Смекни!
smekni.com

Социалистическая культура (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

1. Формирование социалистической культуры как категории культурологического знания: исторические детерминанты и направленность

2. Социалистическая культура советского периода в системе типологии мировой и отечественной культуры

3. Культура и искусство стран социалистического лагеря

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность темы исследования. Культура в современной России переживает сложный и противоречивый период своего развития. Очевидно, что сдвиги в области культуры, происходящие в последние годы, во многом вызваны отказом от государственной регламентации в этой сфере общественной жизни.

Посредством культуры в советском обществе транслировались общечеловеческие ценности и придавалось экзистенциальное значение самопознанию человека, поэтому как часть его духовного потенциала она представляет собой интересный аспект для изучения.

Не случайно её изучение в контексте истории российской культуры все чаще становится объектом исследовательских интересов и многочисленных дискуссий среди ученых.

Советская культура, социалистическая в своей сути, как форма общественного сознания и специфический феномен выражает способ деятельностного существования человека и обуславливает рациональное упорядочивание и систематизацию эмпирического опыта в процессе освоения им действительности и смысла бытия.

Глобализация современного мира трансформирует концепт "советская культура", изменяя его влияние на традиционные и нетрадиционные компоненты культуры общества. Это актуализирует ' необходимость исследования его в рамках и культурологического знания и в целом теории культуры.

Выявление специфических особенностей концепта "социалистическая культура" по отношению к современному российскому и мировому сообществу позволит определить общие черты и точки соприкосновения в нем особенностей менталитета и образа жизни российского народа.

Целью данной работы является исследование социалистической культуры.

1. Формирование социалистической культуры как категории культурологического знания: исторические детерминанты и направленность

Как известно, начало советскому периоду отечественной истории и культуре положила Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Социальное творчество, возникшее вместе с революцией и строительством основ социализма, привело к качественным сдвигам в сфере материальной и духовной культуры народа, а он сам стал генеральным субъектом и объектом достижений культуры.

С.Л.Франк писал о разрушительной и созидательной роли революции в отечественной культуре: "Русская революция по своему основному социальному существу есть восстание крестьянства, победоносная и до конца осуществленная пугачевщина начала ХХ века… Этот процесс стихийной демократизации России может быть охарактеризован как нашествие внутреннего варвара… Он несет в себе частичное разрушение непонятной и чуждой варвару культуры и имеет своим автоматическим последствием понижение уровня культуры… С другой стороны, нашествие это движимо не одной лишь враждой к культуре и жаждой ее разрушения; основная тенденция его стать хозяином, овладеть ею, напиться ее благами. Нашествие варваров на культуру есть поэтому одновременно распространение культуры на мир "варваров[1]".

Откуда же однако в России появились внутренние "варвары", о которых пишет С. Франк? Да это все те же русские крестьяне и рабочие, отчужденные от культуры царским режимом, а потому пошедшие в ходе гражданской войны на "разрушение непонятной и чуждой" культуры. Но были и другие причины этой "вражды к культуре и жажды ее разрушения". Революционный радикализм масс имеет глубокие социокультурные и психологические корни. Об этом великий русский поэт А.А.Блок, видевший этот процесс, писал: "Почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.

Почему валят столетние парки? - Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной, а дураку - образованностью". История, на этот раз отечественная, вновь подтвердила старую истину: отчуждение народа как главного субъекта культурно-исторического процесса от культуры и превращает его в "варвара". А варваризация народных масс чревата не только социальными потрясениями, но и тяжелыми потерями в самой культуре.

Однако социалистическая революция и массовое социальное творчество 1917-1920-х годов, задавшие исторические перспективы советской цивилизации, несмотря на известные разрушения, сразу же определили позитивный и созидательный вектор всему развитию отечественной культуры. Высвобожденная общественная энергия задала новую тональность культуры, ее оптимистический настрой, который улавливался во всем: образовании, просвещении, литературе, театре, музыке, песне. Но, самое главное, отечественная культура начинающегося советского периода сразу же выявила в себе качественно иное отношение и проблеме отчуждения. Как справедливо заявляет кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института культурологии Министерства культуры РФ (специалист в области социально-философских проблем советской культуры) Л.А.Булавка, "это отношение не сводилось лишь к отражению феномена отчуждения, а (и это принципиально ново) несло в себе некий внутренний посыл, установку на снятие-снимаемость-снятость отчуждения, причем не просто в абстрактно-гуманистической форме, а (NB!) в конкретно-исторической форме. Советская культура, тем самым, несла в себе два качественно новых момента: (1) установку на преодоление отчуждения в (2) его конкретно-исторической форме".[2]

