Смекни!
smekni.com

Декоративный витраж (стр. 2 из 3)

Главное достоинство витража в том, что он смотрится на просвет, сохраняя максимальную интенсивность цвета и создавая ощущения праздничности, нарядности. Малейшее изменение освещения – и колорит витража тоже меняется, обретая все новые нюансы: приподнятость, сказочность, загадочность. В одном из окон Третьяковской галереи можно увидеть замечательный витраж, изображающий всадника. Автор его – великий русский художник Михаил Врубель [11,107].

Произведения этого вида искусства, украшающие помещение создавались в Древней Руси. Их тематика включила героические, аллегорические, пейзажные и другие сюжеты, отражавшие свое время и выполняющие определенный социальный заказ. Многие из них, прежде всего связанные с народным фольклором, в любовно выполненном национальном орнаменте, по сей день не потеряли своего исторического и художественного значения [4].

Для современного искусства характерно слияние познавательной и чисто художественной сторон творчества.

Для исторического развития тематики и композиции витражей характерен переход от сложных повествовательных циклов на религиозные сюжеты к отдельным эпизодам, от статичных схематичных мозаичных изображений к развитому рисунку и все более мелкому и сложному узорчатому орнаменту, от схематичной двухцветной палитры (красный и синий) к полихромии. В эпоху капитализма, и особенно в его империалистическую фазу искусство витража пришло в упадок. Попытки возрождения витража в общественных зданиях во второй половине XIX в., например, на Всемирной выставке в 1867г., в Париже (где витражная живопись была представлена 54 художниками разных стран) оказались малоуспешными. Формы витража мельчали. В архитектуре и мебели стиля модерн применялись декоративные витражи с характерным вычурным изломанным орнаментом, в сочетании с толстым непрозрачным стеклом [15].

В XX веке техника витража стала значительно разнообразнее. Витражи из прозрачных пластмасс, из стекол скрепляются не свинцом, а наклеиваются на прозрачную основу – стеклянную или пластмассовую. Сверху такой набор прижимается вторым листом прозрачного материала, и получался так называемый пакетный витраж.

В нашей стране наибольшее распространение получила впервые широко разработанная художниками Литвы техника витража из толстого сколотого или литого стекла, скрепляемого цементом. Новая техника укрупнила рисунок витража, придала ему большую обобщенность и декоративность.

В современной архитектуре витраж обрел новую жизнь и все чаще встречается в различных типах зданий. Это связано не только с расцветом монументального искусства в последние годы, но и с переходом на новую технику пакетного витража, монтируемого в металлических переплетах, витража на цементной связке, витража с применением пластмасс [15, 55-56].

Значительные работы по возрождению и развитию искусства витража велись в СССР. Советский витраж приобретает новую, насыщенную пафосом социалистического строительства тематику и новые реалистические образы. В жизнеутверждающем реалистическом плане выполнен живописью по стеклу витраж в Московском доме пионеров. Витражи павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939г.) демонстрировали использование национального орнамента советских республик и применение новой техники. Интересны витражи в санатории Министерства путей сообщения СССР в Кисловодске («Вид кавказских гор с Эльбрусом», 1936г., художник М.В.Егоров), витражи, выполненные для Всесоюзной строительной выставки («Строительство завода на Урале» и «Восстановление Донбасса», 1945г., художник И.М.Рабинович) и витраж в Государственном хореографическом училище в Москве («Танцы народов СССР», 1958г., художник Е.С.Жигалкина).

На высоком уровне техника изготовления витражей стояла в Латвии. С большим успехом работали в области витража латышские мастера, создавая произведения на темы латышских народных песен, истории города Риги. Наряду с этим в Латвии возрождается искусство камерного витража. Он применяется в виде экранов на окнах, в виде небольших интерьерных перегородок, ширм.

Применялись Витражи в сооружениях Ташкента и других городов советских республик. Витражные композиции включены в план архитектурного оформления станций Московского метрополитена, павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, высотного здания Московского университета. Подготовка специальных художественных кадров – ведется в Московском институте прикладного и декоративного искусства.

