Необходимо проследить взаимодействие школы и музея в рассматриваемый период, на вопрос выполнения социальной музейной функции образования и воспитания. После революции демократические традиции просветительства начала XX века получают дальнейшее развитие, 1920-е гг. богаты экспериментами в области взаимодействия школы и музея. К ним относятся организация детских музеев. Этап 1920-1930-х гг. связан с реформированием дореволюционной школы. В первые десятилетия советской власти возникает модель детского музея, учитывающая потребность детей в свободном творческом изъявлении, их стремление познавать мир через игру (игромузей). Конкретное воплощение модель игромузея получает в концепции Детского дворца, разработанной А.У.Зеленко, но так и не реализованной, в детских выставках («Для детей про зверей», «Что чем движется», «Как дети учились прежде и учатся теперь» и др.), организованных в 1920-е гг. членами музейно-выставочной комиссии Института методов внешкольной работы (Зеленко, П.Я.месин, В.Кордес и др.), а также в деятельности основных в этот период детских музеев – Музея игрушки и Музея детской книги. На этих выставках и в музеях дети попадали в атмосферу увлекательной и умной игры, которая является наиболее естественным для ребенка проявлением созидательности. Однако, существовал игромузей недолго, так как не вписывался в идеологию, которая, провозглашая «всестороннее развитие личности», на самом деле препятствовала её проявлению. Особую группу детских музеев составляют музеи детского творчества, первый из которых был основан Ф.И.Шмитом в 1920 в Харькове, но в России они не получили значительного распространения.
Другими экспериментальными направлениями взаимодействия школы и музея в послереволюционный период были: использование методик активизации юных посетителей, в том числе экскурсий «по переживанию», по принципу «искания художественной воли» (А.В.Бакушинский, Н.П.Сакулин), социологическое исследование школьной аудитории (впервые проведены в Третьяковской галерее под руководством Л.В.Розенталя). В 1923 Исторический музей устраивает выставку «Музей и школа» с целью познакомить деятелей просвещения с приёмами педагогической работы. Одновременно со 2-й половины 1920-х годов в связи со всё более усиливающейся идеологизацией музеев задача из приближения к задачам школьного дела получает новую трактовку. С одной стороны, партийно-правительственные постановления о начальной и средней школе (1931-1936) стимулировали контакты школы и музея, так как указывали на необходимость усиления в обучении принципа историзма, повышения наглядности обучения, введения краеведческого материала, но с другой стороны, они ставили деятельность музеев в прямую зависимость от задач школы, где начинает преобладать односторонняя ориентация на формирование знаний, умений, классового подхода в ущерб идее развития личности. Формируется концепция «музея-учебника», призванного служить лишь иллюстрацией к школьной программе. Взаимодействие начинает приобретать характер подчинения музеев учебно-воспитательному процессу в школе, что определило их сотрудничество на последующие десятилетия.
С середины 1930-х гг. впервые к музеям предъявляется требование создания системы работы со школой, для чего в 1934 г. при Музейном отделе Наркомпроса создается школьная комиссия и аналогичные комиссии в музеях (первая возникла в Русском музее в 1931 г.), практикуется проведение конкурсов на лучшую работу музеев со школой, заключение договоров о шефстве над школами, а также подготовка учителей к самостоятельному проведению музейных уроков и экскурсий (однако в стране так и не сложилась традиция осмотра музеев школьниками с учителями, существующая в других странах).[39]
В первое послеоктябрьское десятилетие приобрело большие масштабы экскурсионное дело, хотя практические и теоретические вопросы экскурсионного дела разрабатывались в первые годы XX в. И.В.Гревс, Н.А.Гейнике, Н.П.Анциферов, Б.Е.Райков, Д.Н.Кайгородов, В.А.Герд, А.В.Бакушинский, А.Я.Закс и др. представители экскурсионной школы, опираясь на отечественный и зарубежный опыт, обосновали теоретические принципы и организационно-методические основы экскурсионного дела. Разработанный ими экскурсионный метод основан на совокупности характеристик: первичности зрительного впечатления, превалирования показа над рассказом (значение словесного комментария), моторности (передвижение по определенному маршруту и осмотр объекта с разных сторон и расстояний), а также тематичности. Большая роль отводилась экскурсоводу, его профессиональному мастерству, умение активизировать экскурсантов и «оживить» материал экскурсии. Сначала экскурсионный метод разрабатывался для экскурсий на «открытом воздухе» и лишь впоследствии был спроецирован на музейные экскурсии.
Большую роль в становлении экскурсионного дела были призваны сыграть Центрально бюро краеведения (1921-24 гг.), а также Петроградский научно-исследовательский экскурсионный институт (1921-1925), цель которых состояла в изучении «экскурсиоведения по всем областям жизни природы и человеческой культуры» для создания «цельной образовательной системы». Для подготовки кадров экскурсионных работников в Петрограде и Москве были созданы инструкторские экскурсионные станции.