Уже в первом воззвании Наркомпроса РСФСР и Государственной комиссии по просвещению от 9 ноября 1917г. содержался призыв к интеллигенции включиться в активную работу по просвещению и образованию народа. "Вся истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит неграмотность и невежество, - говорилось в обращении, - должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщего обязательного и бесплатного обучения … Школа для взрослых должна занять первое место в общем плане народного обучения".[3]

По поручению В.И.Ленина Литиздат Народного комиссариата по просвещению только с мая 1918г. по май 1919г. напечатал 175 наименований русской классической литературы общим тиражом 6 миллионов томов. Среди них произведения Белинского, Гоголя, Гончарова, Жуковского, Кольцова, Никитина, Помяловского, Салтыкова-Щедрина, Успенского, Чернышевского и др. В 1919г., т.е. в разгар гражданской войны, развязанной свергнутыми классами, когда в стране бал острейший дефицит бумаги, произведения А.С.Пушкина были изданы тиражом в 750 тысяч экземпляров. С окончанием гражданской войны издательская деятельность приобретает масштабы ранее невиданные. Так, с 1925 по 1931г. количество изданий выросло с 32,3 тысячи до 54, 6 тысячи. Выпускаются серии "Библиотека русских романов", "Классики русской литературы": Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Герцен, Тургенев, Гончаров, Некрасов, Островский, Тютчев, Толстой, Чехов, Короленко, Горький. Созданное А.М.Горьким в 1918г. Издательство всемирной литературы выпускает серию "Библиотека мировой классики". В 1926 г. начинает выходить серия "Народная библиотека".

"В массу надобно двинуть всю старую революционную литературу, сколько ее есть у нас и в Европе", - говорил В.И.Ленин А.М.Горькому. В 1921 г. он выдвинул проект массового распространения классической литературы через средство газеты. "Почему бы нам не научиться достичь того, чтобы в один год - даже при теперешней нищете - дать народу, по два экземпляра на каждого из 50 000 библиотек и читален, все необходимые учебники и всех необходимых классиков всемирной литературы, современной науки, современной техники? Научимся".[4]

Итак, созидательный вектор в развитии отечественной культуры совершенно отчетливо проявился с самого начала советской цивилизации и воплотился в следующих направлениях.

А) Просвещение. По декрету II Всероссийского съезда Советов был образован Наркомат просвещения РСФСР, наделенный очень широкими функциями (дошкольное воспитание, средняя и высшая школа, профессионально-техническая подготовка, просветительская работа в массах, издательское дело, управление наукой и всеми видами искусства).

В 1918г. издан декрет "О создании школ для национальных меньшинств", а в 1919г. - "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". По этому декрету "все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучиться грамоте на родном или русском языке по желанию".

Сразу была начата реформа образования, узаконенная в октябре 1918 г. декретом "О единой трудовой школе". Введя в 1918г. единую трудовую школу, новая власть обеспечила выдачу бесплатных учебников, завтраков, одежды. Всего с 1918 по 1919г.г. было открыто 13 тысяч школ. Тогда же была предложена долгосрочная программа развития народного образования, которая и воплотилась в течение всего советского периода. Эта программа, определившая черты советской системы образования, возможно, лучше всех других выражает суть советской цивилизации в целом. Школа - это главный Государственный институт, который "создает", "возделывает" гражданина и воспроизводит общество. Это "консервативный генетический аппарат" культуры, вводящий в ее необъятный мир и человека и социум в целом.

Б) Наука. Советский строй с самого начала включал науку в качестве важнейшей производительной (материальной) и духовной силы. Основа советской системы организации науки была заложена в 1918г. Она продолжила старые принципы организации науки в России - науки как части державного государства, – в отличие от сложившейся в протестантской культуре науки, как части гражданского (либерально-демократического) общества. В выборе типа научной системы личное активное участие принимал В.И. Ленин, которому пришлось оказать жесткое противодействие "левакам" в их попытках реформировать "императорскую" Академию наук. Советское государство сделало Академию наук главным ядром новой социокультурной системы.Наука должна была стать локомотивом, способным двинуть страну по пути социалистических преобразований.