Сегодня производство витражей шагнуло далеко вперед в технологическом смысле, увеличились возможности производства витражного стекла, расширилась цветовая палитра, усовершенствовались инструменты, и способы обработки стекла. В технику изготовления витража введены разнообразные новые методы стекловарения, окраски стекла, крепления (помимо металлического крепления стекол, применяется склейка). Используется пластмасса в сочетании со стеклом и самостоятельно. Наряду с живописью, гравированием и гранением практикуются химические (травление), и новые механические (варио-флекс, пескоструйный аппарат) способы нанесения изображения. [1,202].

Увеличились художественные возможности применения витража. С течением времени расширилось число витражных техник и вариантов исполнения витража. Хотя по-прежнему актуален классический витраж, где стеклянные детали скрепляются свинцом, латунным или медным профилем.

В настоящее время нам известно очень мало умельцев этого ремесла, такие народные мастера, как Эмма Седман, Клара Элизабет Френклиш – Англия, Виктор Бурцев, М. Бондаренко, Н. Филатов несут свой вклад в развитие этого творчества.

Эмма Седман – автор множества дизайнерских проектов по витражной росписи мелких интерьерных форм: сосудов, бутылок, ваз, оконного стекла, автор создания витражных композиций и стеклянных дверей.

Творчество мастеров мы хотим передать детям. Лучше всего это достигается в системе дополнительного образования, только в системе дополнительного образования, как нигде больше, можно реализовать все эти цели. Существует масса кружков народных промыслов.

Мы предлагаем реализовать от простого к сложному. Сначала – музей и мастерские, затем – образцы готовых изделий, материалы – свое творчество.

Настоящий профессиональный витраж для новичков дело почти недоступное, потому что при его изготовлении применяется цветное стекло, которое скрепляется свинцово-оловянной жилкой особенного профиля, которую прокатывают на предназначенном для этого станке. Сделать витраж из цветного стекла своими руками непросто. Для этого нужно терпение, определенные способности, навыки, необходимые инструменты, приспособления и материалы.

Существуют три основных способа изготовления декоративных витражей:

I способ – витраж из цветных стекол представляет собой мозаику, составные части которой расположены свинцом так, что образуют картины или сочетание геометрических фигур.

II способ – здесь употребляется обычное прозрачное стекло, на которое эмалевыми красками наносят рисунок. Затем краски обжигают, и они со стеклом составляют одно целое. Однако, эмалевая живопись на стекле менее эффективна.

III способ – используется обычное прозрачное стекло. Декоративность достигается расположением свинцовых полос, соединяющих отрезки [11].

С помощью художников-витражистов удалось выработать упрощенный, вполне приемлемый для кружка вариант. Упрощение относится только к технологии, но не к художественным достоинствам витража – тут все зависит от способностей и вкуса.

Начинать нужно с эскиза в цвете. Размер и форма витража всегда зависят от того места, куда его установят. Когда эскиз будет готов, рисуют весь узор карандашом в натуральную величину на листе бумаги и нумеруют каждый элемент. Это рабочий рисунок. Затем переносят рисунок с помощью копирки на лист картона или плотной бумаги и разрезают на отдельные части, предварительно пронумеровав их точно так же, как на первом листе. Каждая из этих частей будет служить шаблоном. Следует уменьшить края шаблонов на толщину металла, из которого изготовляют жилку, скрепляющую отдельные части витража. Чтобы избежать грубых ошибок при выборе цвета следует ознакомиться с некоторыми правилами цветовой грамоты. Все цвета можно условно разделить на «теплые» и «холодные».

К «теплым» относятся те, где преобладает желтый цвет – это красный, оранжевый, все оттенки желтого.

«Холодными» называют цвета, в которых главенствует голубой: зеленый, синий, фиолетовый. Красный, желтый и синий цвета являются основными. Смешивая их в разных пропорциях, можно получить любой цвет, существующий в природе. В композициях лучше использовать «дополнительные» цвета: красный – зеленый; синий – оранжевый; желтый – фиолетовый.