В первые десятилетия XX в. был опубликован ряд работ по экскурсионному делу, издавались журналы «Русский экскурсант» (Ярославль), «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса), «Экскурсионный вестник» (Москва), «Экскурсионное дело» (Петроград). Содержание экскурсионного дела в этот период заключалось в изучении мировой и отечественной истории, природных и культурных достопримечательностей страны, особенностей национальной культуры. С середины 1920-х гг. экскурсионное дело достигло наивысшего расцвета, однако к концу 1920-х – началу 1930-х гг. его развитие, как и краеведения, было приостановлено. Многие экскурсионные работники и краеведы подверглись репрессиям, а экскурсионные организации были реорганизованы. Уже с середины 1920-х гг. экскурсионное дело стало развиваться под руководством Главполитпросвета. В 1928 г. вместо ликвидированного Российского общества туристов (РОТ) было создано Общество пролетарского туризма, преобразованное затем во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (1930). С 1936 руководство туризмом и экскурсиями стало осуществлять созданное при ВЦСПС Центрально туристско-экскурсионное управление. Уже в начале 1920-х гг. в экскурсионном деле всё больше внимания стало уделяться пропаганде революционных завоеваний, а согласно решениям IV съезда обществ политпросвета (1926) экскурсионное дело должно было строиться только на основе марксистско-ленинской идеологии. С начала 1930-х гг. угасает творческо-исследовательский подход к решению методических, содержательных проблем экскурсионного дела. Музеи провозглашаются политико-пропагандистскими центрами, а экскурсия из научного комментария к экспозициям превращается в агитацию идеологического характера.[40]
Но наблюдались и позитивные результаты деятельности музеев по изучению и охране историко-культурных ценностей, особенно в сотрудничестве музеев с научными учреждениями. Например, идея создания Музея истории религии возникла в начале 1930-х годов в среде учёных Института этнографии АН СССР. В 1928 году В.Г. Богораз – Тан, выдающийся российский этнограф и языковед, предложил организовать в Ленинграде выставку по типологии и истории религии, основанную на подлинных экспонатах. Под его руководством сотрудники Музея антропологии и этнографии при помощи работников академической библиотеки и при содействии учёных Эрмитажа создали новую выставку. Она открылась 16 апреля 1930 года в Зимнем дворце. Здесь были представлены многие уникальные предметы культа из Африки, Индии, Китая, картины и скульптуры известных мастеров, редкие книги, рукописи. Выставка пользовалась определённым успехом, поэтому встал вопрос о том, чтобы превратить её в постоянно действующий музей. Музей был создан решением Президиума Академии наук СССР от 7 сентября 1930 года и открыт 15 ноября 1932 года в помещении Казанского собора. Первым директором музея стал В. Г. Богораз – Тан.
Также в интересном направлении шла деятельность научно-просветительной работы медицинских музеев. Первыми послереволюционными медицинскими музеями были Музей здравоохранения в Петербурге и Государственный музей социалистической гигиены Наркомздрава РСФСР, созданные в 1919 г. В 1920-30-е гг. медицинские музеи сыграли большую роль в развитии санитарного просвещения и в борьбе за оздоровление условий труда и быта. К 1926 г. во многих промышленных городах СССР существовали музеи по проблемам социалистической гигиены, гигиены труда и профессиональным заболеваниям. В 1934 г. в Москве открыт музей охраны материнства и младенчества. Первый музей по истории военной медицины в России открыт в 1942 г. в Москве.[41]
Из общей картины музейного дела России 1920-40-х гг. можно выделить её один тип музеев - научно-технические. В конце XIX – начале XX века по мере возрастания роли науки и техники все большее значение приобретало осмысление исторического пути, пройденного человечеством в процессе накопления рациональных знаний и навыков. Проекты создания в России музея науки и техники с использованием новейших достижений мировой музейной теории и практики разрабатывались в 1915 г. Н.А.Умовым, П.ПюЛазаревым, В.И.Вернадским. 1-я мировая война и революция 1917 г. в России отодвинули осуществление этих идей, и лишь в конце 1920-х – начале 1930-х гг. ненадолго появилась возможность их частичной реализации: в ходе технической реконструкции шла массовая утилизация образцов старой техники, инструментов и приборов, а процесс перестройки и перепрофилирования ряда старых музеев открывал пути свободному движению коллекций и собраний. В созданном при Институте истории науки и техники АН СССР Музее истории науки и техники (Ленинград, 1931-36) удалось собрать внушительные коллекции первоклассных памятников за счет выделения непрофильных и дублетных материалов из древних музеев, сбора образцов старой техники и приборов (поступали как устаревшие их научных учреждений и с предприятий; спец. Постановлением Леноблисполкома запрещалось уничтожение старой техники), дарений частных лиц; разрабатывалась комплексная экспозиция по истории науки и техники, где главной задачей был показ не вещей, а идей. В Москве при Комакадемии Истории науки С.Л.Соболь начал собирать материалы для музея микроскопии (коллекция временно хранится и экспонируется в Политехническом музее); при научно-исследовательском секторе ВСНХ СССР был основан Музей истории химии; исторический и музеологический интерес представляет попытка создания грандиозного Дворца техники (начало 1930-х, Москва), в разработке проекта экспозиции которого участвовали ведущие историки науки и техники, музейные работники. Наметились контуры сети историко-научных и историко-технических музеев, зарождались элементы такого направления в музеологии, как промышленная археология.[42]