас обратить на него особое внимание, так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах:
во‑ первых, как будущая плодовитость девушки‑ невесты, а во‑ вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.). Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса.
В этом слиянии аграрного и женственного начал сказывается не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье.